опыт работы "Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка"
материал по развитию речи по теме

формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  воспитателя

Челембеевой Н.А.

Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). На современном этапе, когда чтение книг, общение вытесняется просмотром телепередач, компьютерными играми происходит насыщение речи штампами, сленговыми словами.

Фразеологические обороты - это особый тип выражений, которые характеризуются следующими признаками:

1        сложный состав (состоят из нескольких слов и выражений);

2        постоянство (нельзя заменить слова, менять местами, выпустить какое-либо слово);

3        воспроизводимость (употребляется в том виде, в котором закрепилось в языке);

Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания людьми переносного значения слов и словосочетаний и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте детей подавляющее большинство слов находится в единственно прямом, номинативном значении, имеют предметно-логическое содержание. На определенном уровне развития абстрактного и образного мышления (к старшему дошкольному возрасту) у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В соответствии с исследованиями вопроса образности речи и словесного творчества Ушаковой О. С, Смольниковой Н. Г., Гавриш Н. В. И др. мы поставили перед собой следующие задачи:

1 обогатить речь детей разнообразными выразительными средствами;

 Развивать познавательную деятельность детей в ходе ознакомления их с иносказательными выражениями.

На начальном этапе мы попытались выявить понимание детьми образных средств языка и использования их в речи.

С этой целью применяла следующие задания:

Задание 1:

Цель: Выявить уровень понимания детьми иносказательного смысла фразеологических оборотов в изолированном виде и контексте.

Методика: Детям произносился фразеологизм - в руках всё горит -изолированно, а затем после беседы с детьми в контексте. О том, что это необычное иносказательное выражение, не указывалось.

Были заданы вопросы на выявление понимания смысла.

  1. Может ли в руках что-то гореть?
  2. О ком так можно сказать?

Составь предложение с данным выражением Критериями для анализа служили:

  1. Правильность.
  2. Точность словоупотребления.
  3. Умение придумывать предложение с данным выражением. Понимание смысла фразеологизма вызвало затруднения у детей, ответы

были как буквальные (Марина: «Руки жаркие, в них всё плавится»), так и противоположного понимания (Саша Ш. «В руках всё ломается, например, игрушки», Катя С. «Всё ломает»). Некоторые дети вообще не смогли составить предложения, так как на вопросы отвечали пожиманием плеч. После прочтения стихотворения, из контекста которого понятен иносказательный смысл, ответ детей соответствовал смыслу, хотя в основном задевали тему    стихотворения («Хорошо работает»; «Умеет

строить дом»; «Умеет работать топором и пилой»; «В их руках вся работа выполняется хорошо, спорится»).

Задание 2:

Цель: Выявить уровень развития образности речи.

Методика: Детям читается стихотворение, в котором «спрятан» фразеологический оборот - сломя голову - и смысл его из контекста понятен.

После чтения детям было предложено нарисовать рисунок и составить по нему рассказ.

Для оценивания ответов детей нами брались те же критерии, что и в задании № 1.

Задание вызвало у детей большой интерес.

Процессом рисования было увлечено большинство детей. Но даже после прочтения стихотворения некоторые дети значение оборота поняли в буквальном смысле (Ваня: « Бежит, думает, что едет машина, а она и вправду ехала, отдавила ему голову. Потом приехала милиция и скорая помощь»). В рассказе по своему рисунку фразеологизм не употреблён. Андрей нарисовал человечка с гипсом на ноге и, показывая на эту ногу, объяснил: «он уже в гипсе». Можно отметить, что значение этого фразеологизма понято детьми в буквальном смысле, рассказы составить не смогли, а только рисунки. Рассказы других детей выявили правильность понимания смыслового значения, но в своей речи образными выражениями не пользовались («Она только бежит, и у неё чуть голова не отвалилась»; «Он бежит, наклоняя голову»; Глеб выразился кратко, образно и с пояснением: «Девочка бежит от злой собаки сломя голову - очень быстро»).

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что дети испытывают трудности в понимании иносказательных выражений и не

употребляют их в речи. В то же время отмечается интерес к этим выражениям у детей.

С целью формирования у детей старшего школьного возраста образной речи, мною была внедрена система работы с применением методик Н.В. Гавриш и О. С. Ушаковой, которые предусматривают решение следующих задач:

  1. обогащать речь детей образными выражениями;
  2. побуждать к использованию их в речи;

На первом этапе я стремилась развивать внимание и интерес к необычным выражениям и обучала детей понимать значение через объяснение их возникновения.

В самом начале была проведена беседа, целью которой было помочь детям осознать переносные значения словосочетаний - фразеологизмов. Рассказала о том, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но если объединить такие слова в одном выражении («заруби себе на носу»), то они будут иметь совсем иной смысл. Зарубить на носу - значит запомнить. Рассказы из истории возникновения оборотов вызвали особый интерес детей. Использовала в работе словесные и наглядные методы. Словесные -объяснения, рассказы, чтение художественных произведений. Наглядные -показ картинок, иллюстраций. Практические - рисование по теме конкретного оборота. Для лучшего восприятия изготовила иллюстрированное приложение к пособию «Сами с усами».

На втором этапе продолжила знакомить детей с серией новых для них фразеологических оборотов. Проводилась работа по восприятию образных выражений. Развивала мышление, внимание, память, воображение.

Зная, что необычные выражения нельзя искусственно «привязывать» к процессу речевого общения, занятия проводились эмоционально, речь

взрослого выразительная, живая. Дети чувствовали, что фразеологические обороты - это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим способом выразить свою мысль. Разыграли сценку.

На ребенка надели кофту взрослого человека с длинными рукавами. Я рассказала о том, что на Руси рукавиц раньше не было. В мороз, чтобы согреть руки, разворачивали рукава. Мальчика в кофте попросили построить домик из кубиков. То, как он смахивал поставленные кубики рукавами, как ему было неудобно и неловко, вызвало общее веселье и смех. На вопрос как работают люди спустя рукава, дети отвечали: «плохо», «неловко», «неудобно». Что же нужно сделать, чтобы работа получилась хорошо? Само собой появился ответ: «засучить рукава».

Тем самым я в интересной и игровой форме объяснила смысловое значение фразеологизма, дала лингвистическое обоснование и побудила к любознательности, желанию узнать больше о родном языке, использовать образные выражения в речи.

Значимость наглядного материала для лучшего восприятия детьми смысла фразеологизмов (иллюстрации к пособию «Сами с усами») можно проследить на примере. Детям для осмысления был предложен фразеологизм - вешать лапшу на уши. На вопрос как вы это понимаете, прозвучали такие ответы «Шли человечки на кухню, а им лапша на уши падает. Они говорят: «Аж на ушах спагетти» (Катя С), «это лапша на уши упала с балкона» (Саша А.).

После того, как рассмотрели картинку, прослушали забавное стихотворение (см. Приложение), в контексте которого заключено смысловое значение фразеологизма, ответы носили другой характер. « Медведь лежал под ёлкой, а ворона ему лапшу на уши вешала, что на дереве низко весят салфетки и мёд» (Алина Б.).

«Ворона летела, увидела медвежонка и говорит ему, что там на дереве низко висят три бочонка мёда. Но медведь привык не верить воронам» (Соня).

Ответы детей напоминали историю, рассказанную в стихотворении, но иносказательный смысл фразеологизма им был понят. Лиза Г. Составила более отвлечённый рассказ: «Одна девочка вешала другой лапшу на уши, потому что говорила, что у неё дома есть клад, много денег».

Отсюда видно, что цель мы свою достигли, дети поняли, что есть выражения, которые носят не прямые, а иносказательные значения, хотя, начиная знакомство, мы каждый раз напоминали, что это выражение необычное.

На третьем этапе учились определять значение фразеологизма, подбирать синонимы, развивать мышление, воображение, общую мысль.

Помня рекомендации Львова, что разъяснения должны даваться детям без анализа их внутренней структуры, без выделения типов, поэтому объяснение удобнее всего проводить способом замены оборота синонимом или способом развёрнутого объяснения (ведь крылатые слова метафоричны, т. е. опираются на иносказательное значение, входящих в него слов). Была проведена работа с фразеологизмами - промокнуть до нитки - клевать носом - витать в облаках - дрожать как сосновый лист - гнаться за двумя зайцами - бежать высунув язык - просить каши.

Рисунки детей по знакомым фразеологизмам и составленные по ним рассказы дали нам определённые сведения о том, что дети осознают иносказательный смысл и пытаются передать его в рисунке и рассказе.

Заинтересовал детей рассказ об истории возникновения фразеологизма -медвежья услуга (басня Крылова «Пустынник и медведь»), где медведь, отгоняя назойливую муху от спящего друга, проломил ему булыжником

голову. Предложение разыграть эту сценку было принято с восторгом, но путником никто не хотел быть, такая услуга никому не нужна.

Следуя перспективному плану, в конце занятия проведено упражнение «Где здесь фразеологизм?» (см. Приложение). Из двух предложенных сочетаний слов дети выбирают, где прямой смысл (такое есть на самом деле), а где необычный.

В начале для образца было предложено два сочетания; «медвежья услуга» и «медвежья берлога». Конечно же, медвежью услугу вспомнили. Остальные сочетания не представляли трудности, т. к. давались в сравнении к 3 и 4 этапам, у детей накопилось определённые знания об иносказательных выражениях. Они знали, что в необычном сочетании слов спрятан особый смысл выражения, но определить его самостоятельно также вызывало затруднение, т. к. в речевом опыте детей их не было.

Загадки-шутки (см. Приложение) заставили детей задуматься. Даже перечислив все данные медленно, иногда по два раза с имитацией движения («толочь в ступе»; «набрать в рот воду»). Дети пытались сопоставить услышанное с тем, о чём говорили ранее. Кое-что было знакомо, а кое-что нет. С трудом, с пояснениями (что такое скука, решето, хлопоты) с заданием справились. Проводились упражнение с одним, с двумя детьми для того, чтобы каждый мог подумать, сделать заключение. Упражнение «Как об этом говорят?» по своему содержанию обратно предыдущему. И опять оно вызвало трудности у детей.

Кроме тех коротких упражнений, которые есть в содержании, я дополнила объяснение, подводила к решению. Например: «Как говорят о кротком безобидном человеке?». Дети молчали или подбирали синонимы, поэтому нам приходилось подводить их, помогать: «О спокойном человеке, который любит всех животных, насекомых, даже таракашку не задавит. Никогда не дерется, не обижает никого, даже муху. Как о таком говорят».

В целях усиления мотивации ответы детей награждали «Орденом умника» в играх «Постоянные сравнения» и «Рисунки-подсказки». Зная особенности детей дошкольного возраста, делаю так, чтобы орден получили все дети, но особо отличившиеся имеют большое количество «Орденов». Хотя проведена большая пропедевтическая работа, задания вызывают трудности.

Например, хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать, как (показываем картинку с изображением рыбы). И сразу у детей формирует представление, и они находят ответ: «Как рыба в воде».

Подобным образом проводим все остальные сравнения. Если дети затрудняются, если дети никогда не слышали, естественно ответить не могут, то говорим сами, тем самым знакомя с новым выражением. Игровое приложение загадки-складки (см. Приложение) не вызвало никаких трудностей, т. к. дети имели уже опыт и знания, а сами загадки-складки интересные.

Несложно подобрать синонимы к фразеологизмам из 2-х и 3-х слов, хотя и здесь приходилось давать разъяснение. Например, «На всех парусах». «Давайте представим, что в море стоит парусник без парусов. Подул ветер, моряки подняли, расправили один большой парус и корабль начал двигаться вперед. По команде капитана подняли все 10 парусов. Их наполнил ветер, и корабль стал плыть «на всех парусах. Как?». «Верно, очень быстро!»

Итак, в процессе формирующей работы мы отметили, что при организованном систематическом ознакомлении детей с фразеологическими оборотами изменяется уровень восприятия дошкольниками иносказательного смысла выражений, речь детей становится более выразительной, образной. Использование в ходе занятий

задания способствуют развитию преобразующего мышления, совершенствуются речевые умения детей, обогащается их словарный запас.

Пользуясь данными диагностической таблицы, выявила, что у детей существенно изменился уровень речи.

  1. У 37% детей уровень понимания образных выражений возрос до высокого.
  2. 62,5% детей переместились на средний уровень.

Диаграмма 1 - начало года

50%-средний уровень 30%-низкий уровень 20%-нулевой уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности детской речи

Из опыта работы по развитию выразительности речи у детей старшей логопедической группы...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики в процессе ознакомления с разными видами лепки"

Современная педагогическая наука рекомендует детям самого раннего возраста заниматься лепкой в целях развития мелкой моторики пальцев рук и речи, как явление взаимосвязанные друг с другом. Развитая ме...

Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»

Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве...

Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»

     Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.       Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду...