Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.
Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.
Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.
Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Актуальность: в процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.
С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Цель: развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим в различных видах деятельности разными средствами.
Объект: процесс развития речи при ознакомлении с окружающим.
Задачи:
1. последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.
2.подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим.
3. использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.
В течение нескольких лет я работаю над темой «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим». Я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О.В Дыбина Ознакомление с предметным миром и социальным окружением», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме,провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений, разработала занятия целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме. Провела консультацию для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme_razvitie_rechi_v_protsesse_oznakomleniya_s_okruzhayushchim.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.
Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.
Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.
Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
Актуальность: в процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.
С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания окружающего, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Цель: развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим в различных видах деятельности разными средствами.
Объект: процесс развития речи при ознакомлении с окружающим.
Задачи:
1. последовательное формирование знаний с учётом возможностей и особенностей окружающего мира.
2.подбор методов и способов развития речи в процессе ознакомления с окружающим.
3. использование разнообразных форм организации дошкольников при ознакомлении с окружающим.
В течение нескольких лет я работаю над темой «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим». Я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушев «Здравствуй мир!», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», О.В Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О.В Дыбина Ознакомление с предметным миром и социальным окружением», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
По данной теме сделала вывод: развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
В связи с этим, чтобы показать целостность работы по этой теме,провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с окружающим в форме диагностических упражнений, разработала занятия целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме. Провела консультацию для родителей: «Правильно ли говорит ваш ребёнок», с целью помочь родителям правильно подойти к вопросу развития речи ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы "Формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления с фразеологическими оборотами русского языка"
формирование выразительности детской речи в процессе ознакомления их с фразеологическими оборотами русского языка...
Опыт работы на тему: « Развитие речи детей средствами сенсорного развития» Выполнила: воспитатель первой младшей группы
Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в п...
Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
Формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве...
Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»
Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»...
Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду...
Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ре...
Опыт работы на тему "Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий"
В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на ра...