Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический опыт | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт
«Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с
малого– любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому
саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
(Д.С.Лихачев)
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.
Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.
Таким образом, «С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу я начала с ознакомления детей с родным городом.
Предмет исследования – процесс воспитания интереса детей дошкольного возраста к культуре мордовского народа.
Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа;
формирование у детей чувства любви к родине на основе
ознакомления с культурой и традициями родного края.
Задачи:
- развивать у дошкольников устойчивый интерес к народной культуре;
- дать знания о различных видах народного творчества;
- воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус. художественно-творческие способности в процессе ознакомления с народной культурой;
- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формировать чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому
Мордовии.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Исходя из этого, моя работа по теме « Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа » включает целый ряд задач: - воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, к родному краю; - формирование бережного отношения к природе; - воспитанию чувства уважения к труду; - расширение представлений о Мордовии; - знакомство с символами республики, государства. Моя работа над этими задачами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Я понимаю, что уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе. Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом – значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. В начале детей учила сопереживать героям произведений. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки. С раннего возраста стараюсь вызвать эмоциональный отклик на действия героев произведений, желание помочь, сделать хорошее для кого-то. Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. В более старшем возрасте использую мордовскую художественную литературу и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Дети с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями. Используя карту Мордовии, детей познакомила с местоположением города, рассказала, что он находится в Республике Мордовия и является частичкой России. Они знают, что у Республики Мордовия, как и у России, есть своя символика (герб, гимн, флаг)
В моей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставило глубже сопереживать, любить свою Родину.
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по приобщению дошкольников с культурой родного края положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей , подобран материал о мордовском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями мордовского края.
Теоретическая база опыта.
Для реализации данной инновационной работы имеется определенная теоретическая база:
1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.
2 «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О.В.Бурляева [ и др.] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.
3 Программа «Здоровый дошкольник». Научно-практическая школа им. ЮФ.Знамовского, Ю.В.Антонова, М.М.Кузнецова, и др. – М: АРКТИ, 2011
4 Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». О.Л.Князева, М.Д. Маханева. СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
5. Программа и методические рекомендации «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия». А.И.Исайкина, ГОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования», 2007 ( по дополнительному образованию)
6. Хрестоматия к программе «Мы в Мордовии живём», / Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004г./
7. «Изобразительное искусство Мордовии». /Саранск, Мордовское книжное издательство, 1984г./
8. Исайкина А.И. «Мордовские народные игры». Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений», 1993г.
9. «Мордовские народные песни». /Мордовское книжное издательство, Саранск, 1969г.
10. Таракина Э.Н. «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» /Мордовское книжное издательство, 1978г. /
Литература для детей:
1. Фонохрестоматия для дошкольных общеобразовательных учреждений.
2. Сказки финно-угорских народов в аудиозаписи.
3. Киркина Е.Н. «Хрестоматия к региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Саранск, Мордовское книжное издательство 2004г.
4. Сказки народов России: Для дошкольников. /Составитель Ватагин М.Н./ - Минск, «Юнацтва», 1988.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы. приёмы воспитания и обучения.
Для эффективного познания дошкольниками всех компонентов жизни города требуется проведение педагогической работы и вне НОД. Я использовала следующие формы организации воспитательно-образовательного процесса:
Наблюдения. Регулярно проводились организованные наблюдения за окружающей действительностью, во время прогулки, целевые экскурсии по городу сочетались с чтением художественных произведений, рассматриванием иллюстраций и детских работ, слушанием музыки, отображением впечатлений в изобразительной и другой продуктивной деятельности. Были неоднократно проведены фотовыставки по итогам экскурсий и целевых прогулок на тему «Мы и наш город». Познавательная задача наблюдений несла главную воспитательную ценность – развить в детях чувство восхищения родным городом.
Самостоятельное продуктивное творчество. Всегда приветствовалась у детей самостоятельная художественно-творческая деятельность, отражающая окружающую действительность, подчеркивалась значимость и ценность каждого образца. Экспонаты бережно перемещались в специально созданную зону демонстрации произведений. Приветствовалась совместное творчество родителей и детей дома. Детские работы были представлены не только на выставках нашего дошкольного учреждения, но и на городскую выставку детского рисунка
Беседы. Проводились обобщающие беседы с детьми по темам краеведения с рассказами взрослого о новостях города, свободными рассказами детей о семейных путешествиях в выходные дни и другие эпизодические формы общения по теме ознакомления с городом. Беседы велись с применением эффективных методических приемов: вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Беседы на темы «Чем славен наш город», «Моя семья», «О людях, прославивших себя трудом и боевыми заслугами» проявили у детей чувство гордости за наших горожан.
Проблемные ситуации. Создавались проблемные ситуации в целях обучения детей ориентировке в пространстве города, закреплению правил культуры в общественных местах, корректировки безопасного поведения в границах города и другие.
Индивидуальная работа. Постоянно велась индивидуальная работа с детьми по уточнению и закреплению краеведческих представлений у каждого ребенка, его отношению к городу и происходящим событиям вокруг.
Труд. Труд, который мы с детьми называли «добрые дела» на пользу группы, детского сада, города неизменно значился в воспитательной работе вне занятий. С целью воспитания у дошкольников стремления своими усилиями оберегать природу и приумножать ее богатства, был организован их труд в природе: они выращивали комнатные растения, овощи, цветы. Совместный субботник с родителями по благоустройству площадки – воспринимался ребятами как праздник, они испытывали большую радость и удовлетворение от результатов совместного труда. Желание помочь родителям и сотрудникам детского сада, умение сделать жизнь вокруг уютней и краше – важная составляющая возможности дать ребенку почувствовать себя частичкой города.
Игры. В работе применялись словесно-дидактические игры. Мною были разработаны и оформлены ряд настольно-печатных игр и пособий краеведческого содержания : «Дорисуй вторую половину», «Разрезные картинка», «Четвертый лишний», «Разукрась герб города», «Волшебные полоски» по произведениям прикладного искусства и др. Графическое отображение в играх видов родного города привлекает детей и оказывает содействие к усвоению поставленных задач.
Участие в праздниках. Важной вехой в жизни моих воспитанников группы стали коллективные выступления на городских мероприятиях. Праздничная атмосфера насыщает эмоциональный мир ребенка, способствует формированию интереса к традициям и явлениям общественной жизни.
Просмотр иллюстраций и слушание музыки. Был организован краеведческий мини-музей, материалы которого менялись по мере изучения той или иной темы. Оформлен ряд пособий с возможностью регулярного знакомства с экспонатами и бесед для закрепления понятий и представлений о родном городе.
Экскурсии. Самый важный элемент знакомства дошкольников с городом - экскурсии. Дети всегда с удовольствием погружаются в мир города,
впитывают впечатления. Проведены:
- посещение концерта музыкальной школы.
- посещение выставки работ учащихся художественной школы.
- посещение выставки талантливых художников и мастеров родного города.
- экскурсия в детскую городскую библиотеку.
- экскурсия городской историко-производственный музей.
- экскурсии к памятникам города.
Заключение:
В современной педагогике искусства взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве. Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают коллективизм, трудолюбие, правдолюбие, нестяжательство, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость, душевность в общении.
1. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
2. Одним из первых видов народной культуры выступает для дошкольника декоративно-прикладное искусство. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер народной игрушки присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры.
3. Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства - народная игрушка, - поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество-авторизация).
4. Музей народной игрушки выступает содержательно-организационным центром образовательного пространства дошкольного учреждения, деятельность которого выстраивается на принципах интегративности, интерактивности, приоритета содержания по отношению к методам и технологиям, общекультурного контекста.
5. Оптимальными формами приобщения детей к декоративно-прикладному искусству в условиях музея народной игрушки выступают следующие: мастер-классы, календарные праздники, художественные игры и события.
6. Первым видом подлинного искусства для дошкольника выступает народное декоративно-прикладное искусство, и, прежде всего, — народная игрушка, многосторонне формирующая творческую индивидуальность ребенка. Результат воздействия всегда целостен и охватывает весь духовный мир развивающейся личности. Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему.
Анализ результативности.
Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу имеет следующие показатели развития:
- Он знает об истории возникновения города, культуре родного города;
- Знает государственные символы Республики Мордовия
- Обладает культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей);
- Ребенок знает об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеет представление о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре мордовского народа.
-Использует в активной речи потешки, считалки, загадки.
-Умеет играть в народные подвижные игры. Использует считалки.
- Знает истории народного костюма, головных уборов.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Об истории улиц, района, города;
- Ориентируются по городу;
- Знает памятники;
- Сформирован устойчивый интерес к элементам народной культуры, быту, желание узнать больше о прошлом своего народа.
Это подтверждают итоги диагностики.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
В своей работе я опираюсь на следующие научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, я замечаю, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для приобщения дошкольников к мордовской народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:
Мини-центры: «Уголок ряженья», «Уголок уединения», «Театр», где размещены различные виды театров.
Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Музей национального быта, организация экскурсий, посещение музеев.
Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Реализуемый проект «Мой любимый город Саранск»
Дидактические игры
Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».
Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на семинарах, конференциях, проводятся открытые мероприятия. По распространению опыта проводятся семинары городского и республиканского уровня, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы.
Наглядное приложение:
1.Проекты и продукты проектной деятельности.
2. Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем
3.Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.
4 Конспект НОД по познавательному развитию « История и культура Мордовии».
5.Анкета для родителей.
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям родного края ? Почему?
2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
3. Какие народные праздники вы знаете?
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?
5. О каком празднике вы узнали у своих предков?
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?
8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?
9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
Список литературы:
1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.
2 «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О.В.Бурляева [ и др.] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.
3 Программа «Здоровый дошкольник». Научно-практическая школа им. ЮФ.Знамовского, Ю.В.Антонова, М.М.Кузнецова, и др. – М: АРКТИ, 2011
4 Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». О.Л.Князева, М.Д. Маханева. СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
5. Программа и методические рекомендации «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия». А.И.Исайкина, ГОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования», 2007 ( по дополнительному образованию)
6. Хрестоматия к программе «Мы в Мордовии живём», / Саранск, Мордовское книжное издательство, 2004г./
7. «Изобразительное искусство Мордовии». /Саранск, Мордовское книжное издательство, 1984г./
8. Исайкина А.И. «Мордовские народные игры». Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений», 1993г.
9. «Мордовские народные песни». /Мордовское книжное издательство, Саранск, 1969г.
10. Таракина Э.Н. «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» /Мордовское книжное издательство, 1978г. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом
Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности
Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...
Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"
Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...
Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Опыт по ознакомлению детей с родным городом...
Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...
План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».
Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умени...