Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию
консультация по рисованию на тему

Мартынова Алла Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидания только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, но в то же время и немного печалит осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства. Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему . Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как научить добиваться выразительности своих рисунков? В своих научных исследованиях Е. А. Флерина выделяют выразительность, как показатель творчества, характеризующий количество продукции детской художественной деятельности. Таким образом, тема «Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию» является актуальной. В ходе исследования была поставлена следующая проблема, какими средствами достигается выразительность в детских рисунках. Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи: Дать характеристику детского рисунка в научной и методической литературе. Раскрыть особенности образной выразительности в рисунках детей, средства развития выразительности в процессе обучения сюжетному рисованию. Сделать анализ программ ДОУ по использованию средств выразительности в сюжетном рисовании. Изучить опыт работы ДОУ по проблеме исследования. Провести экспериментальную работу по развитию выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием. Целью данной учебно-исследовательской работы является обосновать наиболее эффективные средства выразительности старших дошкольников на занятиях сюжетным рисованием. Объектом был определен процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, предметом — средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. В ходе работы была выдвинута гипотеза, что развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно если: Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира. Использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.) Работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм – это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. В детских рисунках мы встречаемся не только с чередованием форм, и с композиционно-цветовым ритмом в передаче организованность, упорядоченность построению рисунка. Большое значение имеют здесь и технические возможности ребенка. Найденная форма легко повторяется и воспроизводится. Композиционно-ритмическая организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме. Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется прежде всего за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета. Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью с картинами реальной действительности. Дети не до конца осмысливают порой как внутри предметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого. Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке такие черты предмета, которые обычно не воспринимаются глазом. В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов определенного расположения фигур. Мы видим лису, подкрадывающуюся к колобку или сидящую возле пенька, разговаривающую с колобком. Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми. Художник обычно строго отбирает отдельные элементы во имя создания цельного образа. Он сознательно опускает иногда заманчивые и интересные сами по себе детали, не выявляющие, однако, сущность образа. Н. П. Сакулина утверждает, что в детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром. Так же дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы. Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов. В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг — отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел. Речь идет о втором принципе отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных. Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения — учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта — следует одновременно руководствоваться и втором принципом — отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно. Третий принцип (основание) для отбора содержания — учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения. Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений Пятый принцип — учет сезонных явлений, местного окружения — природного и социального, социальных явлений, календарных дат и т. п. Шестой принцип — по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а следовательно, и творческих проявления дошкольников. Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку? Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности). Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа: а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов с незначительными дополнениями — в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображения одного предмета в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне — в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображения тех предметов, что ближе — внизу листа, дальше — наверху; варьируя расположение изображений на листе т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньшего размера – в старших группах; б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы); в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы); г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности детских рисунков по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Раскрывается содержание тематического планирования с использование нетрадиционных техник и ИКТ в работе с дошкольниками...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...

Развитие выразительности детского рисунка при использовании нетрадиционных техник рисования

Выразительность – это главный существенный признак художественного образа.         Под выразительностью понимается способность художника посредством...

Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения сюжетному рисованию

Основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно даёт ребенку возможность усваивать обобщенные знаки о предметах и явлениях действительности, ста...

Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»

В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...

Выступление на педагогическом часе «Развитие выразительности речи ребенка в процессе обучению пению»

Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоции в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики в...