Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак, учить соотносить с вопросами какой?, какая? какое?, активизируя словарь по теме "Овощи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни.
Амирова В.Р.
Учитель-логопед МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи, Тюменская обл.
ТЕМА: СЛОВА-ПРИЗНАКИ. ОВОЩИ.
Цель:
Коррекционно-образовательная: знакомство с понятием признак; подбор признаков к предметам с помощью вопросов какой? какая? какое?; согласование признаков-прилагательных с существи-тельными в роде, числе, падеже; расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Овощи. Огород».
Коррекционно-развивающая: развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие речевого слуха, связной речи, памяти, зрительного внимания и восприятия.
Коррекционно-воспитательная: формирование навыков сотрудничества на занятии, самостоятель-ности и инициативности.
Оборудование: кукла Ванюша, корзинка, индивидуальные зеркала, кленовые листочки (на дыхание), бельевые прищепки, пальчиковый, сухой бассейн; муляжи овощей; предметные картинки с изображением «живых-неживых» предметов, овощей, схема составления рассказа-описания овощей, картинки с наложенным изображением овощей.
Предварительная работа: оформление осеннего тематического уголка, рассматривание овощей, беседа о пользе овощей, разучивание пальчиковой гимнастики «Вырос у нас кабачок», подвижной игры «В огороде», чтение стихов-небылиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня по дороге в детский сад я встретила мальчика Ванюшу. Ему очень хочется с вами познакомиться и подружиться. Прохлопайте свое имя и скажите сколько в нём частей (ребёнок выполняет задание и садится за стол).
2. Развитие речевого внимания.
Ванюша принёс с собой корзинку с заданиями, сюрпризами и картинками.
- Послушайте стишок-небылицу и скажите, что в нём – неправильно.
Слушай сказку, не скучай
Да ошибки примечай.
Любит овощи Ванюша:
Перец, яблоко, да груши
И морковку, и лимон –
С овощами дружит он.
- Что перепутал Ванюша? Какие овощи любит внучок? А какие овощи вы знаете? Где растут овощи?
3. Общая артикуляционная гимнастика.
- Давайте покажем Ванюше, как мы делаем гимнастику для язычка.
Представим огород. Чтобы попасть в огород нужно пройти через ворота. Ворота открываются и закрываются (упр. «Ворота»). Есть забор (упр. «Заборчик»). На грядке выросли разные овощи: овощи - «толстячки» (надуть щёки) и овощи – «худышки» (втянуть щёки). Ветерок подул (дуть на кленовые листочки).
4. Ознакомление со словами-признаками предметов.
(Вывешиваются картинки с изображением «жив-нежив» предметов)
- Дети, мы с вами знаем, что нас окружают живые и неживые предметы. Если вам захочется узнать название живого предмета, как мы спросим (Кто это?). Про какие картинки можно спросить кто это? А как спросим про неживой предмет? (Что это?). Про какие картинки можно спросить что это? А как спросить, чтобы узнать о действии этих предметов? (Что делает?)
А если мы захотим узнать про цвет, форму или размер предметов мы спросим какой?
Выставляются большой и маленький помидоры.
Какой это помидор? (большой.) А этот? (маленький). Какого цвета помидоры?
Рассматриваются морковь, огурец, баклажан, капуста.
Я буду называть признаки, вы отгадайте к какому овощу они подходят.
Длинная, оранжевая, сочная, … зелёный, хрустящий, овальный… овальный, зрелый, фиолетовый…
круглый, белый, горький… коричневая, овальная, хрустящая…
5. Дидактические игры «Чего не стало» (убирается 1 картинка – не стало красного, маленького помидора; не стало круглой зелёной капусты…) «Что изменилось»
6. Пальчиковая гимнастика (с прищепками).
1 2 3
Вырос у нас чесночок,
4 5 1
Перец, томат, кабачок
2 3 4
Тыква, капуста, картошка,
5 1 2
Лук и немножко горошка.
7. Подвижная игра «В огороде».
В огород пойдём, Дети идут по кругу, держатся за руки,
Хоровод заведём.
В хоровод возьмём редиску, приседают,
Мы за ней присядем низко.
Вверх потянемся с лучком, тянутся вверх, на носочках,
Побежим за кабачком бегут по кругу друг за другом,
И поскачем по дорожке, скачут по кругу.
Как зелёные горошки.
- Ребята, вы заметили, что Ванюши с нами нет. Мне кажется, пока мы с вами играли, он приготовил для нас сюрприз. Давайте вернёмся в кабинет и посмотрим.
8. Составление рассказа-описания об овоще по схеме.
- Посмотрите, здесь коробка с чем-то (с горохом). Ванюша что- то спрятал в горохе, предлагаю по очереди опустить руки в горох и достать только один предмет. Что вы нашли? (Овощи). Расскажите какой достали овощ – это круглый красный помидор… а все ли дети достали овощи (у меня яблоко).
Предлагаю придумать рассказы про овощи. А поможет нам схема.
Капуста – овощ. Растёт на грядке.
Капуста круглая, зелёная, твёрдая, вкусная.
Из капусты можно приготовить суп. А на следующем занятии мы продолжим
составлять рассказы и послушаем каждого.
9. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Ребята у вас на столах заколдованные картинки. Художник очень спешил и нарисовал
овощи друг на дружке. Кто теперь разберётся. Найдите и раскрасьте каждый свой овощ.
10. Итог занятия.
- Давайте напомним Ванюше, про что мы сегодня говорили? (про овощи, огород…) Как мы спрашивали, чтобы узнать про овощ? (какой? какая?). Ванюша благодарит вас за занятие и дарит вам волшебные картинки, а вы в группе раскрасите их. Скажем до свидания Ванюше и гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"
Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Одежда. Головные уборы"
Тема: «Одежда. Головные уборы».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - упражнять в образов...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Обувь"
Тема: «Обувь».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить называть обобщающее слово «обу...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР
Тема: «Зима».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - уточнять и расширять представления де...
Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".
Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов....
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»
уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе на тему «Продукты питания»
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе на тему «Продукты питания»...