Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Обувь"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Иванова Алёна Михайловна

Тема: «Обувь».

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обогащать словарь детей по теме;

 - учить называть обобщающее слово «обувь»;

 - закреплять умение подбирать слова - антонимы;

 - упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать мышление;

- развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать желание проявлять заботу о своем здоровье

Демонстрационный материал: предметная картинка Кот в сапогах; презентация.

Раздаточный материал: картинки – пазлы «обувь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuv_l-g_zanyatie.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий

Тема: «Обувь».

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - обогащать словарь детей по теме;

 - учить называть обобщающее слово «обувь»;

 - закреплять умение подбирать слова - антонимы;

 - упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать мышление;

- развивать мелкую и общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать желание проявлять заботу о своем здоровье

Демонстрационный материал: предметная картинка Кот в сапогах; презентация.

Раздаточный материал: картинки – пазлы «обувь».

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

История «Кто придумал обувь?»

 - Здравствуйте, ребята. Я хочу вам рассказать историю. Послушайте ее.

Когда древнему человеку приходилось преодолевать острые камни, он понял, что ему нужно что-то надевать на ноги, чтобы защитить их. Поэтому первая обувь, которую он изобрел, была сделана из травы, полосок кожи или плоских кусочков дерева. (Слайд 2) В более холодных странах независимо друг от друга люди начали создавать теплую обувь. Иногда они носили мешочки, подбитые травой и привязанные к ноге. Со временем эскимосы и индейцы изобрели на их основе мокасины. А обувь, напоминающую современную, изобрели крестоносцы, ходившие в длительные походы. Для того чтобы защитить ноги, им были нужны ботинки, служившие достаточно долгое время. (Слайд 3) Со временем кожаные ботинки необычайной красоты появились во Франции, Италии и Англии.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Итак, ребята, о чем был этот рассказ? Что люди придумали надевать на ноги? (обувь)

 - Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить об обуви.

2. Знакомство с героем занятия.

 - Дети, давайте с вами вспомним сказку, где главный герой носил красные сапоги? (это «Кот в сапогах») (Слайд 4)

 - Совершенно верно. (иллюстрация картины «Кота в сапогах»); логопед озвучивает кота.
Кот.  - Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги мои порвались, даже подошва отвалилась, а на улице зима, холодно, лапы мерзнут, болят. Где мне взять новые сапоги? (В обувном магазине, на рынке.)
Логопед. Ты, кот, и зимой и летом, в одних сапогах ходишь, поэтому у тебя и лапы болят и сапоги быстро износились. А ведь обувь разная бывает.
Кот. Какая разная?
Логопед. А ты вот у детей и спроси? Дети давайте, назовем коту, какие виды обуви вы знаете? (сапоги, ботинки, сандалии, тапки, шлепки и т.д.)

3. Отгадывание загадок.

Логопед. Я ребятам загадки загадаю, а ты внимательно слушай и узнаешь и даже увидишь, какая бывает обувь.
1. Если дождик не тужим
Бойко бегаем по лужам.
Станет солнышко сиять
Нам под вешалкой стоять. (
Резиновые сапоги). (Слайд 5)
2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой
Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (
Тапки). (Слайд 6)
3. Ни ботинки, ни сапожки
Очень сильно греют ножки
В них мы бегаем зимой
Утром в сад, потом домой. (
Валенки). (Слайд 7)
4. Что же летом на ногах?
Летом жарко в сапогах,
Чтобы рады были ножки
Я надену …… (
Босоножки). (Слайд 8)
5. Быстро в них ныряет ножка
Ведь нет ни пятки, ни застежки. (
Шлепки). (Слайд 9)

4. Беседа об обуви.

Кот. Так много обуви. Но зачем? Ведь можно всегда и везде ходить в одних сапогах.
Логопед. - Нет, это вредно для здоровья. Обувь надо тщательно выбирать, чтоб ноги были здоровы, не уставали и не болели. Вот, например, ребята подскажут.
- Зимой мы носим какую обувь? (
Зимнюю) (Слайды 10 – 11)
- Летом ……. (Слайды 12 – 13)
- Осенью …… (Слайды 14 – 15)
- Мужчины носят – мужскую.
- Женщины ……..
- Дети ……….
- Спортом занимаются в …….
- Дома, в квартире …….
- На улице …….
Кот. А на праздник девочки ходят в нарядной обуви на высоченных каблуках, да?
Логопед.
 Нет. Детям нельзя ходить на высоких каблуках. Это вредно. Можно ногу подвернуть, упасть и т.д.
Логопед. Кот, послушай, как правильно выбрать обувь, какая она должна быть: Обувь должна быть удобная, нужного размера, для спорта – спортивная, для холода – теплая, для жары – легкая. Понял?
Кот. Да, все понял. Я побежал в магазин.
5. Физминутка «Ботинки».

Логопед. А пока наш кот бегает по магазинам, мы разомнем наши ножки.

Вот ботинки для Маринки                           по два раза ритмично топают ногой

Не ботинки, а картинки                                четыре прыжка на обеих ногах

Чтобы в них гулять ходить                          ходьба по кругу друг за другом

Бегать, прыгать и шалить.                           бегут, прыгают, топают обеими ногами
6. Игра «Скажи наоборот»

Логопед. Молодцы! А теперь, поиграем в игру «Скажи наоборот».
-новые сапоги- старые
-завязать шнурки-……..
-обувать ботинки-…….
-длинный язычок-……..
7. Собирание картинок из пазлов.

Кот. Ребята, пока я к вам бежал из обувного магазина, я рассыпал всю обувь.

Логопед. Не расстраивайся. Мы ведь друзей в беде не бросаем. Раздавай детям свои коробки с обувью, будем собирать ее из частей.

Пальчиковая гимнастика – массаж с использованием Су - джок.

Логопед. Ребята, придется потрудиться руками. Давайте, мы их разомнет перед работой.
Пришел ежик на ладошку
Погулял по ней немножко
Каждый пальчик обошел
На ладошку вновь пришел
В руку правую возьмем
В кулачок его зажмем
1-сжимаем, 2-сжимаем
Шарик мы не отпускаем
Кулачок мы разожмем
И следы мы там найдем.
Логопед. А теперь приступаем к работе. (Дети собирают целое из частей).
Упражнение «Назови ласково»

Логопед. Молодцы! Какую красивую обувь мы собрали. Назовите ее ласково. (Ответы детей) Дорогой, Кот! А я вот от всех детей и от себя хочу подарить тебе вот такие новенькие, красивые, зимние сапоги.
Кот. Спасибо! Я всю жизнь мечтал о таких. До свидания ребята! Я вас никогда не забуду. 

III. Итог занятия.

 - Итак, о чем мы сегодня говорили на занятии?

 - Какие задания выполняли? Что делали? Что больше всего вам понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий  в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак,...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Одежда. Головные уборы"

Тема: «Одежда. Головные уборы».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - упражнять в образов...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР

Тема: «Зима».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - уточнять и расширять представления де...

Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление  знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность ...