План-конспект непосредствено образовательной деятельности в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Нечаенко Ольга Александровна

Тема: "Составление описательного рассказа о зимующих птицах". План-конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ, с использованием приёмов моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon logika_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №23 города Сызрань городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ № 23) структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме :«Составление описательного рассказа о зимующих птицах».

Воспитатель

Нечаенко Ольга Александровна

Сызрань

2013

Тема : «Составление описательного рассказа о зимующих птицах».

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».

Задачи:

обучающие:

  1. расширять представления о зимующих птицах(внешний вид, питание, передвижение)                                                                             познание;
  2. совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа, родительного падежа), слоговую структуру слова         коммуникация;
  3. упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме-модели                                                                                 коммуникация;
  4. упражнять детей в подборке однокоренных слов, используя схематические модели                                                       коммуникация;
  5. закреплять пространственные отношения «в», «на», «под», «над»

                                                                                                       познание;

  1. закреплять умение двигаться в соответствии с музыкальной динамикой

                                                                                                         музыка;

развивающие:

  1. продолжать работу по развитию памяти, мышления, внимания;
  2. закреплять общие речевые навыки (слуховое внимание, зрительное восприятие)                                                                  познание ,музыка;
  3. развивать умение соотносить знаковые символы с образами познание;
  4. закреплять умение отгадывать загадки, видеть в описании характерные признаки объектов                      чтение художественной литературы;
  5. развивать двигательные умения и навыки, используя психогимнастические упражнения                                           здоровье;
  6. развивать умение вслушиваться в ритм и мелодику стихотворного текста                                         чтение художественной литературы;

воспитательные:

  1. воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, пробуждать эмоциональную отзывчивость- пожалеть, помочь          социализация;
  2. побуждать детей к организации «Столовых для птиц»                труд;
  3. формировать потребность делиться своими впечатлениями                                          социализация;
  4. формировать основы досуговой культуры                       социализация.

Оборудование:  письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, силуэт дерева с кормушкой, фигурки птиц из картона и их теневые изображения на бумаге, аудиозаписи «Пение птиц», «Веснянка», схематические модели однокоренных слов, мнемосхемы, птицы из оранжевого картона по количеству детей, изоматериалы, мультимедийный проектор.

Методы и приёмы:

словесные: чтение заклички, отгадывание загадок, составление описательных рассказов, беседа воспитателя;

практические: дидактические игры, исполнение музыкальной зарисовки, закрепление положительного эмоционального состояния посредством художественного творчества;

наглядные: закрепление наблюдений детей внешнего вида птиц опосредованным путём (рассматривание), придумывание сюжетных рассказов в ходе сюжетной игры.

Формы  организации  совместной  деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная


Динамическая минутка «Снегири», психогимнастической упражнение «Здравствуйте, дети»

Игровая


Д/игры «Кто лишний», «Сколько слогов», «Чья тень?», «Кого не хватает», сюжетно-ролевая игра по интересам детей

Продуктивная


Оформление оранжевых птиц

Познавательно-исследовательская


Поиск предмета, заданного воспитателем (конверт с загадками), просмотр слайдов, совмещение фигурок птиц с их силуэтами, размещение птиц на схематическом изображении дерева

Музыкально-художественная


Слушание аудиозаписи «Пение птиц», исполнение хороводной зарисовки «Веснянка»

Коммуникативная


Составление описательных рассказов, беседа, ответы на вопросы, подбор однокоренных слов

Чтение художественной литературы


Чтение весенней заклички, отгадывание загадок



Предварительный просмотр:

Логика  образовательной  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1















2




3












4








5






6








7






8





9






10



11







12





13









14



Игровая ситуация с использованием музыкального сопровождения

Воспитатель включает аудиозапись с пением птиц и принимает позу лобно-затылочной коррекции(правая рука на лоб, лева- на затылок, глаза закрыты).



Воспитатель предлагает детям присоединиться к нему.





Воспитатель:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера мы забываем.

Думаем только о том, что сейчас.

Красивый, хороший каждый из нас.

Мы- самые лучшие, что есть на свете.

Глаза открываем. Здравствуйте, дети.



Познавательно-исследовательская деятельность

Воспитатель рассказывает детям о том, что в группу прислали письмо, описывает конверт, но куда он его положил не помнит. Призывает детей к поиску конверта.


Коммуникативная деятельность

Воспитатель зачитывает загадки из конверта.

  1. Угадай, какая птица? Бойкая, задорная.    

Ловкая, проворная. Звонко тенькает :

«Тень-тень. Как хорош весенний день!» (Синица)

  1. Угадай, что за птица скачет по дорожке?

Словно кошки не боится, собирает крошки.  (Воробей)

  1. Кто присел на толстый сук и стучит : «Тук-тук, тук-тук»

                                                                         (Дятел)

  1. Грудка ярче, чем заря у кого?      (У снегиря)


Воспитатель:

Какое странное название у птички с красной грудкой- «снегирь». Как вы думаете, почему она так называется? Какие ещё слова живут в семье слова «снег»?

Образование однокоренных слов с использованием схематических моделей.


Динамическая  пауза «Снегири»

Представьте, что мы вышли на полянку и увидели стайку снегирей.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распустили пёрышки,


Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Улетели! Улетели! За метелью! За метелью!



Д/и «Кого не хватает?»

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации птиц и просит повторить их названия.

Воспитатель:

Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие).

Воспитатель убирает одну из птиц  и просит назвать , кого не хватает. (Дятла, синицы, воробья, снегиря).


Коммуникативная деятельность с приёмами моделирования

Воспитатель:

Давайте подробнее расскажем о каждой птице, чтобы они не обиделись на нас и не улетели в дальние края. А чтобы рассказ у нас получился красивым и понятным, мы позовём на помощь схему (мнемотаблицу).

  1. Знак вопроса – название птицы.
  2. Два круга-маленький и большой –обозначение размера.
  3. Схематическое изображение крыльев и лап – строение птицы.
  4. Разноцветные кляксы – окраска оперенья.
  5. Мисочка с кормом – чем питается птица.


Рассказ воспитателя о дятле

Это птица- дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий. Он стучит им по дереву и достаёт из-под коры жучков. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, но есть белые пятнышки. На голове красные пёрышки, будто шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.


Самостоятельное составление описательного рассказа

Воспитатель оказывает помощь детям.






Д/и «Чья тень»

На столе лежат фигурки птиц и карточки с их контурами. Воспитатель предлагает совместить фигурку с контуром и назвать тень какой птицы нарисована на карточке.




Д/и «Сколько слогов»

У каждого ребёнка своя птица. Нужно назвать птицу, прохлопывая слоги.

Например, во-ро-бей (3 слога).



Беседа воспитателя

Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете, зимой очень много снега, он лежит везде: на земле, на деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают? Мы с вами тоже делали кормушки, развешивали их на участке, носили птицам корм. Вот на доске дерево с кормушкой. Давайте посадим наших птичек на это дерево.


Д/и «Кто лишний»

Воспитатель незаметно прикрепляет к дереву фигурку перелётной птицы (например ,иволги, соловья, жаворонка) и обращается с вопросом: «Нет ли здесь какой-то ошибки?». Просит аргументировать ответ.




Исполнение хороводной композиции «Веснянка» с проговариванием заклички

Зима заканчивается, но ещё не скоро появятся насекомые – главная пища птиц. На Руси пели песенки- заклички, зазывая весну в гости. Давайте и мы с вами позовём весну.

Жаворонки, прилетите. Студёну зиму унесите.

Тёплу весну принесите: зима нам надоела.

Весь хлеб у нас поела, и солому подобрала.

И горбушку подняла.

Уж вы, куличики- жаворонки, слетайтесь, откликайтесь.



Итог

Воспитатель:

Вы сегодня просто молодцы: хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться, очень дружно кликали весну. После такого общения с вами у меня поднялось настроение, а у вас? Когда у людей хорошее настроение , его называют оранжевым. Чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу подарить вам оранжевых птичек, а вы можете их раскрасить. А потом мы посмотрим слайды о том, как развешивали кормушки и подкармливали птиц.



Дети прислушиваются к звукам природы, проявляют признаки заинтересованности такого поведения воспитателя.


Дети располагаются возле воспитателя принимают позу лобно-затылочной коррекции.


Под звуки природы повторяют слова за воспитателем.











Дети двигаются по группе в поисках описанного предмета.




Дети отгадывают загадки и находят иллюстрации названных птиц, вывешивая их на магнитную доску.







Дети отвечают на вопрос и подбирают однокоренные слова к слову «снег» с опорой на схематические модели:

снежок, снеговик, снежный, снежинка, Снегурочка, снегопад, снежище и др.




Хлопают себя по бокам.

Показывают грудку руками.

Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

Повороты головой вправо-влево.


Бегут по кругу, взмахивают руками.





Называют птиц, подбирая к ним обобщающее слово.



Называют слова, подбирая описание к птицам, обосновывая свой ответ.



Слушают инструкции воспитателя и его рассказ о дятле.










Слушают воспитателя.







Составляют рассказ, опираясь на мнемосхему.







Выполняют задание, обсуждая способы соединения фигурки и тени.







Ребёнок называет свою птицу и определяет количество слогов.




Прикрепляют птиц при помощи магнитов к схематическому дереву и проговаривают, куда они помещают птицу (на ветку, в кормушку, на ствол, под кормушку).





Отыскивает лишнюю фигурку и относит её к группе перелётных птиц.









Слушают воспитателя, встают в хоровод, повторяют слова заклички, выполняют произвольные танцевальные движения.









Делятся своими впечатлениями, принимают решение по использованию оранжевых птиц. Организовывают сюжетно-ролевую игру. Просматривают слайды.



Сформирована мотивация, активизированы мыслительные процессы (внимание, мышление). Создание условий для формирования слухового восприятия.

Расширены потребности во взаимодействии со взрослым и другими детьми.


Закрепление общих речевых навыков: слуховое восприятие, интонирование речи.










Активизация мотивации к образовательной деятельности, развитие внимания.



 Создание условий для развития метафорического мышления.








Расширение словарного запаса детей, закрепление навыков подбора однокоренных слов с использованием моделей.




Повышение двигательной активности, позволяющей переключить внимание на другой вид деятельности.










Развитие мыслительных процессов.



Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме ед. числа родительного падежа).


Закрепление общих речевых навыков: слуховое внимание, звуковое восприятие.


Активизация мыслительных процессов.







Развитие умения соотносить знаковые символы с образами.

Формирование потребности делиться своими впечатлениями.




Упражнение в умении составлять описательные рассказы по мнемосхемам.

Формирование умения слушать других детей, делать добавления.




Развитие умения соотносить знаковые символы с образами.







Совершенствование умения определять слоговую структуру слова.




Расширение представлений о зимующих птицах.


Закрепление пространственных отношений.





Закрепление понятий зимующие и перелётные птицы, активизация мыслительных процессов.








Создание условий для скоординированности и ритмичности движений.










Создание предпосылок для формирования досуговой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе детей с ЗПР на тему: «В гостях у белочки».

План – конспектИнтегрированнойнепосредственно образовательной деятельностив средней группе детей с ЗПР на тему: «В гостях у белочки»....

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

Непосредствено образовательная деятельность в старшей группе по формированию предпосылок финансовой грамотности "Все работы хороши..."

Для того, чтобы начать  изучать  финансовую грасотность, необходимо начинать её с самых  азов, то есть благодаря чему человек может зарабатывать деньги. Конечно же это получение п...