План-конспект непосредствено образовательной деятельности в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Тема: "Составление описательного рассказа о зимующих птицах". План-конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ, с использованием приёмов моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.doc | 42.5 КБ |
logika_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №23 города Сызрань городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ СОШ № 23) структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме :«Составление описательного рассказа о зимующих птицах».
Воспитатель
Нечаенко Ольга Александровна
Сызрань
2013
Тема : «Составление описательного рассказа о зимующих птицах».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Труд», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Задачи:
обучающие:
- расширять представления о зимующих птицах(внешний вид, питание, передвижение) познание;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа, родительного падежа), слоговую структуру слова коммуникация;
- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме-модели коммуникация;
- упражнять детей в подборке однокоренных слов, используя схематические модели коммуникация;
- закреплять пространственные отношения «в», «на», «под», «над»
познание;
- закреплять умение двигаться в соответствии с музыкальной динамикой
музыка;
развивающие:
- продолжать работу по развитию памяти, мышления, внимания;
- закреплять общие речевые навыки (слуховое внимание, зрительное восприятие) познание ,музыка;
- развивать умение соотносить знаковые символы с образами познание;
- закреплять умение отгадывать загадки, видеть в описании характерные признаки объектов чтение художественной литературы;
- развивать двигательные умения и навыки, используя психогимнастические упражнения здоровье;
- развивать умение вслушиваться в ритм и мелодику стихотворного текста чтение художественной литературы;
воспитательные:
- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, пробуждать эмоциональную отзывчивость- пожалеть, помочь социализация;
- побуждать детей к организации «Столовых для птиц» труд;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями социализация;
- формировать основы досуговой культуры социализация.
Оборудование: письмо с загадками, иллюстрации с изображением птиц, силуэт дерева с кормушкой, фигурки птиц из картона и их теневые изображения на бумаге, аудиозаписи «Пение птиц», «Веснянка», схематические модели однокоренных слов, мнемосхемы, птицы из оранжевого картона по количеству детей, изоматериалы, мультимедийный проектор.
Методы и приёмы:
словесные: чтение заклички, отгадывание загадок, составление описательных рассказов, беседа воспитателя;
практические: дидактические игры, исполнение музыкальной зарисовки, закрепление положительного эмоционального состояния посредством художественного творчества;
наглядные: закрепление наблюдений детей внешнего вида птиц опосредованным путём (рассматривание), придумывание сюжетных рассказов в ходе сюжетной игры.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая минутка «Снегири», психогимнастической упражнение «Здравствуйте, дети» |
Игровая | Д/игры «Кто лишний», «Сколько слогов», «Чья тень?», «Кого не хватает», сюжетно-ролевая игра по интересам детей |
Продуктивная | Оформление оранжевых птиц |
Познавательно-исследовательская | Поиск предмета, заданного воспитателем (конверт с загадками), просмотр слайдов, совмещение фигурок птиц с их силуэтами, размещение птиц на схематическом изображении дерева |
Музыкально-художественная | Слушание аудиозаписи «Пение птиц», исполнение хороводной зарисовки «Веснянка» |
Коммуникативная | Составление описательных рассказов, беседа, ответы на вопросы, подбор однокоренных слов |
Чтение художественной литературы | Чтение весенней заклички, отгадывание загадок |
Предварительный просмотр:
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Игровая ситуация с использованием музыкального сопровождения Воспитатель включает аудиозапись с пением птиц и принимает позу лобно-затылочной коррекции(правая рука на лоб, лева- на затылок, глаза закрыты). Воспитатель предлагает детям присоединиться к нему. Воспитатель: Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера мы забываем. Думаем только о том, что сейчас. Красивый, хороший каждый из нас. Мы- самые лучшие, что есть на свете. Глаза открываем. Здравствуйте, дети. Познавательно-исследовательская деятельность Воспитатель рассказывает детям о том, что в группу прислали письмо, описывает конверт, но куда он его положил не помнит. Призывает детей к поиску конверта. Коммуникативная деятельность Воспитатель зачитывает загадки из конверта.
Ловкая, проворная. Звонко тенькает : «Тень-тень. Как хорош весенний день!» (Синица)
Словно кошки не боится, собирает крошки. (Воробей)
(Дятел)
Воспитатель: Какое странное название у птички с красной грудкой- «снегирь». Как вы думаете, почему она так называется? Какие ещё слова живут в семье слова «снег»? Образование однокоренных слов с использованием схематических моделей. Динамическая пауза «Снегири» Представьте, что мы вышли на полянку и увидели стайку снегирей. Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распустили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, улететь хотят. Улетели! Улетели! За метелью! За метелью! Д/и «Кого не хватает?» Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации птиц и просит повторить их названия. Воспитатель: Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие). Воспитатель убирает одну из птиц и просит назвать , кого не хватает. (Дятла, синицы, воробья, снегиря). Коммуникативная деятельность с приёмами моделирования Воспитатель: Давайте подробнее расскажем о каждой птице, чтобы они не обиделись на нас и не улетели в дальние края. А чтобы рассказ у нас получился красивым и понятным, мы позовём на помощь схему (мнемотаблицу).
Рассказ воспитателя о дятле Это птица- дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий. Он стучит им по дереву и достаёт из-под коры жучков. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, но есть белые пятнышки. На голове красные пёрышки, будто шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек. Самостоятельное составление описательного рассказа Воспитатель оказывает помощь детям. Д/и «Чья тень» На столе лежат фигурки птиц и карточки с их контурами. Воспитатель предлагает совместить фигурку с контуром и назвать тень какой птицы нарисована на карточке. Д/и «Сколько слогов» У каждого ребёнка своя птица. Нужно назвать птицу, прохлопывая слоги. Например, во-ро-бей (3 слога). Беседа воспитателя Зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете, зимой очень много снега, он лежит везде: на земле, на деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают? Мы с вами тоже делали кормушки, развешивали их на участке, носили птицам корм. Вот на доске дерево с кормушкой. Давайте посадим наших птичек на это дерево. Д/и «Кто лишний» Воспитатель незаметно прикрепляет к дереву фигурку перелётной птицы (например ,иволги, соловья, жаворонка) и обращается с вопросом: «Нет ли здесь какой-то ошибки?». Просит аргументировать ответ. Исполнение хороводной композиции «Веснянка» с проговариванием заклички Зима заканчивается, но ещё не скоро появятся насекомые – главная пища птиц. На Руси пели песенки- заклички, зазывая весну в гости. Давайте и мы с вами позовём весну. Жаворонки, прилетите. Студёну зиму унесите. Тёплу весну принесите: зима нам надоела. Весь хлеб у нас поела, и солому подобрала. И горбушку подняла. Уж вы, куличики- жаворонки, слетайтесь, откликайтесь. Итог Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы: хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться, очень дружно кликали весну. После такого общения с вами у меня поднялось настроение, а у вас? Когда у людей хорошее настроение , его называют оранжевым. Чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу подарить вам оранжевых птичек, а вы можете их раскрасить. А потом мы посмотрим слайды о том, как развешивали кормушки и подкармливали птиц. | Дети прислушиваются к звукам природы, проявляют признаки заинтересованности такого поведения воспитателя. Дети располагаются возле воспитателя принимают позу лобно-затылочной коррекции. Под звуки природы повторяют слова за воспитателем. Дети двигаются по группе в поисках описанного предмета. Дети отгадывают загадки и находят иллюстрации названных птиц, вывешивая их на магнитную доску. Дети отвечают на вопрос и подбирают однокоренные слова к слову «снег» с опорой на схематические модели: снежок, снеговик, снежный, снежинка, Снегурочка, снегопад, снежище и др. Хлопают себя по бокам. Показывают грудку руками. Мелко потряхивают кистями опущенных рук. Повороты головой вправо-влево. Бегут по кругу, взмахивают руками. Называют птиц, подбирая к ним обобщающее слово. Называют слова, подбирая описание к птицам, обосновывая свой ответ. Слушают инструкции воспитателя и его рассказ о дятле. Слушают воспитателя. Составляют рассказ, опираясь на мнемосхему. Выполняют задание, обсуждая способы соединения фигурки и тени. Ребёнок называет свою птицу и определяет количество слогов. Прикрепляют птиц при помощи магнитов к схематическому дереву и проговаривают, куда они помещают птицу (на ветку, в кормушку, на ствол, под кормушку). Отыскивает лишнюю фигурку и относит её к группе перелётных птиц. Слушают воспитателя, встают в хоровод, повторяют слова заклички, выполняют произвольные танцевальные движения. Делятся своими впечатлениями, принимают решение по использованию оранжевых птиц. Организовывают сюжетно-ролевую игру. Просматривают слайды. | Сформирована мотивация, активизированы мыслительные процессы (внимание, мышление). Создание условий для формирования слухового восприятия. Расширены потребности во взаимодействии со взрослым и другими детьми. Закрепление общих речевых навыков: слуховое восприятие, интонирование речи. Активизация мотивации к образовательной деятельности, развитие внимания. Создание условий для развития метафорического мышления. Расширение словарного запаса детей, закрепление навыков подбора однокоренных слов с использованием моделей. Повышение двигательной активности, позволяющей переключить внимание на другой вид деятельности. Развитие мыслительных процессов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме ед. числа родительного падежа). Закрепление общих речевых навыков: слуховое внимание, звуковое восприятие. Активизация мыслительных процессов. Развитие умения соотносить знаковые символы с образами. Формирование потребности делиться своими впечатлениями. Упражнение в умении составлять описательные рассказы по мнемосхемам. Формирование умения слушать других детей, делать добавления. Развитие умения соотносить знаковые символы с образами. Совершенствование умения определять слоговую структуру слова. Расширение представлений о зимующих птицах. Закрепление пространственных отношений. Закрепление понятий зимующие и перелётные птицы, активизация мыслительных процессов. Создание условий для скоординированности и ритмичности движений. Создание предпосылок для формирования досуговой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе детей с ЗПР на тему: «В гостях у белочки».
План – конспектИнтегрированнойнепосредственно образовательной деятельностив средней группе детей с ЗПР на тему: «В гостях у белочки»....
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»
Интеграция образовательных областей:· Социально - коммуникативное развитие.· Познавательное развитие.·...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Все о нашей одежде»
laquo;Все о нашей одежде»...
Непосредствено образовательная деятельность в старшей группе по формированию предпосылок финансовой грамотности "Все работы хороши..."
Для того, чтобы начать изучать финансовую грасотность, необходимо начинать её с самых азов, то есть благодаря чему человек может зарабатывать деньги. Конечно же это получение п...