План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы»
«Научим поросенка Хому говорить правильно».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Задачи:
- уточнить произношение и артикуляцию звуков «х, хь». Тренировать в четком произношении звуков изолированно, в слогах и словах, совершенствовать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук) (Речевое развитие);
- дифференцировать звуки « х», «хь» на слух и в произношении в словах, развивать фонематическое восприятие, слуховую память (Познавательное развитие);
- продолжать развивать усидчивость, внимание к речи воспитателя. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу (Социально – коммуникативное развитие).
Интеграции с другими образовательными областями:
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, объяснение, вопросы.
Практические: художественное слово: загадки, дидактические игры: «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки».
Наглядные: рассматривание картины «Домашние животные», предметные картинки, опорная картинка, игрушка поросенка.
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребенка с фишками синего, зеленого и красного цвета для обозначения звуков в схеме, демонстрационный схемный материал (фишки-магниты, квадраты 10х10см, предметные картинки: хата, мох, духи, петух, муха, магнитная доска, опорная картинка (символ звука «х» – ребенок согревает руки дыханием, конверт с картинками, на которых изображены 1 и 2 петуха.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Двигательная | Физ. минутка «Прогулка в лес». |
Игровая | Физ. минутка «Прогулка в лес»; дидактические игры «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки». |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание картины «Домашние животные». |
Коммуникативная | Беседа «Ознакомление со звуком «х», «хь». Описание воспитателем артикуляции звука «х». |
Чтение художественной литературы | Загадки. |
Логика образовательных областей.
Структурные части
| Деятельность воспитателя |
1 | 2 |
1.Сюрпризный момент. Дети стоят на ковре:
| Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришел: «Хвостик у него крючком, а нос пятачком» - это Хома, поросенок. Он хочет вам что- то рассказать, присаживайтесь на ковер. «Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Фома». - Ребята, правильно поросенок назвал свое имя (дети исправляют поросенка). А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал, как утром громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а. - Ребята, а вы догадались, какой звук Хома не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.
|
2.Беседа: «Ознакомление со звуком «Х», «ХЬ».
| Сегодня мы познакомимся со звуком «Х» и его братиком «Хь», будем учиться, правильно говорить эти звуки, не путать их и научим этому Хому.
|
3.Предлагает воспитатель вопросы пояснения для детей. | Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О. Почему они гласные? (правило: гласные звуки можно петь и свободно говорить). Каким цветом обозначаем в схеме гласные звуки? (красным цветом) Расскажите Хоме о звуке М (звук М – согласный, твердый, звонкий). Почему он согласный? Каким цветом мы обозначаем в схеме синим цветом (его нельзя петь и свободно говорить) Почему он твердый? (губы сильно сжимаются) Почему он звонкий? (горлышко работает – дрожит, звенит) – если дети не затрудняются в характеристике звука, то эти вопросы не задаются. |
4.Описание воспитателем артикуляции звука «Х»:
| Язычок поднимается к нёбу у самого горлышка, на твердый звук «х» язык прижимается сильнее, на мягкий – слабее, звуки произносятся без голоса. Закрепление знания о положении языка (показ положения языка движениями кистей рук: левая кисть показывает нёбо, правая – положение языка, дети показывают вместе с воспитателем).
|
5.Проговаривание звуков «Х», «хь» с помощью воспитателя (опорная картинка).
| («х» - согласный, твердый, глухой, в схеме обозначаем синим цветом, «Хь» - согласный, мягкий, глухой в схеме обозначаем зеленым цветом). Дети повторяют за воспитателем индивидуально и хором. Игра: «Два квадрата»: воспитатель показывает синий квадрат – дети произносят «Х», зеленый квадрат – «х» (дети отвечают хором или индивидуально по цепочке) – другой вариант игры: педагог называет звук, а дети показывают соответствующий квадрат.
|
6.Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики. «Прогулка в лес» (дети двигаются по круг).
| Идем по опушке леса, перешагиваем кустики и поваленные деревья (ходьба с высоким подниманием коленей). Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох! ». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом – «Ух!». Понюхайте, какой свежий воздух в лесу: вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах! »
|
7.Звуковой анализ слога «ах». Игра «Живые звуки». Цель: Развивать логику, мышление, сообразительность.
| Какой первый звук? – «А», какой это звук? – гласный, каким цветом обозначаем в схеме? – красным; один ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета и отходит в сторону, какой второй звук? – «х», какой это звук? – согласный, твердый, каким цветом обозначаем в схеме? – синим; так же выходит второй ребенок, потом все вместе мы зовем звуки: АХ! дети-звуки выходят и занимают свои места по порядку. •самостоятельное составление схемы индивидуально на столах детьми, •чтение схемы (воспитатель показывает на первую красную фишку на доске, дети делают то же в своей схеме и называет звук «а», показывает на синюю фишку – «х», проводят пальцем под схемой слева направо и «читают»: ах. |
8. Определение звуков «х», «хь» на слух и в произношении в словах: Игра «Подарки»:
| У нас есть картинки, если мы правильно угадаем, какой в слове спрятался звук – твердый или мягкий, то подарим эти картинки Хоме. Дети определяют звук на слух (хата – «х», духи – «хь») – индивидуальные ответы, и произносят слово хором, картинка вывешивается на доске около поросенка. |
9. Дидактическая игра: «Закончи предложение». Цель: Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь. | Хома тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? (петух, петухи) Хома хочет с вами поиграть. А вы хотите? - Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательны, Хома следит за тем, правильно ли вы говорите: У хозяина был (петух). У хозяина были (петухи). Хозяин кормит своего (петуха). Он ухаживает за одним (петухом). Хозяин ухаживает за своими (петухами). Хозяин рассказывает о своем (петухе).
|
10.Итог. | Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня познакомились. – «х», «хь». А, чтобы хотели вы еще узнать? Что больше всего вам запомнилось? Хоме понравились ваши ответы. - Ой, спасибо, ребята. Вы научили меня правильно произносить звуки «х», «хь». Теперь я знаю, что меня зовут Хома.
|
Список литературы:
1. Агеева М.Д. // Веселые загадки и пословицы, загадки обманки.
- Творческий центр Сфера М.- 2004.
2. Воровская М. А. Дидактические игры в детском саду - 2005г.
3.Ожегов С.И. Словарь.
4.Петрова Н.Н., Новоярцева Н.В. // Развивающие игры для
дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг. - 2009.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, Просвещение, 2011г.
6.Петрова В.И. Развитие речи в детском саду. Просвщение.-2005г.
7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_zanyat_zkr_homa.docx | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы»
«Научим поросенка Хому говорить правильно».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Задачи:
- уточнить произношение и артикуляцию звуков «х, хь». Тренировать в четком произношении звуков изолированно, в слогах и словах, совершенствовать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук) (Речевое развитие);
- дифференцировать звуки « х», «хь» на слух и в произношении в словах, развивать фонематическое восприятие, слуховую память (Познавательное развитие);
- продолжать развивать усидчивость, внимание к речи воспитателя. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу (Социально – коммуникативное развитие).
Интеграции с другими образовательными областями:
- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;
- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
Словесные: беседа, объяснение, вопросы.
Практические: художественное слово: загадки, дидактические игры: «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки».
Наглядные: рассматривание картины «Домашние животные», предметные картинки, опорная картинка, игрушка поросенка.
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребенка с фишками синего, зеленого и красного цвета для обозначения звуков в схеме, демонстрационный схемный материал (фишки-магниты, квадраты 10х10см, предметные картинки: хата, мох, духи, петух, муха, магнитная доска, опорная картинка (символ звука «х» – ребенок согревает руки дыханием, конверт с картинками, на которых изображены 1 и 2 петуха.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Двигательная | Физ. минутка «Прогулка в лес». |
Игровая | Физ. минутка «Прогулка в лес»; дидактические игры «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки». |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание картины «Домашние животные». |
Коммуникативная | Беседа «Ознакомление со звуком «х», «хь». Описание воспитателем артикуляции звука «х». |
Чтение художественной литературы | Загадки. |
Логика образовательных областей.
Структурные части | Деятельность воспитателя |
1 | 2 |
1.Сюрпризный момент. Дети стоят на ковре: | Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришел: «Хвостик у него крючком, а нос пятачком» - это Хома, поросенок. Он хочет вам что- то рассказать, присаживайтесь на ковер. «Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Фома». - Ребята, правильно поросенок назвал свое имя (дети исправляют поросенка). А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал, как утром громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а. - Ребята, а вы догадались, какой звук Хома не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места. |
2.Беседа: «Ознакомление со звуком «Х», «ХЬ». | Сегодня мы познакомимся со звуком «Х» и его братиком «Хь», будем учиться, правильно говорить эти звуки, не путать их и научим этому Хому. |
3.Предлагает воспитатель вопросы пояснения для детей. | Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О. Почему они гласные? (правило: гласные звуки можно петь и свободно говорить). Каким цветом обозначаем в схеме гласные звуки? (красным цветом) Расскажите Хоме о звуке М (звук М – согласный, твердый, звонкий). Почему он согласный? Каким цветом мы обозначаем в схеме синим цветом (его нельзя петь и свободно говорить) Почему он твердый? (губы сильно сжимаются) Почему он звонкий? (горлышко работает – дрожит, звенит) – если дети не затрудняются в характеристике звука, то эти вопросы не задаются. |
4.Описание воспитателем артикуляции звука «Х»: | Язычок поднимается к нёбу у самого горлышка, на твердый звук «х» язык прижимается сильнее, на мягкий – слабее, звуки произносятся без голоса. Закрепление знания о положении языка (показ положения языка движениями кистей рук: левая кисть показывает нёбо, правая – положение языка, дети показывают вместе с воспитателем). |
5.Проговаривание звуков «Х», «хь» с помощью воспитателя (опорная картинка). | («х» - согласный, твердый, глухой, в схеме обозначаем синим цветом, «Хь» - согласный, мягкий, глухой в схеме обозначаем зеленым цветом). Дети повторяют за воспитателем индивидуально и хором. Игра: «Два квадрата»: воспитатель показывает синий квадрат – дети произносят «Х», зеленый квадрат – «х» (дети отвечают хором или индивидуально по цепочке) – другой вариант игры: педагог называет звук, а дети показывают соответствующий квадрат. |
6.Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики. «Прогулка в лес» (дети двигаются по круг). | Идем по опушке леса, перешагиваем кустики и поваленные деревья (ходьба с высоким подниманием коленей). Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох! ». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом – «Ух!». Понюхайте, какой свежий воздух в лесу: вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах! » |
7.Звуковой анализ слога «ах». Игра «Живые звуки». Цель: Развивать логику, мышление, сообразительность. | Какой первый звук? – «А», какой это звук? – гласный, каким цветом обозначаем в схеме? – красным; один ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета и отходит в сторону, какой второй звук? – «х», какой это звук? – согласный, твердый, каким цветом обозначаем в схеме? – синим; так же выходит второй ребенок, потом все вместе мы зовем звуки: АХ! дети-звуки выходят и занимают свои места по порядку. •самостоятельное составление схемы индивидуально на столах детьми, •чтение схемы (воспитатель показывает на первую красную фишку на доске, дети делают то же в своей схеме и называет звук «а», показывает на синюю фишку – «х», проводят пальцем под схемой слева направо и «читают»: ах. |
8. Определение звуков «х», «хь» на слух и в произношении в словах: Игра «Подарки»: | У нас есть картинки, если мы правильно угадаем, какой в слове спрятался звук – твердый или мягкий, то подарим эти картинки Хоме. Дети определяют звук на слух (хата – «х», духи – «хь») – индивидуальные ответы, и произносят слово хором, картинка вывешивается на доске около поросенка. |
9. Дидактическая игра: «Закончи предложение». Цель: Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь. | Хома тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? (петух, петухи) Хома хочет с вами поиграть. А вы хотите? - Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательны, Хома следит за тем, правильно ли вы говорите: У хозяина был (петух). У хозяина были (петухи). Хозяин кормит своего (петуха). Он ухаживает за одним (петухом). Хозяин ухаживает за своими (петухами). Хозяин рассказывает о своем (петухе). |
10.Итог. | Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня познакомились. – «х», «хь». А, чтобы хотели вы еще узнать? Что больше всего вам запомнилось? Хоме понравились ваши ответы. - Ой, спасибо, ребята. Вы научили меня правильно произносить звуки «х», «хь». Теперь я знаю, что меня зовут Хома. |
Список литературы:
1. Агеева М.Д. // Веселые загадки и пословицы, загадки обманки.
- Творческий центр Сфера М.- 2004.
2. Воровская М. А. Дидактические игры в детском саду - 2005г.
3.Ожегов С.И. Словарь.
4.Петрова Н.Н., Новоярцева Н.В. // Развивающие игры для
дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг. - 2009.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, Просвещение, 2011г.
6.Петрова В.И. Развитие речи в детском саду. Просвщение.-2005г.
7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Весна»
Формирование умений у детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем, представлений детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; умение устанавливать простей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: речевое развитие( развитие речи) Тема: «Заучивание стихотворения: « Снежок». ( по мнемотаблице)».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: речевое развитие( развитие речи) Тема: «Заучивание стихотворения: « Снежок». ( по мне...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка из соленого теста в подготовительной группе Тема: «Жаворонки – вестники весны»
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» лепка из соленого теста ...