Проект по логоритмике для детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Это моя пробная работа. Идея проекта возникла в результате работы над темой "Логоритмика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_logoritmike_dlya_detey_3.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по логоритмике для детей 3-4 лет
Воспитатель: Колоскова Мария Викторовна
Тема проекта :
«Система занятий по логоритмической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Виды упражнений логопедической ритмики:
- ходьба, прыжки;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения;
- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
- речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
- созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
- преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики
.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
- Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
- Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
- Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
- Преодолеть речевой негативизм.
- Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
- Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
- Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Целевая группа:
дети дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Участниками проекта являются:
- воспитатели;
- родители.
Тип проекта – долгосрочный.
(сентябрь-май)
Этапы реализации.
Проект будет реализован в три этапа.
I.Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
II. Основной.
1. Содержание деятельности воспитателя:
- проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
- закрепление изученного материала.
2. Содержание деятельности родителей:
- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
- закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
III. Заключительный:
- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.
Ресурсное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
1. Комплексы артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Практическая значимость.
Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.
Ожидаемые результаты.
Проект будет способствовать:
1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
2. Преодолению речевого негативизма.
3. Активизации словарного запаса детей.
4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
7. Развитию личности в целом.
Литература:
1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.
2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.
4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.
5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.
6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект " Ладушки" по логоритмике для детей 2 младшей группы.
Проект по логоритмике включает 4 раздела, сотавлен и апробирован в 2013 и 2014 году. дал положительные результаты....
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
Музыкально-логопедический проект «Музыкальная логоритмика»
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено опред...
Проект Веселая логоритмика
Актуальность.Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и разв...
ПРОЕКТ "ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА"
Проект "Веселая логоритмика" для детей дошкольного возраста...
Творческий проект "Музыкальная логоритмика"
Проект создан с целью внедрения новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования в дошкольном учреждении. Логоритмика является одним из эффективных видов работ...