Музыкально-логопедический проект «Музыкальная логоритмика»
проект (старшая группа)
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Цель проекта: преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_proekt.docx | 28.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-логопедический проект «Музыкальная логоритмика»
«Музыкальная логоритмика»
музыкально-логопедический проект
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Информационная часть программы: образовательная.
Образовательная область: речевое, художественно-эстетическое развитие
Форма реализации программы: фронтальная.
Возрастная направленность: старшая группа.
Продолжительность программы: один год.
Составители: Учитель-логопед – Павлова Наталья Юрьевна
Музыкальный руководитель – Головина Мария Захаровна
Пояснительная записка.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Продолжительность от 20 до 30 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема используется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры; песни и стихи, сопровождаемые движениями; двигательные упражнения; несложные танцы; музицирование на музыкальных инструментах; дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Цель проекта: преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.
Задачи:
- развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать фонематическое восприятие и фонематическое представление,
слуховое внимание, расширять лексический запас;
- учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; созданию условий для совместной деятельности и формированию уважительного отношения к сообществу детей и взрослых;
Планируемый результат:
- сформировать правильное речевое и физиологическое дыхание, правильно артикулировать звуки речи, знания по лексическим темам, умения выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;
- способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела;
- свободно ориентироваться в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- сформировать готовность к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
- информирование о результатах деятельности проекта (мастер-класс, фотоотчет, используя интернетресурсы);
- открытые занятия.
План мероприятий по реализации проекта.
I этап Организационный
- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей;
- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию связной речи через логоритмические упражнения, музыкальные игры и упражнения;
- познакомить с планированием проекта воспитателя старшей группы;
- разработать алгоритм занятий с элементами логоритмики;
- познокомить с планированием проекта воспитателей старших групп;
Сроки реализации: сентябрь 2021
II этап Практический
- реализация проектных мероприятий;
- выработать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;
- выработать правильное речевое дыхание;
- улучшать фонематический слух с помощью упражнений, попевок на развитие диатонического слуха.
- развить общую и артикуляционную моторику.
Сроки реализации: ноябрь 2021 - апрель 2021
III этап - Заключительный
Задачи:
- обобщить результаты деятельности по теме проекта;
- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
- подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями муниципалитета – мастер-класс с участниками проекта (логопедом, педагогами, музыкальным руководителем, выступление на МО ДОУ)
Сроки реализации: май 2021
Планируемые результаты:
- сформировано умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику;
- выработаны двигательные навыки, взаимосвязь речи и движения;
- закреплено умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «всех вместе»;
- выработано умение красиво танцевать, правильно выполнять движения танца, слушая музыкальное сопровождение;
- отработано единство речи, мимики, жестов, выразительных речевых средств в игре;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими, слушая музыкальное сопровождение, развит ритмический слух.
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может построить речевое высказывание в ситуации общения;
- ребенок при помощи логогимнастики, владеет правильным речевым дыханием и имеет длительный ротовой выдох, закреплен навык мягкого голосоведения;
- подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
Итоги проекта:
В результате реализации данного проекта ребенок является полноценным участником образовательных отношений, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Усовершенствовался навык ведения диалога, расширилось развитие и формирование познавательного интереса. Выработался навык творчески исполнять роли, импровизировать в играх. Умеет выполнять упражнения под музыку, развиты пластичность, выразительность, плавность и ритмичность движений детей.
Список литературы:
1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет». (Творческий центр «Сфера» 2010 г.)
2. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 - 3 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010. г.)
3. М. Ю. Картушина. «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3 - 4 лет». (Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г.)
4. Кисловская И. А. «Авторская программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия»;
5. Аюпова Е. Е., Степанова А. Г. Логоритмика в детском саду: Программа логоритмических занятий для детей дошкольного возраста.Пермь: ПКИПКРО, 2009.
6. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., ВЛАДОС, 2002
7. Журнал «Музыкальная палитра»
8. Журнал «Музыкальный руководитель»
Перспективное планирование
№ п\п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Ожидаемые результаты |
I Организационный | |||
1/ | Изучение литературы | Сентябрь | Сбор информации по теме проекта |
2. | Разработка перспективного плана | Ноябрь | Перспективный план |
3. | Выступление на педагогическом часе - «Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи дошкольников» | Ноябрь | Протокол педагогического часа |
4. | Разработать алгоритм занятий | ноябрь | Технологическая карта |
II Практический | |||
1. | Занятия:
| Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль Февраль Март Март Апрель Апрель Май Май | Учить детей сильному и слабому выдоху. Развивать речь через звукоподражание и чистоговорки Развивать творческую фантазию, умение импровизировать, свободно общаться в заданной ситуации. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Вырабатывать четкость и скоординированность движений во взаимосвязи с речью. Создавать атмосферу добра и взаимного сотрудничества. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Развивать внимание, воображение, звукопроизношение и память физических действий. Учить детей анализировать проигранную ситуацию. Учить детей концентрировать внимание на определенных группах мышц. Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям. Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи. Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи. Систематизировать у детей знания по теме «Инструменты и орудия труда». Развивать слуховое внимание и память. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Систематизировать у детей знания по теме " Профессии". Развивать слуховое внимание и память. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. Закрепить знания о космосе. Развивать воображение, творческое внимание. Работать над звукопроизношением, умением сочетать движение и речь. Учить брать на себя роли и передавать театральными средствами действия, слова и настроение героев Развивать внимание, речь и воображение. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с сюжетом сказки. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику. Учить детей характерным движениям. Закрепить навык коллективной игры, где каждый знает своё место, умеет брать на себя роль. Развивать речь: четкость, правильность, интонационную выразительность. Воспитывать ответственность. Развивать творческие способности детей. Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. Учить сочетать движения и речь, воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре. Воспитывать живой интерес к театрализации, инициативу и самостоятельность детей. |
2. | Развлечения:
| Декабрь Март | Приказ Приказ |
Работа с родителями | |||
1. | Диагностика web анкетирование «Развитие речи ребенка» | Сентябрь | Диагностическая карта |
2. | Консультации offline:
| Ноябрь | Публикация на сайт ДОУ |
3. | Видео-кейс «Занятие музыкальной логоритмикой в домашних условиях» | Февраль | Публикация на сайт ДОУ |
4. | Открытое занятие | Март | Протокол |
Работа с педагогами | |||
1. | Мастер-класс | Май | Выступление |
2. | Семинар по теме «Логоритмические упражнения в режимных моментах» | Май | Выступление |
III Итоговый | |||
1. | Обобщение | Май | Итоговое занятие |
2. | Презентация проекта | Май | Материалы презентации |
3. | Размещение на сайте | Май | Публикация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект музыкально - логопедической недельки в ДОУ
В данном материале отображена совместная работа учителя- логопеда и музыкального руководителя в ДОУ через проектную деятельность в детском саду. Проект разработан специалистами на неделю для детей под...
Конспект открытого музыкально-логопедического занятия для музыкальных руководителей и учителей - логопедов г. Ачинска " Собери Золушку на бал"
Конспект направлен на расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Одежда» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенст...
Интегрированное музыкально-логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей подготовительной группы "По следам бременских музыкантов"
Дети погружаются в музыкальную, сказочную и игровую атмосферу непосредственно образовательной деятельности по закреплению гласных звуков, развитию слухового внимания, слуховой и речевой памяти, развит...
Паспорт образовательного проекта музыкального руководителя с детьми коррекционной группы "Логоритмика"
Паспорт долгосрочного годового проекта "Логоритмика", проводимый музыкальным руководителем с детьми коррекционной группы. Включает в себя: цель, задачи, актуальность проекта, предполагаемые ...
Музыкальная логоритмика как эффективное средство развития музыкально-ритмических способностей и коррекции речи детей
В презентации рассказывается о заадачах.методах и приёмах логоритмики в детском саду....
Конспект развлечения «Играем с Шапокляк» в рамках проекта «Музыкально – логопедическая неделька»
Актуальность разработкиЦель: развивать речевые, двигательные, ритмические способности детей путём сочетания слова и музыки....
Творческий проект "Музыкальная логоритмика"
Проект создан с целью внедрения новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования в дошкольном учреждении. Логоритмика является одним из эффективных видов работ...