Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы на тему "Хлеб-хлебушек"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие грамматического строя речи у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия Хлеб-хлебушек | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Сказка»
городского округа Котельники Московской области
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы
на тему:
«Хлеб-хлебушек»
Подготовила и провела
учитель-логопед
I квалификационной категории
Макаренко Е.С.
24 апреля 2013г.
Цель: расширять знания детей о процессах выращивания и изготовления хлеба, о профессиях и технике по теме;
Задачи:
- закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, пшеница, рожь);
- словообразование родственных слов от слова хлеб;
— объяснение смысла и активизация в речи детей пословиц о хлебе;
— сопоставление белого пшеничного и черного ржаного хлеба по данному плану;
— развитие основных психических процессов – внимания, памяти, образного мышления;
— Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения и чувства благодарности к людям сельскохозяйственного труда.
Предварительная работа
Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб», белорусской народной сказки «Легкий хлеб».
Оборудование
Наглядность: сюжетные картинки по теме занятия;
Демонстрационные предметы: колосья пшеницы, колосья ржи, мешочек с кусочками черного ржаного хлеба и белого батона, хлебница, батон белый пшеничный, хлеб черный ржаной («кирпичик») в пакетах, салфетка, хлебница, магнитофон, диск Чайковский П.И. «Времена года».
План занятия
I. Организационный момент. Артикуляционная разминка.
II. Введение в тему.
Постановка проблемных вопросов. Актуализация знаний детей по данным вопросам.
Хлеб – всему голова. Что это значит?
Почему человек без многого может обойтись, а без хлеба нет?
Как люди выращивают хлеб?
Почему они с таким уважением относятся к хлебу?
- Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на поле и узнать, откуда хлеб пришёл.
Зимой поле спит. Много снега — много хлеба. Почему?
Весной: Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода —
Побежит за трактористом к синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Трактором что делают? пашут землю и сеялкой что делают? сеют в неё зёрна.
В народе говорят, что посеешь, то и пожнешь.
Солнце светит, дождик поливает и летом на поле вырастают…
Отгадайте загадку: «Весь из золота отлит, на соломине стоит»
«Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят».
Вырастают колоски, а в них много чего? зерен. (Детям раздаются колосья пшеницы и ржи)
III. Словообразование относительных прилагательных
1. Знакомство с зерновыми культурами:
а) Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи, (натуральные предметы) и с помощью логопеда называют их: пшеница, рожь.
б) Логопед предлагает определить, чем эти растения похожи, что у них общее (дают зерно) и помогает сделать вывод, что растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб. Человек, который выращивает хлеб - поливает, удобряет, защищает от сорняков и грызунов — это хлебороб.
3.Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
Образец дает логопед: колосок пшеницы — пшеничный колосок
колосок ржи — ржаной колосок,
поле, на котором выращивают колосья ржи, — ржаное поле,
поле, на котором выращивают пшеницу, — пшеничное поле,
мука из пшеницы — пшеничная мука,
мука из ржи — ржаная мука,
тесто из пшеничной муки — пшеничное тесто,
тесто из ржаной муки — ржаное тесто.
хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб,
хлеб из ржи — ржаной хлеб. Хлебушек ржаной — отец наш родной.
IV.Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб
Осенью колосья созревают и их убирают машинами – комбайнами.
Комбайны колоски обмолачивают - превращают в зерна и везут на мукомольный завод. Там зерна перетирают… в муку.
Муку отвозят на хлебозавод. Что делают на этом заводе? Завод, где выпекают хлеб. Замесим тесто!
В муку добавляют воду, соль, яйца и замешивают …тесто.
Из теста лепят большой хлеб и маленький хлебушек.
Печет хлеб кто? хлебо…пек в чём? в хлебопечке.
Пот на спине, хлеб на столе.
Будет хлеб — будет и обед.
Физминутка «Каравай»
V.Сравнение белого пшеничного батона и черного ржаного «кирпичика»
На столе в хлебнице под салфеткой белый батон и черный ржаной хлеб.
- Вернулись мы домой, а там нас ждет… Чтобы узнать, что спрятано под салфеткой, отгадайте загадку:
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Посуда для хлеба. — Хлебница.
Прибор для резания хлеба. — Хлеборезка.
Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по форме, по цвету, по запаху, по материалу.
VI. Игры на сравнение ржаного и пшеничного хлеба.
«Узнай на вкус», « Узнай по запаху».
Кусочки ржаного и пшеничного хлеба находятся в чистом полотняном мешочке.
Дети играют с закрытыми глазами. Какой хлеб? (вкусный, мягкий, сытный, ароматный, полезный)
VIII. Итог
Что мы знаем о хлебе? Припоминание пословиц и поговорок о хлебе, слов-родственников.
Хлеб — всему голова. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Будет хлеб — будет и обед.
Что посеешь, то и пожнешь.
Много снегу — много хлеба.
Кто трудиться рад, тот хлебом богат.
Пот на спине, хлеб на столе.
Как надо относиться к хлебу?
Закрепление вне занятия
Повторение пословиц, поговорок, загадок, о хлебе.
Игра «Телефон» — называние хлебобулочных изделий.
Игра «Назови признаки» (хлеб —...).
Игра «Образуй родственные слова» (хлеб —...)
Аппликация «Колосок».
Конструирование и ручной труд. «Колоски»
Лепка «Пирожки и бублики».
Игра «Образуй признаки» (рожь — ..., пшеница —..., овес —..., кукуруза —..., ячмень —..., гречка —...)
боронить — значит рыхлить землю, разбивать комья, вносить удобрения — подкармливать и т.д.);
пахать — тракторист пашет землю;
боронить — борона острыми зубьями рыхлит землю (разбивает комья);
сеять — крестьяне (хлеборобы) сеют пшеницу (рожь);
подкармливать — летчик подкармливает посевы удобрениями;
убирать урожай — комбайн убирает урожай с полей (косит, молотит...);
хранить — собранное зерно везут хранить на элеватор;
молоть — на мельнице зерно мелют и получают муку;
выпекать — на хлебозаводе (в пекарне) из муки выпекают хлеб (ржаной, пшеничный);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»
-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"
Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей. Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...