Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе.
методическая разработка по развитию речи на тему

Конспек занятия по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский сад № 54

комбинированного  вида  Красносельского  района Санкт-Петербурга

Конспект

организованной образовательной совместной деятельности

по развитию познавательных способностей и речи

в средней группе.

Тема: « Петушок «

Образовательные технологии: Проблемно-игровая ( проблемные и творческие ситуации, моделирование; песочная терапия, здоровьесберегающие, логические игры.

Составлен воспитателем :

Мельник О. А.

2012год

Образовательные области: « Познание», « Коммуникация», « Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье».

Виды детской деятельности:  Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная, восприятия художественного слова ( чтение, отгадывание загадок), музыкально-художественная ( пение, игра на муз. инструментах).

Образовательные технологии: Проблемно-игровая ( проблемные и творческие ситуации, моделирование; песочная терапия, здоровьесберегающие, логические игры, песочная терапия.

Программное содержание:

1.Образовательные:

- Познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства.

- Продолжать знакомить детей с рассказами К.Д. Ушинского, понимать содержание и отвечать на вопросы по содержанию.

2.Развивающие:

- Обогащать и активизировать словарь детей существительными : птичник, курятник.

-Упражнять детей в звукоподражании.

- Развивать восприятия, мышления и воображения, комбинаторных способностей.

- Развивать мышление учить сравнивать, находить сходства и различия; развитие общей и мелкой моторики.

3.Воспитательные:

- Вызвать у детей интерес к занятию и желание заниматься.

- Учить работать вместе, сообща.

- Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений про окружающий мир в изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование:

Игрушки в виде петуха, курочки и цыплёнка. Картинки с изображением петухов. Народные игрушки и свистульки в виде петухов, логическая задача «Сравни двух петушков», подносы с песком, мелкие игрушки, горох, дидактическая игра «Сложи яйцо», загадки, иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Кот и петух», шаблон большого неокрашенного петуха, на липкой основ.

Организация: сменная, свободная.

Ход:

Воспитатель. Ребята, сегодня, чтобы узнать, кто будет гостем нашего занятия, вам придётся отгадать загадку.

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его ?

Дети. Петух

Появляется большая игрушка – Петушок.

Воспитатель. Какие слова подсказали вам отгадку?

                          А почему в загадке петух назван пастухом?

                          Кто такой пастух? (Ответы детей)

     Пастух – это человек, который пасёт, присматривает, следит за кем-то. Пастух всегда присматривает, следит за порядком в своём семействе.

     Ребята расскажите мне, что вам известно о семействе петуха? (Если дети затрудняются с ответом, задавать наводящие вопросы: « Как называют деток петушка» и т.п.)

     В семье бывает один петух, десять кур и много цыплят. (Дети выставляют во двор – объёмные игрушки – петуха, курицу и цыплят ).

Петух и курица – домашние птицы. А что это значит  - домашние птицы?

     Птицы, которые живут возле дома человека. За которыми человек ухаживает, называются домашними птицами.

- Какую пользу приносят эти птицы?

- Как называется домик в котором живут петухи, куры и цыплята?

(Ответы детей). Курятник или птичник. (показ иллюстрации)

Дыхательная гимнастика   « Маленькие жёлтые комочки»

Дидактическое упражнение «Кто так кричит?»

Воспитатель предлагает детям игрушечного петуха, курицу, цыплёнка и просит детей озвучить их.

- Кто так кричит? («Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко-ко», «Пи-пи-пи».)

Дети озвучивают  и показывают соответствующую игрушку.

А как хозяйка подзывает петушка с семьёй для того, чтобы покормить их? «Цып-цып-цып».

«Петушок петушок

Золотой гребешок

Масляная  головушка

Шёлкова бородушка

Что ты рано встаёшь

       Деткам спать не даёшь?»

- Рассмотрите петушка – Что есть у петушка?

- Какой петушок ? ( красивый , гордый и т.д.)

- Давайте походим как петушки ( дети имитируют движениями петушка : ходят с высоким подниманием колена , взмахивая крыльями – руками )

- Давайте послушаем рассказ, который написал Константин Дмитриевич Ушинский.

Чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй» ( с показом иллюстраций)

- « Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: - Курочки – хохлатушки ! Хлопотуньи – хозяюшки! Пёстренькие- рябенькие, чёрненькие – беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышки припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались; зернышком не поделились , передрались. Петя – петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

(Вопросы по содержанию рассказа)

- В русских сказках петух имеет героический характер и приходит на помощь слабым. Вспомните такие сказки. (Ответы детей).

- «Кот и петух»,

- «Заюшкина избушка».

- Кого спасал петушок – Кому помогал ? (Ответы детей) – Сопровождается показом иллюстраций.

- В давние времена детям делали игрушки и свистульки в виде петушка. (показ народной игрушки).

- Давайте посвистим, вот какие весёлые петушки у нас получились.

- В старину в деревне люди по петушиному пению определяли время. « Вставать с петухами» - значит вставать очень рано.

- В мире очень много разных видов петухов. Есть совсем малюсенькие – карликовые петухи, есть петухи довольно крупные и много пород петухов с однотонной окраской – белые, чёрные или красные ( сопровождается демонстрацией иллюстраций ).

Физкультминутка «Петушок»

Ох, ох что за гром? Ох, ох что за гром? (руки – к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом ( движения, имитирующие работу с молотком )

Молоток: тук – тук (хлопки руками)

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)

- Из чего же вылупляются цыплята?

- Давайте вместе соберём яички для нашей курочки.

Дидактическая игра «Сложи яйцо» (плоскостной конструктор)

Логическая задача «Чем похожи, чем отличаются петушки»  (на нахождение сходства и различия: по окраске, величине и др. признакам)

- Посмотрите на нашем дворе (поднос с песком) много курочек и цыплят.

Работа с песком

(рисование, цыплята прыгают, ищут зёрнышки – горошки и т.д.)

Воспитатель поёт песенку « Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать,

                                                   А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

                                                   Ко-ко-ко ко-ко-ко , не ходите далеко,

                                                   Лапками гребите, зёрнышки ищите …..»

( Дети подпевают )

- Молодцы ребята, помогли курочке накормить своих цыплят.

Динамическая пауза: Игра «Петух, лиса и куры».

     Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!». Куры убегают, взлетают на насест за верёвку. Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели убежать в домик. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

- Ребята, посмотрите почему наш петушок такой грустный, правильно он не нарядный, не яркий. Давайте ему поможем и украсим ему пёрышки.

Коллективная работа в технике – пуговицами :  На прозрачной самоклеющейся бумаге дети выкладывают разноцветными пуговицами, украшают петушка – хвостик, крылья и т.д.

- Посмотрите какой красивый петушок у нас получился! Какие яркие пёрышки, какой разноцветный хвостик.

- Какие цвета вы использовали? (рассматривание, обыгрывание)

-- Вам понравилось играть с нашим петушком?

-- Интересно ли было заниматься?

--Что вы узнали нового?

-- О чём расскажите дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Учебно-методический материал "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в подготовительной группе"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму»  в подготовительной группе. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию познавательных способностей и речи "Петушок"

Познакомит детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»...