Непосредственно образовательная деятельность по развитию познавательных способностей и речи "Петушок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Познакомит детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе.

Тема: «Петушок»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, двигательная, музыкальная, изобразительная.

Технологии: проблемно-игровая (проблемные и творческие ситуации, моделирование; песочная терапия, здоровьесберегающие, логические игры).

Программное содержание:

Образовательные:

- Познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства.

- Продолжить знакомить детей с рассказами К. Д. Ушинского, понимать содержание и отвечать на вопросы по содержанию.

Развивающие:

- Обогащать и активизировать словарь детей существительными: птичник, курятник

- Упражнять детей в звукоподражании.

- Развитие восприятия  и воображения, комбинаторных способностей.

- Развивать мышление учить сравнивать, находить сходства и различия; развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

- Вызвать у детей интерес к занятию и желание заниматься.

- Учить работать вместе, сообща.

- Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений про окружающий мир в изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование: 

Игрушки в виде петуха, курочка и цыплята. Картинки с изображением петухов. Народные игрушки и свистульки в виде петухов, логическая задача «Сравни двух петушков», подносы с песком, мелкие игрушки, горох, … дидактическая игра «Сложи яйцо», загадки, иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Кот и петух», шаблон большого неокрашенного петуха, на липкой основе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня, чтобы узнать, кто будет гостем нашего занятия, вам придётся отгадать загадку.

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как его зовут?

Дети: Петух

Появляется большая игрушка – петушок.

Воспитатель: Какие слова подсказали вам отгадку?

                          А почему в загадке петух назван пастухом?

                          Кто, такой пастух? (ответы детей)

Пастух – это человек, который пасёт, присматривает, следит за кем-то. Петух всегда присматривает, следит за порядком в своём семействе.

Ребята расскажите мне, что вам известно о семействе петуха? (если дети затрудняются с ответом, задавать наводящие вопросы: «Как называют деток петушка?» …)

В семье бывает один петух, десять кур и много цыплят (дети выставляют во двор объёмные игрушки – петуха, курицу, цыплят).

Петух и курица – домашние птицы. А что это значит – домашние птицы?

Птицы, которые живут возле дома человека. За которыми человек ухаживает, называются домашними птицами.

- Какую пользу приносят эти птицы?

- Как называется домик, в котором живут петухи, куры и цыплята?

(курятник или птичник, показ иллюстраций)

Дыхательная гимнастика «маленькие жёлтые комочки»

Динамическое упражнение «Кто как кричит?»

Воспитатель предлагает детям игрушечного петуха, курицу, цыплёнка и просит детей озвучить их.

- Кто, так кричит? («Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко-ко», «Пи-пи-пи»)

Дети озвучивают и показывают соответствующую игрушку.

А как хозяйка подзывает петушка с семьёй для того, чтобы покормить их? «Цып-цып-цып»

«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шёлкова бородушка

Что ты рано встаёшь

Деткам спать не даёшь?»

- Рассмотрите петушка

- Что есть у петушка?

- Какой петушок? (красивый, гордый…)

- Давайте походим как петушки (дети имитируют движение петуха: ходят с высоким подниманием колена, взмахивая крыльями – руками)

- Давайте послушаем рассказ, который написал Константин Дмитриевич Ушинский.

Чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй» с показом иллюстраций.

- «Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка.  Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

- курочки – хохлатушки! Хлопотуньи – хозяюшки! Пёстренькие - рябенькие, чёрненькие – беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышки припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались; зёрнышком не поделились, передрались. Петя – петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «ку-ка-ре-ку!».

(Вопросы по содержанию рассказа)

- В русских сказках петух имеет героический характер и приходит на помощь слабым. Вспомните такие сказки. (ответы детей).

-- «Кот и петух»

-- «Заюшкина избушка»

- Кого спасал петушок, кому помогал?

(ответы детей сопровождаются показом иллюстраций)

- В давние времена детям делали игрушки и свистульки в виде петуха.

(показ народной игрушки)

- Давайте посвистим, вот какие весёлые петушки у нас получились.

- В старину в деревне по петушиному пению люди определяли время.

«Вставать с петухами» - значит вставать очень рано.

- В мире очень много разных видов петухов. Есть совсем малюсенькие – карликовые петухи, есть петухи довольно крупные и много пород петухов с однотонной окраской – белые, чёрные или красные (сопровождается демонстрацией иллюстраций)

Физминутка «Петушок»

Ох, ох, что за гром? Ох, ох, что за гром (руки к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук – тук (хлопки руками)

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)

- Из чего же вылупляются цыплята?

- Давайте вместе соберём яички для нашей курочки.

Дидактическая игра «Сложи яйцо» (плоскостной конструктор)

Логическая задача «Чем похожи, чем отличаются петушки»

(на нахождение сходства и различия: по окраске, величине и др. признакам)

- Посмотрите на нашем дворе (поднос с песком) много курочек и цыплят.

Работа с песком (рисование, цыплята прыгают, ищут зернышки – горошки и т.д.)

Воспитатель поёт песню «Вышла курочка гулять свежей травки пощипать,

                                                А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

                                                Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

                                                Лапками гребите, зёрнышки…»

Дети подпевают

- Молодцы ребята, помоги курочке накормить своих цыплят.

Динамическая пауза: Игра «Петух, лиса и куры».

  Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!». Куры убегают, взлетают на насест за верёвку. Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели убежать в домик.

После двух – трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

- Ребята, посмотрите, почему наш петушок такой грустный, правильно он не нарядный, не яркий. Давайте ему поможем и украсим ему пёрышки.

 Коллективная работа в технике – пуговицами: на прозрачной самоклеющейся бумаге дети выкладывают разноцветными пуговицами, украшают петушку – хвостик, крылья и т.д.

- Посмотрите какой красивый петушок у нас получился. Какие яркие пёрышки, какой разноцветный хвостик (рассматривание, обыгрывание)

- Ребята вам понравилось играть с нашим петушком?

- Интересно было заниматься?

- Что вы узнали нового?

- О чём расскажите дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...

Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"

Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...

Учебно-методический материал "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в подготовительной группе"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи и рисованию «Мы любим зиму»  в подготовительной группе. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе на тему: «Я расту здоровым»...