Педагогический проект «Царство звуков»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Царство звуков»
(Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения)
Участники проекта:
Воспитатель: Манаева Е.И.
Дети старшего возраста, родители.
Срок реализации проекта - 9 месяцев (с сентября по май) и включает в себя 3 этапа:
Основания для разработки:
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.
Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
В нашей группе не все дети не умеют правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Кроме того, большое количество детей имеют дефекты в звукопроизношении.
Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. (Свистящие, шипящие, сонорные звуки) Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух.
Необходимость данного проекта возникла на основании результатов диагностики по развитию звуковой культуры речи.
Результаты диагностики:
Неправильно произносят гласные и согласные звуки-28%
Не могут различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук-25%
Неправильное произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков-37%
Не могут подбирать слова, похожие по звучанию-19%
Не могут определить место заданного звука-25%
Не умеют грамматически правильно строить свои высказывания-28%
Кроме того, актуальность данной темы обусловлена поступлением большого количества детей в детский сад с низким уровнем развития речи, детей, которые до 6 лет не посещали дошкольное образовательное учреждение.
Изучив вопросы по данной проблеме, для исправления данной ситуации, мы пришли к выводу о необходимости планомерной работы по воспитанию звуковой культуры речи детей.
Работу по данным направлениям ведут и при школах нашего микрорайона в форме воскресной школы. Но мы считаем, что развитие ребенка наиболее эффективно в условиях дошкольного учреждения. Преимущества работы в детском саду:
В детском саду у ребенка нет необходимости в прохождении адаптации в новом детском коллективе и привыкании к требованиям нового взрослого (школьного педагога);
Педагог детского сада хорошо знает индивидуальные особенности своих воспитанников, поэтому ему легко осуществить дозирование нагрузок, установить степень сложности и объем предлагаемого материла, предоставив каждому ребенку самостоятельный выбор темпа деятельности;
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта:
- продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
-Учить детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.
Способы оценки:
-диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
-наблюдения;
-анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат:
- участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
Подготовительный этап: подбор и систематизация игр и игровых упражнений, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок, подбор и изготовление дидактического материала для игр, карточки - символы, проведение родительского собрания с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, проведение консультации "Значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей".
Консультации для родителей, оформление папок-передвижек.
Деятельный этап включает в себя:
- консультацию для воспитателей "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста";
- открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Звук и буква»;
-непосредственную образовательную деятельность по звуковой культуре речи;
-дидактические игры, игровые упражнения;
- непосредственную образовательную деятельность по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
-чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.
Критерии отслеживания результатов:
- владеют понятиями слово, звук, буква
-дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
-дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
-дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине, конце)
Алгоритм реализации проекта:
Месяц | Непосредственно образовательная область | Цель |
Сентябрь | «Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э» Дидактическая игра: «Как их зовут?» «Гласные звуки и буквы: Я, Е, Ю, И, Е». Дидактическая игра: «Определи звук», «Гласные пальчики» | Закрепить правильное произношение этих звуков; понимание понятий: «звук», «буква», «гласные» звуки, «твердые» звуки. Упражнять в придумывании слов с определенным звуком и в разных позициях: в середине, начале и конце слова; в печатание этих букв. Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «мягкий» звук. Упражнять в придумывании слов с определенным звуком и в разных позициях: в начале, середине и в конце слова; в печатание букв. . |
Октябрь | «Дифференциация звуков «з-с». Дидактическая игра: «Скажи наоборот». «Дифференциация звуков «з-с». Знакомство с буквами З, С. Игра: «Комары» | Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух. Познакомить детей с терминами: «звонкий», «глухой» звук. Уточнить понимание термина «согласный» звук. Учить детей давать полную характеристику звука (какой звук и где находится). Упражнять в подборе слов антонимов (с противоположным значением). Развивать мелкую моторику. Упражнять в дифференциации этих звуков. Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку; быстро проговаривать знакомую скороговорку. Познакомить с буквами З, С. Упражнять в печатание букв и чтение слогов. Развивать мелкую моторику. |
Ноябрь | «Дифференциация звуков «с-ц». Знакомство с буквой «Ц». Игра: «Расселяем буквы по домикам» «Дифференциация звуков «ж-ш». Знакомство с буквами «Ж, Ш». Игра: «Стучалочка» | Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух. Продолжить учить детей давать полную характеристику (какой звук и где находится). Познакомиться с буквой Ц. Упражнять в печатание этой буквы. Развивать мелкую моторику. Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух. Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку. Познакомить с буквами Ж, Ш. Упражнять в печатание букв и чтение слогов. Развивать мелкую моторику. |
Декабрь | «Дифференциация звуков «ж-ш». Дидактическая игра: «Четвертый лишний». «Дифференциация звуков «з-ж». «Словесное упражнение: «Объясни, покажи». | Упражнять в различении звуков на слух. Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Закреплять умения детей группировать предметы, выделяя общий признак и находить лишний предмет. Развивать логическое мышление, мелкую моторику. Совершенствовать слуховое восприятие. Продолжать учить детей дифференцировать звуки изолированные (из всего алфавита), в слогах, словах; определять позицию звука; делать ударение на определенный слог в чистоговорках. . |
Январь | «Дифференциация звуков «с-ш». Дидактическая игра: «Удивительные слова». «Дифференциация звуков «щ-сь». Знакомство с буквой «Щ». Дидактическая игра: «Удивительные слова». | Упражнять детей в различении звуков на слух, в определении позиции звука в словах и придумывании слов с заданными звуками. Совершенствовать навыки произношения скороговорок. Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. Познакомить детей с буквой Щ и упражнять в печатание этой буквы. Развивать мелкую моторику. |
Февраль | «Дифференциация звуков «ч-ц». Знакомство с буквой «Ч». Словесная игра: «Речевые ситуации». «Дифференциация звуков «в-ф». Знакомство с буквами «В, Ф». Словесное упражнение: «Подбираем рифмы». | Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, придумывании слов с этими звуками. Познакомить детей с буквой Ч, упражнять в ее печатание и чтение слогов. Побуждать к активизации знаний, представлений детей развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику. Упражнять в различении звуков на слух, в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове. Познакомить с буквами В, Ф, упражнять в печатание букв и чтение слогов. |
Март | «Дифференциация звуков «б-п». Знакомство с буквами «Б, П». Дидактическая игра: «Три линейки». «Дифференциация звуков «т-д». Знакомство с буквами «Т, Д». Словесное упражнение: «Скажи по-другому». | Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, подборе слов с заданным звуком. Познакомить детей с буквами Б, П, упражнять в печатание букв и чтение слогов. Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных. Развивать мелкую моторику. Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком. Познакомить с буквами Т, Д, упражнять в печатание букв и чтение слогов. Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных. Развивать мелкую моторику. |
Апрель | «Дифференциация звуков «г-к». Знакомство с буквами «Г, К». Дидактическая игра: «Найди место звука в слове» «Дифференциация звуков «р-л». Знакомство с буквами «Р, Л». Дидактическая игра: «С какой ветки «детки»?» | Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звуков в слове, придумывании слов с заданным звуком. Познакомить с буквами Г, К; упражнять в печатание букв и чтение слогов. Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком. Познакомить с буквами Р, Л; упражнять в печатание букв и чтение слогов. Упражнять в развитии мыслительных процессов, обогатить словарный запас. Развивать мелкую моторику. |
Май | «Дидактическая игра: «Поле чудес». Игра: «Наборщик». Дидактическая игра: «Отгадки и загадки». | Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность; мелкую моторику. Упражнять в согласовании существительных с числительными; в составление предложений с опором на заданный зрительный образ. Упражнять умение детей составлять слова из одного слова, в печатание слов и их чтение. Закрепить умение детей запоминать, понимать, отгадывать загадки и их зарисовывать. Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадок. Упражнять в печатание слов и их чтение. Развивать мелкую моторику. |
Перспектива проекта:
Рекомендую использовать проект педагогам для работы с детьми старшего дошкольного возраста, также родителям для индивидуальной работы с детьми.
Методические рекомендации к содержанию:
Звуки гласные
Какие же они звуки речи?
Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их - гласными звуками.
Звуки согласные
На обратной стороне звуки - не умели петь, жили не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)
Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
- Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.
Буквы
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Предлагаем игры на развитие звуковой культуры речи детей:
Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ. Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игровой материал: Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
• а - автобус, аист, ананас, арбуз
• у - удочка, усы, утка, утюг
• и - иволга, иголка, индюк, иней
• п - палатка, пила, платье, портфель
• ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
• ч - чайник, часы, черемуха, черешня
• к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
• х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
• с - сено (тог), сирень, скворец, собака
• з - замок, заяц, зонт, земляника
• ж - желуди, жираф, жук, журавль
• ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
• л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка
• р - рак, редис, рысь, рябина
Игра « Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).
Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.
Игра « Кто быстрее соберет вещи?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш.
Игра «Построим пирамиду»
Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.
Игра « Включи телевизор»
Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), в чтении слов из трех-четырех букв
Игра «Как их зовут?»
Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.
Игра «Поезд»
Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.
Игра « Магазин одежды»
Цель: Упражнять в определении первого звука в словах — выбирать («покупать») одежду по определенному звуку в начале слова. Научить классифицировать одежду по видам на основе общих признаков: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, обувь.
играем в игру: «В каком домике живет буква?»
Гласные живут в красном домике и в схемах мы их отмечаем красным квадратиком.
«гласные всегда красные»
Игра: «Гласные пальчики» Загибаем пальчик, называем звук - на правой руке, те гласные, которые помогают согласным стать твёрдыми, на левой, которые помогают стать мягкими.
Соотносим произносимый звук с его графическим изображением.
- выкладываем букву из палочек.
- рисуем букву в воздухе
- рисуем букву на песке или крупе
- выкладываем бусинки, пуговицы по контуру буквы
- раскрашиваем букву
- заштриховываем букву
- обводим букву по контуру
- печатаем букву
-лепим из пластилина
-наклеиваем букву
- находим букву среди других
Игра «Расселяем буквы по домикам» синий домик для твёрдых согласных, зелёный для мягких.
Ж,Ш,Ц – всегда твёрдые
Интонационное выделение слова
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Вариант 1
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Например: са-са – идет ЛИСА
Вариант 2
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса
Вариант 3
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
Игра “Будьте внимательными”
Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.
Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:
– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)
Игра “Комары”
Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.
Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.
1-я подгруппа:
Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
2-я подгруппа:
Отвечали комары:
– Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.
Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.
Игра “ Найди игрушку”
Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.
Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Сказка про то, как звуки стали мягкими и твёрдыми.
Однажды звук «С» решил отправиться в путешествие на воздушном шарике.
Он был очень отважный и смелый. Летел он над красивыми полями, лугами и любовался красотой. Тут он увидел сказочный город и направился туда. Вдруг подул сильный ветер, подхватил его, шар налетел на ворота города и лопнул. Звук упал прямо на дорогу. Ему было больно, дорога была твёрдая, подружки гласные запели - А,О,Э,Ы,У. Звук «С» подружился с ними и стал твёрдым. Послушайте как я буду произносить: СА, СО, СЭ, СЫ, СУ- твёрдо. Мы будем отмечать на схеме твёрдый звук синим цветом.
Увидел звук «С» красивую бабочку, побежал за ней и снова упал, но ему не было больно, потому что упал на мягкую, густую траву, подружки гласные запели - Я,Ё,Е,И,Ю. Звук с ними подружился и стал мягким. Послушайте как я буду произносить: СЯ, СЁ, СЕ,СИ, СЮ - мягко. На схеме мягкий обозначаем зелёным.
А еще звуки бывают звонкими и глухими, давайте прикроем уши ладонями и произнесём звук «С» он произносится глухо, поэтому в ушах нет звона. Теперь произнесём звук «З» В ушах зазвенело, значит это звонкий звук.
Есть звуки, которые всегда звонкие они живут в звуковом домике на крыше
Есть звуки подружки звонкие и глухие они живут в большой комнате, стрелочки показывают у кого какая подружка. В-Ф, С-З…
Есть звуки, которые всегда глухие они живут в подвале- Х, Ч, Ц, Ш.
1.Д/Игра «Определи, какой звук твёрдый или мягкий» Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)
2. Д/Игра «Звуковой домик»
Цель: Определить место автоматизируемого звука в словах-картинках и соотносить их с соответствующими графическими схемами ( таблицей -Домиком)
Описание игры: Коля и Катя собрали много картинок и решили их расселить в домике, но не знали как. Тогда звук « К» попросил обратить внимании «где окошко в квартире», там он и будет жить. Окошко слева – «К» вначале слова , окошко справа- «К» в конце слова, ну , а если окошко посередине значит и «К» посередине.
3.Д/Игра «Кто в домике живёт?»
Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам. Описание игры: Однажды слова решили вместе погулять , погреться на солнышке, вышли из своих домиков и не посмотрели как они выглядят, а когда пришло время возвращаться домой, не смогли найти свои домики. Дети помогают словам вернуться домой.
Д/Игра « Цепочка слов»
Цель: Учить детей определять первый звук, последний звук в слове.
Описание игры: Ребёнок находит картинку, помеченную звёздочкой. Это первое слово в цепочки. Определяет последний звук, с него начнётся следующее слово и находит картинку на заданный звук.
Д/Игра «Лабиринт»
Цель: Четкое произнесение слов, придумывание слова на заданный звук, развитие памяти, логического мышления.
Описание игры: Ребёнок называет картинку, которая отмечена звёздочкой, это начало лабиринта, затем движется по стрелочкам, называя четко слова и передвигая фишку с одной картинки на другую. Можно пройти лабиринт обратно с конца до звёздочки.
Упражнения к игре «Лабиринт»
- «Чего не стало». Рассмотреть и запомнить картинки, закрыть экраном и назвать картинку, которую спрятали под экран.
- «Угадай» Называется действие, а ребёнок подбирает к нему подходящее слово-картинку. Сочный – АРБУЗ.
-«Придумай сам» - Придумай ответ на мой вопрос «Кузнечик какой?»
- «Доскажи словечко» - Я произнесу начало предложения, а ты закончи его. «По тропинке ползёт зелёная…..» ЗМЕЯ.
- «Волшебная палочка» - Дотрагиваясь до картинки, изменяй слово по образцу – обезьяна – ОБЕЗЬЯНЫ…
- «Мой, моя, моё»- назови картинки и скажи, что это твое – мой Незнайка, мой арбуз, моя азбука, моя корзина…
- «Фотограф» - сфотографируй картинки, запомни, закрой листом бумаги и назови.
- «Загадки» - Я назову слова признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови её. Серенький, пушистый, ловкий, дикий , трусливый – ЗАЯЦ
- «Половинки» - я загадаю слово и назову его половинку, а ты добавь недостающую часть. АР…буз обезь……ЯНА
- «Что делает» - Ответь на мои вопросы. Обезьяна, что делает? Сидит, ест, смеётся…
- «Измени порядок слов в предложении» Придумай предложение из двух-трёх слов с каждой картинкой. Незнайка сидит на полу – На полу сидит Незнайка.
-«Эхо» Послушай слова и повтори их в той же последовательности – заяц, змея, азбука; Незнайка, обезьяна, кузнечик, арбуз…
-«В гостях у гномов» - Я назову большой предмет , а ты маленький - Корзина –корзинка, заяц –зайчик…
-«Хлопушки» Назови картинку по слогам, определяя их количество хлопками. Теперь я прохлопаю, а ты отгадай какое слово.
- «Живое-неживое» - Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а потом – неживые предметы.
- «Найди меня» посмотри на звуковую схему и найди слово
- « Вчера, сегодня, завтра» - выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение. Сегодня мы собрали яблоки в корзину. Вчера я видел в зоопарке обезьяну.
Перспективный план
сроки | ответственный | Наименование мероприятия |
сентябрь | воспитатель | 1.Диагностика детей на начало года. 2.Родительское собрание: «Развитие звуковой культуры речи детей старшего возраста через дидактические игры и упражнения». |
Октябрь | воспитатель | 1. Обновление и пополнение группового уголка по развитию речи. 2. Подбор наглядного материала и пособий по звуковой культуре речи. |
ноябрь | воспитатель | 1.Изготовление дидактических игр по развитию речи. 2. Консультация для родителей: «Играем пальчиками, развиваем речь» |
декабрь | воспитатель | 1.Подбор чистоговорок, скороговорок, загадок,стихов. 2.Подбор консультативного материала для оформления родительского уголка |
январь | воспитатель | 1.Образовательная деятельность по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей: «Звук и буква». 2.Консультация родителям: «Как помочь ребёнку овладеть правильным произношением звуков». |
февраль | воспитатель | 1.Оформление картотеки игр и игровых упражнений для родителей. 2.Семинар-практикум для воспитателей: « Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста». |
март | воспитатель | 1.Рекомендации родителям: «Развиваем речь, играя» 2.Расширить базу игр, развивающих речевые функции. |
апрель | воспитатель | 1.Показ образовательной деятельности для родителей: «Царство звуков». 2.Консультация для родителей: «Игры и упражнения направленные на развитие речи детей» |
май | воспитатель | 1.Диагностика детей на конец года. 2.Родительское собрание: «Подведение итогов по реализации проекта». 3.Обобщение опыта работы на итоговом Педагогическом совете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "В царстве льда и холода"
Данный проект был создан с целью формирования предпосылок поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-137031-1448449623.jpg)
Педагогический проект "Лаборатория звука"
Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...
Конкурс. Педагогический проект "Калейдоскоп звуков"
Проект "Калейдоскоп звуков" направлен на формирование интереса к истории возникновения музыкальных инструментов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/25/picture-308555-1606318273.jpg)
Музыкально-педагогический проект "Радуга звуков"
Пояснительная записка Почему проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкально...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/20/picture-1373364-1640011056.jpg)
Проект по формированию звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений «Царство звуков»
Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-424479-1431420922.jpg)
Проект «Царство непослушных звуков»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Царство непослушных звуков» Проект предназначен для детей 6– 7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696725-1445887459.jpg)
Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области
В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень. В лесах созревает множество видов грибов, как съедобных, так и несъедобны...