Проект по формированию звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений «Царство звуков»
проект по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фиалковская Ольга Александровна

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsarstvo_zvukov.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 Центр развития ребенка»

Формирование звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений

«Царство звуков»

Долгосрочный проект в подготовительной группе

Разработала: воспитатель Фиалковская О.А.

г. Гусев,

2020 - 2021 г.

        Паспорт проекта

Наименование проекта

«Царство звуков»

Актуальность проекта

 Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, родители.

Проблема проекта

Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.

Проблемный вопрос

        

Цель проекта

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта

Задачи для детей: 

Образовательные:

-продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»

-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;

-учить детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.

Развивающие:

-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей;

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения.

Задачи для родителей:

 - способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач.

Задачи для воспитателя:

-изучить теоретический аспект звуковой культуры речи как важной стороны речевого развития;

-развивать мотивацию к речевой деятельности;

-определить сущность взаимосвязи дидактических игр и упражнений с речевым развитием детей старшего дошкольного возраста;

-разработать конспект занятия по звуковой культуре речи.

Сроки реализации

С 1 сентября 2020 года по 30 мая 2021 года

Вид проекта

Долгосрочный

Ресурсы проекта

1.Учебно-методические;

2.Материально-технические;

3.Информационные.

Информационное (методическое) обеспечение проекта

1.Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2015.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011.

3.Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006.

Продукт проекта

Оформление папок-передвижек.

Особенности проекта

- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

- Совместное с педагогом достижение цели.

Итоги проекта

Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Диагностика детей на начало года;

2. Обновление и пополнение группового уголка по развитию речи;

3. Подбор наглядного материала и пособий по звуковой культуре речи;

4. Изготовление дидактических игр по развитию речи;

5.Консультация для родителей: «Играем пальчиками, развиваем речь»;

6. Подбор чистоговорок, скороговорок, загадок, стихов;

7. Подбор консультативного материала для оформления родительского уголка

произношением звуков»;

8. Оформление папок-передвижек;

9.Рекомендации родителям: «Развиваем речь, играя»;

10. Расширить базу игр, развивающих речевые функции;

11. Диагностика детей на конец года;

12. Написать перспективный план мероприятий;

13.Родительское собрание: «Подведение итогов по реализации проекта»;

14. Обобщение опыта работы на итоговом Педагогическом совете.

Основной этап:

Месяц

ОД

Цель

Сентябрь

«Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э»

Дидактическая игра: «Как их зовут?»

«Гласные звуки и буквы: Я, Е, Ю, И, Е».

Дидактическая игра: «Определи звук», «Гласные пальчики»

Закрепить правильное произношение этих звуков; понимание понятий: «звук», «буква», «гласные» звуки, «твердые» звуки.

Упражнять в придумывании слов с определенным звуком и в разных позициях: в середине, начале и конце слова; в печатание этих букв.

Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «мягкий» звук.

Упражнять в придумывании слов с определенным звуком и в разных позициях: в начале, середине и в конце слова; в печатание букв.

Октябрь

«Дифференциация звуков «з-с».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

«Дифференциация звуков «з-с».

Знакомство с буквами З, С.

Игра: «Комары»

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Познакомить детей с терминами: «звонкий», «глухой» звук.

Уточнить понимание термина «согласный» звук.

Учить детей давать полную характеристику звука (какой звук и где находится).

Упражнять в подборе слов антонимов (с противоположным значением).

Развивать мелкую моторику.

Упражнять в дифференциации этих звуков.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку; быстро проговаривать знакомую скороговорку.

Познакомить с буквами З, С.

Упражнять  в печатание букв  и чтение слогов.

Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

«Дифференциация звуков «с-ц».

Знакомство с буквой «Ц».

Игра: «Расселяем буквы по домикам»

«Дифференциация звуков «ж-ш».

Знакомство с буквами «Ж, Ш».

Игра: «Стучалочка»

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику (какой звук и где находится).

Познакомиться с буквой Ц.

Упражнять в печатание этой буквы.

Развивать мелкую моторику.

Упражнять в четком произношении звуков, в различении их на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку.

Познакомить с буквами Ж, Ш.

Упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Развивать мелкую моторику.

Декабрь

 «Дифференциация звуков «ж-ш».

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

«Дифференциация звуков «з-ж».

«Словесное  упражнение: «Объясни, покажи».

Упражнять в различении звуков на слух.

Продолжить учить детей давать полную характеристику звуку.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Закреплять умения детей группировать предметы, выделяя общий признак и находить лишний предмет.

Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Совершенствовать слуховое восприятие.

Продолжать учить детей дифференцировать звуки изолированные (из всего алфавита), в слогах, словах; определять позицию звука; делать ударение на определенный слог в чистоговорках.

Январь

«Дифференциация звуков «с-ш».

Дидактическая игра: «Удивительные слова».

«Дифференциация звуков «щ-сь».

Знакомство с буквой «Щ».

Дидактическая игра: «Удивительные слова».

Упражнять детей в различении звуков на слух, в определении позиции звука в словах и придумывании слов с заданными звуками.

Совершенствовать навыки произношения скороговорок.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить детей с буквой Щ и упражнять в печатание этой буквы.

Развивать мелкую моторику.

Февраль

«Дифференциация звуков «ч-ц».

Знакомство с буквой «Ч».

Словесная игра: «Речевые ситуации».

 «Дифференциация звуков «в-ф».

Знакомство с буквами «В, Ф».

Словесное упражнение: «Подбираем рифмы».

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, придумывании слов с этими звуками.

Познакомить детей с буквой Ч, упражнять в ее печатание и чтение слогов.

Побуждать к активизации знаний, представлений детей развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

Упражнять в различении звуков на слух, в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове.

Познакомить с буквами В, Ф, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Март

«Дифференциация звуков «б-п».

Знакомство с буквами «Б, П».

Дидактическая игра: «Три линейки».

 «Дифференциация звуков «т-д».

Знакомство с буквами «Т, Д».

Словесное упражнение: «Скажи по-другому».

Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звука в слове, подборе слов с заданным звуком.

Познакомить детей с буквами Б, П, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных.

Развивать мелкую моторику. Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Т, Д, упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Закрепить знания детей о родовой принадлежности существительных.

Развивать мелкую моторику.

Апрель

«Дифференциация звуков «г-к».

Знакомство с буквами «Г, К».

Дидактическая игра: «Найди место звука в слове»

«Дифференциация звуков «р-л».

Знакомство с буквами «Р, Л».

Дидактическая игра: «С какой ветки «детки»?»

Упражнять в различении звуков на слух, определении позиции звуков в слове, придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Г, К; упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Упражнять детей в различении звуков на слух, определении позиции звука и придумывании слов с заданным звуком.

Познакомить с буквами Р, Л; упражнять в печатание букв и чтение слогов.

Упражнять в развитии мыслительных процессов, обогатить словарный запас.

Развивать мелкую моторику.

Май

«Дидактическая игра: «Поле чудес».

Игра: «Наборщик».

Дидактическая игра: «Отгадки и загадки».

Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность; мелкую моторику.

Упражнять в согласовании существительных с числительными; в составление предложений с опором на заданный зрительный образ.

Упражнять умение детей составлять слова из одного слова, в печатание слов и их чтение.

Закрепить умение детей запоминать, понимать, отгадывать загадки и их зарисовывать.

Развивать внимание, логическое мышление, понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадок.

Упражнять в печатание слов и их чтение.

Развивать мелкую моторику.

3. Заключительный этап

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированной звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту.

Критерии отслеживания результатов:

- владеют понятиями слово, звук, буква

-дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

-дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

-дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

-дети умеют определить место заданного звука (вначале, середине, конце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

«Использование словесных игр для формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Для использования педагогами словесных игр с детьми дошкольного возраста.Материал для развития речи....

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры

В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд ...

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Звуковая культура речи -это устное оформление слов.Звуковая культура речи включает в себя сообственно произносительные качества характерезующие звучащую речь....

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....