Педагогический проект "Лаборатория звука"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект предназначен для детей подготовительной группы.и способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_khoda_realizatsii_proekta.docx | 145.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
ЦРР-детский сад № 60 г. Северска
Направление: Дошкольное образование
Номинация: Проектная деятельность
Педагогический проект «ЛАБОРАТОРИЯ ЗВУКА»
Автор: Волкова Любовь Сергеевна
г.Северск-2014г
Пояснительная записка
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Вид проекта:
По доминирующему методу: исследовательский
По характеру содержания: включает ребенка и природу, ребенка и его семью, ребенка и рукотворный мир
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, в контакте со специалистами МБДОУ «ЦРР - детский сад № 60»
По количеству участников: групповой, комплексный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата
По продолжительности: долгосрочный
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог - психолог, инструктор по физическому развитию, родители детей подготовительной группы.
Возраст детей: 6-7 лет.
Сроки реализации: сентябрь 2014 – ноябрь 2014
Актуальность проекта:
В современном постиндустриальном обществе потребность в людях, обладающих критическим, творческим мышлением, решающих разнообразные проблемы и умеющих думать самостоятельно, очень велика. Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей современных ДОУ и семьи. Как же воспитать человека, отвечающего этими требованиям? Этот вопрос давно стоит перед родителями и педагогами. Одно из направлений решения этой проблемы – развитие исследовательского поведения у дошкольников.
Проблема:
Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте? В первую очередь это отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных запретов: «туда не ходи», «там не ползай», «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «не говори глупости», «отстань», «не приставай», пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в исследовательском поиске. Во-вторых, это хорошо организованная предметно-пространственная среда в группе, стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности. В третьих, работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска.
Гипотеза: обучение навыкам исследовательского поведения способствует сформированию коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
Цель:
1.Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
2.Создание папки с подбором мнемотаблиц и алгоритмов действий,
направленных на саморазвитие каждого ребенка
Задачи:
- Развитие элементарных представлений об одном из основных физических свойствах и явлениях: отражение и преломление звука
- Развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов: увеличительное стекло, микроскоп, …
- Развитие умственных способностей:
а) развитие мыслительных способностей: анализ, квалификация, сравнение, обобщение
б) формирование способов познания путем сенсорного анализа
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
Методы исследования:
- наблюдение;
- поисковая работа (из различных источников информации)
- экспериментирование.
Методическая работа по проекту:
1. Формировать потребности в исследовательской деятельности, мотивации к самообразованию в вопросах экспериментирования детей дошкольного возраста;
2. Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к исследовательской деятельности;
3. Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
4. Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. материальное обеспечение проекта;
3. методические разработки;
4. интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты:
• повышение познавательного развития в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в экспериментальную деятельность.
• позитивное взаимодействие детей в коллективе;
• повышение общей культуры ребенка;
• раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
• повышение самооценки детей, гордости за свой труд
• развитие умственных способностей:
Виды деятельности
Игровая, оздоровительная, изодеятельность, речевая, творческая, взаимодействие с родителями, музыкальная, трудовая, познавательная.
Итоги, значение данного проекта и его перспективы: В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использование значков и картинок, схем, алгоритмов. При помощи этого дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст и самостоятельно повторить эксперимент. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, так как происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. В перспективе работа по изучению других физических явлений: свет, тяготение и другие.
Вывод. На данном этапе цель проекта достигнута -дети стали обладать более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной и экспериментальной деятельности.
Продукт:
Оформление папки «Лаборатория звука» - инструкции с подбором мнемотаблиц и алгоритмов действий
Этапы работы:
Первый этап - подготовительный. Проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта, создание условий, необходимых для реализации проекта.
Второй этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Третий этап – итоговый. Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, сравнение поставленных результатов с полученными данными; обобщение материалов проекта. Оформление папки с мнемотаблицами и алгоритмами действий. Представление опыта
План проекта.
Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки проведения | |
1. | Беседа с родителями. анкетирование | Обсуждение целей и задач проекта | Воспитатели. | сентябрь |
2. | Организация мини-лаборатории в группе (в соответствии с возрастом детей и программой «Детство») | Развивать у детей интерес к экспериментированию | Родители, воспитатели. | Сентябрь |
3. | Акция «Подари…» (предметы - помощники, оборудование и материалы). | Пополнить уголок экспериментирования в группе оборудованием и материалами для опытов. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. | Родители, воспитатели. | Сентябрь |
4. | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций. | Просвещать родителей. | Воспитатели. | В течение всего проекта |
5. | Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий | Создать условия для экспериментальной деятельности | Воспитатели, родители. | В течение всего проекта |
Игра-эксперимент «Спичечный телефон» | Учить делать с помощью спичечных коробок игрушечный телефон, развивать активность, желание эксперементировать | Воспитатели. | Сентябрь | |
7. | Рассматривание книг, иллюстраций, детских энциклопедий | Развивать у детей интерес к опытнической деятельности | Воспитатели. | В течение всего проекта |
9. | Экскурсия в детскую лабораторию. | Развивать интерес к экспериментальной работе. Уточнить представления о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза» и о способе познания мира-эксперименте(опыте) | Воспитатели. | Сентябрь |
10 | Игра «Слушаем, видим, ощущаем пробуем» | Закреплять представления об органах чувств, их назначении | Воспитатели. | Сентябрь |
11 | Оригами «Бумажная хлопушка» | Учить детей с помощью техники оригами создавать хлопушку и воссоздавать мини-взрыв благодаря обычному листу бумаги | Воспитатели | Сентябрь |
12 | Игра-эксперимент « О «дрожалке» и «пищалке» | Познакомить с понятием «звук», выявить причину возникновения звука-дрожание предметов | Воспитатели. | Сентябрь |
13 | Беседа-игра «Почему поет пластинка», с использованием мнемотаблиц | Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник | Воспитатель. музыкальный руководитель | Сентябрь |
14. | Игра-эксперимент «Как сделать звук громче?» | Обобщить представления детей о физическом явлении- звуке, | Воспитатели, дети. | Октябрь |
15. | Изготовление соломинки флейты (ручной труд) | Развивать познавательный интерес и самостоятельность при изготовлении соломинки- флейты | Воспитатели. | Октябрь |
16. | Игра- эксперимент «Как увидеть звук?» | Показать, что звук движется волнами | Воспитатели. | Октябрь |
17 | Игры на релаксацию | Закреплять умения детей. | Воспитатели. Педагог - психолог | В течение всего проекта |
18. | Игра-эксперимент «Секретные звуки» | Показать, что звук может проходить через твердые материалы | Воспитатели. | Ноябрь |
19. | Подвижные игры | Развивать двигательную активность | Воспитатели. Инструктор по физическому развитию | В течение всего проекта |
20 | Игра-эксперимент «Свистящий шарик» | Развивать познавательную активность. Показать, что высота звука зависит от частоты вращения | Воспитатели | Ноябрь |
21. | Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов птиц и леса. | Учить детей слушать звуки природы, воспитывать у детей добрых чувств, интереса и любви к живому | Воспитатели. музыкальный руководитель | В течение всего проекта |
22 | Игра-эксперимент «Вот так звук!» | Развивать познавательный интерес, показать, что звук отражается также как и свет | Воспитатели | Ноябрь |
23. | Оформление папки с подбором мнемотаблиц и алгоритмов | Составить инструкции для самостоятельного проведения игр-экспериментов | Воспитатели и дети | Ноябрь |
24 | Представление опыта | Обобщение и передача опыта | Воспитатели | Ноябрь |
Список используемой литературы:
1.Тугушева Г.П.. Чистякова А.Е .Экспериментальная деятельность детей старшего и среднего дошкольного возраста, Санкт-Петербург, «Детство0Пресс»,2008г.
2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших дошкольников. Начальная школа (Первое сентября). -2006.- №10
3. Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. Исследовательская работа школьников. 2004. №2.
4. Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок в детском саду – 2002. №1.
5. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии.-1996. №4.
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы | Срок |
- по вопросам игры «Интервью»; - по итогам родительского собрания. 5. Готовить информационные стенды, папки-передвижки, ежемесячные информационные листки по теме. 6. Привлечь родителей к пополнению мини-лаборатории, акция «Подари …» 7. Привлечь родителей к выпуску газеты «Юный исследователь» 8. Организовать серию открытых мероприятий по ознакомлению с экспериментами в рамках проекта. |
2. Примерная форма приглашения на родительское собрание. 3. План родительского собрания. 4. Итоговая анкета по результатам родительского собрания. 5. Консультации: - памятки «Воспитывайте будущего исследователя» 7. Примерные направления: «Что мы сейчас исследуем», «Мир наполнен чудесами». Выбор литературы. Конспекты мероприятий. | Сентябрь Сентябрь В течение проекта Октябрь Сентябрь-октябрь В течение проекта В течение проекта |
ЛАБОРАТОРИЯ
Инструкции ЗВУКА
Ууууух!!!
О-о-о-ооооо!!!!
А-А-А-УУУУ!!!!! Алло!!!
Алгоритм к опыту «СВИСТЯЩИЙ ШАРИК»
1.Поместить гайки внутрь шарика
2.Надуть шар и завязать его
3.Начни вращать гайки внутри шарика. Потихоньку увеличивай скорость вращения. Ты услышишь звуки, похожие на свист
4.Не вращай шарик слишком быстро, так как он может лопнуть.
Алгоритм действий по изготовлению спичечного телефона
1.Через центры двух пустых спичечных коробков протянуть нить
2.Закрепить эту нить с обеих сторон с помощью спичек
3.Натянуть нить, передать друг другу «секрет». Один прижимает коробок к губам и говорит, другой к уху и слушает
Алгоритм к опыту «ЗВУКОВОЙ ТОРНАДО»
1.Полностью распрями трубу и держи ее за открытый край.
2.Вращай трубу так быстро как сможешь. Будь осторожен.
3.Попробуй вращать быстрее или медленнее, чтобы создавать разные по высоте звуки.
4.Можешь повеселиться, сгибая и разгибая трубу, чтобы раздавались веселые звуки.
Алгоритм к игре- эксперименту «НОТА «ля» КАМЕРТОНА»
1.Наполни стакан водой
2.Постучи камертоном по стенке картонной трубки и слушай звук, который издается
3.Постучи опять камертоном , затем быстро опусти его в стакан и смотри, что происходит.
Мнемотаблица «СЕКРЕТНЫЕ ЗВУКИ»
1.Свяжи веревкой два первых стаканчика, затем два других.
2.Закрепи две пары стаканчиков между собой.
3.Попроси друга взять два стакана с одного конца. Отдаляйтесь друг от друга до тех пор. Пока веревка не натянется. Поднесите один стакан к уху, а другой ко рту. Теперь вы можете начать свои секретные телефонные звонки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Царство звуков»
Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков.
презентация для педагогов ДОУ....
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...
Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.
Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...
Конкурс. Педагогический проект "Калейдоскоп звуков"
Проект "Калейдоскоп звуков" направлен на формирование интереса к истории возникновения музыкальных инструментов....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием различных педагогических технологий «Звук - знакомый незнакомец»
конспект образовательной деятельности в старших группах...
Презентация на педагогические чтения " Звуки вокруг нас"
Презентация к докладу на педагогических чтениях....