Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области
методическая разработка (подготовительная группа)
В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень. В лесах созревает множество видов грибов, как съедобных, так и несъедобных. На территории Ленинградской области произрастает множество видов разнообразных грибов. Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Прогуливаясь с корзинкой по лесу можно встретить не только известные грибы: подосиновик, боровик, лисичку, сыроежку но и очень необычные грибы, такие, как: колпачок, сморчок, паутинник желтый, мокруху еловую и т. д. После встречи с такими грибами возникают вопросы у детей: «Что это за грибы?», «Съедобные они или нет?», «Почему здесь выросли?, «Почему они такие необычные?» Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами, встречались с разными грибами, но не всегда получали точный ответ от родителей на вопрос: «А, что это за необычные грибы?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект Царство необычных грибов Ленинградской области | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Педагогический проект
«Царство необычных грибов ленинградской области»
Подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
группы «Звездочка»
Выполнили: воспитатель-Толкачева Т.Ю.
Санкт- Петербург
2022г.
Проблема:
В сентябре в наших лесах ленинградской области настала грибная пора, особенно щедра на подарки осень. В лесах созревает множество видов грибов, как съедобных, так и несъедобных. На территории ленинградской области произрастает множество видов разнообразных грибов. Гриб - одно из самых интересных и таинственных явлений природы. Прогуливаясь с корзинкой по лесу можно встретить не только известные грибы: подосиновик, боровик, лисичку, сыроежку но и очень необычные грибы, такие, как: колпачок, сморчок, паутинник желтый, мокруху еловую и т. д. После встречи с такими грибами возникают вопросы у детей: «Что это за грибы?», «Съедобные они или нет?», «Почему здесь выросли?, «Почему они такие необычные?» Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами, встречались с разными грибами, но не всегда получали точный ответ от родителей на вопрос: «А, что это за необычные грибы?» А в группе делились своими впечатлениями о походе в лес, о встрече с необычными грибами, постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах, возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах Поэтому осенью, как никогда актуальна эта тема. Прогуливаясь с корзинкой по лесу с детьми очень важно знать какие бывают грибы, различать съедобные от поганок. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии грибов которые растут в наших лесах, некоторые дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют возможности видеть и наблюдать грибы в их естественной среде. Именно поэтому мы с детьми и родителями решили реализовать проект «Царство необычных грибов ленинградской области».
Цель проекта: расширить представления детей о необычных грибах Ленинградской области, как необычных растениях.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с многообразием необычных грибов Ленинградской области;
- Сформировать у детей новые знания о мире грибов: их названиях, строении, свойствах, их применении;
- Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы;
- Рассказать детям о пользе, вреде и значении грибов в жизни человека;
- Познакомить детей с правилами поведения в лесу, с правилами сбора грибов;
- Развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- Расширить и активизировать словарный запас за счет новых слов: сморчок, гриб дождевик, паутинник желтый, мокруха еловая;
- Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Коррекционные задачи:
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
- Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих, соноров) в речи.
- Развитие фонематического слуха и речевого дыхания.
- Закрепление навыков звукового анализа слов (двух, трех сложных).
- Умение дифференцировать звуки в речи.
- Развитие связной речи – составлять рассказ по картинкам, задавать вопрос и отвечать на вопросы простым распространённым предложением.
- Обогащение словарного запаса за счет слов: Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие психических процессов: внимание, память, мышление
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Тип проекта: Поисково-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 17 – 21 октября 2022г.).
Ожидаемый результат
На уровне ребенка
- Имеют представления о многообразии необычных грибов Ленинградской области;
- Расширились представления детей о строении и целебных и вредных свойствах грибов;
- Активизируют словарный запас в связной речи по теме проекта;
- Имеют предпосылки поисковой деятельности на основе экспериментов с грибами;
- Применяют полученные знания и в различных видах детской деятельности;
- Проявляют познавательный интерес, любознательность и желание больше узнать о грибах региона витаминных, кулинарных и многих других интересных фактах о грибах.
На уровне педагогов:
- Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
- Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах поиска нужной информации.
- Умение гибко подходить к планированию с учетом интересов детей.
- Использование в планировании воспитательно -образовательной работы педагога технологию - проектный метод, который позволяет заниматься ребенку исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью.
- Обеспечение реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- Создание условия для самостоятельной и совместной деятельности с взрослыми и детьми в рамках реализуемого проекта;
- Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме: «Царство необычных грибов ленинградской области»
На уровне родителей:
- Привлечение родителей к активному участию в проектной деятельности группы;
- Налаживание тесного контакта не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- Ознакомление родителей с предстоящим проектом, его задачами
- Представление информации по теме проекта в родительском уголке;
На уровне предметно-развивающей среды:
- Обогащение библиотеки в группе: подбор художественной литературы, энциклопедий по теме: «Царство необычных грибов ленинградской области»;
- Сочинение сказок о грибах, о необычном внешнем виде грибов, другие творческие варианты.
- Изготовление дидактических и настольно – печатных игр для детей: «Собери разные грибы», «Шляпку к ножке», «Найди, десять отличий».
- Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе: наглядные пособия о полезных свойствах съедобных грибов, плакат о строении грибов, памятка «Семь правил грибника», книга кулинарных рецептов с использованием грибов.
Этапы реализации проекта «Царство необычных грибов ленинградской области»
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап – подготови тельный | Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта. | Сформировать проблему. Определить цели и задачи развития и обучения. Обеспечить информационное, учебно-материально техническое оснащение проекта. Ввести детей в игровую ситуацию. | Анкетирование родителей на тему: «Нужно ли знакомить детей с необычными грибами нашего региона?» Беседы с родителями: «Что ребенок должен знать о необычных грибах?» |
2 этап - проектиро-вочный | Помощь в планировании деятельности. | Составление плана по реализации проекта. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственного воспитания детей Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме. Предложить различные способы презентации. | Объединение детей и родителей в рабочие группы. Работа в творческих группе педагогов, участвующих в проекте Распределение амплуа. |
3-й этап Практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий. | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов. | Исследовательская деятельность. Опыты: №1 Как определить съедобные и несъедобные грибы? №2 «Шляпка гриба-пористая, впитывает грязные вещества» Продукт проекта – изготовление тематического альбома детей совместно с родителями: «Интересные факты о грибах» |
4 этап аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы. | Круглый стол: « Что интересного кроется в необычных грибах?» |
5 этап заключительный | Презентация проекта. | Подготовка к презентации. Представление презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности. Представление тематического альбома: « Интересные факты о грибах», созданной совместно с родителями. |
План мероприятий по реализации мероприятий
«Царство необычных грибов ленинградской области»
Образовательная область | Содержание деятельности |
Познавательное развитие | Беседы: «Какие бывают грибы», «Такие разные необычные грибы», «Кому полезны грибы» Рассказ воспитателя: «Грибы – это необычные растения», «Гриб и его дом», «Правила поведения грибника» Просмотр мультфильмов: «Грибной дождик» «Как грибы с горохом воевали», развивающий мультфильм «Царство грибов» Презентации: «Причудливые грибы» «Съедобные и несъедобные грибы» Настольные игры: пазл «Собери разные грибы», «Грибной знаток», «Путешествие с лесовиком», «Подбери шляпку к ножке» Исследовательская деятельность (опыты): Опыт №1 Как определить съедобные и несъедобные грибы? Опыт №2 «Шляпка гриба-пористая впитывает грязные вещества»? Рассматривание разных необычных грибов: еловая «Почему грибы так называются», «Посчитай – один, два, пять», «Один-много» «Угадай по описанию», «Сьедобные-несьедобные». Экологические игры: «Лесные этажи», «Грибы-обитатели нижнего этажа» Конструктивные игры: Выкладывание из мозаики контуры грибов; Конструирование из мягкого плоскостного конструктора: «Грибочки на пенечке» Наблюдения: - за ростом грибов на участке под деревьями (свинухи) |
Речевое развитие | Рассказывание по картинкам: С. А. Пуртов «Девочка с грибами», И.Т. Хруцкий, Натюрморт Придумывание рассказа на тему: «Грибной знаток?». Интервью детей: «Знаешь ли ты несъедобные грибы?», «Какие необычные грибы вы встречали в лесу?», «Лесные опасности» Загадывание и отгадывание загадок на теме: съедобные и несъедобные, необычные и популярные грибы Сочинение сказок: «Как строчки и колпачки спорили с грибом-боровиком». Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов» Чтение художественной литературы: А. Николаева «Замечательный зонтик» А.Н. Толстого «Сорочьи сказки. Грибы» В. Зотов «Мухомор» В. Зотов «Подберезовик» В. Даль «Война грибов с ягодами» Разучивание стихотворения: «Грибной поезд» А. Барто, Б. Заходер «Чья корзинка тяжелее» Пальчиковая гимнастика: «В кузовочке поместилось пять грибочков». Разучивание пословиц, поговорок о грибах (Грибы растут в деревне, а их и в городе знают) |
Художественно – эстетическое воспитание | Рисование: «Необычные грибочки-растут в лесочке» Лепка: «Опята-дружные ребята». Аппликация: «Вот пенек-на пеньке грибок» Слушание лесных звуков: хруст веток, шелест листьев, пение птиц, голоса грибников, скрип деревьев. Музыкальные произведения, песни: «Хоровод грибов», сл. Л. Чадовой, муз. Н. Лукониной. «По грибы» муз. и сл. Г. Крайновой; танец «Грибочки». Музыкальная композиция: «Дети в лес грибной пошли» Музыкальная игра: «Что в лукошко мы берем», «Вырос гриб» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Дождь идет и гриб растет», «Найди гриб и назови», «Тихая охота за грибами», «Мы по лесу шли, шли и сморчок ..нашли» Игра-аттракцион: «Кто больше наберет грибов?». Эстафета: «Принеси гриб в суп». Игра – импровизация: «Что мы делали в лесу?». (Плавные движения - имитация под музыку) Зрительная гимнастика: «Где находится гриб?» Дыхательная гимнастика: «В лесу кричим: «ау»… |
Социально- коммуникативное развитие | Сюжетно – ролевые игры: «Поход в лес за грибами» Режиссерская игра: с мелкими игрушками «Волшебные приключения грибника в лесу» Знакомство с трудом взрослых: лесничий, пожарный, ученые-биологи. ОБЖ- Беседа: «Как не заблудиться в лесу», «Правила поведения в лесу». |
Коррекционная работа | Словесные игры: «Назови, какой гриб?», «Опиши и расскажи о внешнем виде необычных грибов», «Посчитай грибочки», «Скажи какой, какая, какое, какие?», «Продолжи цепочку слов, что можно делать с грибами», «Подбери действие к предмету» Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Составь изображения грибов» (мозаика), «Собери грибы из разрезных картинок» Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик гриб нашел». |
Работа с родителями | Знакомство родителей с ходом реализации проекта через беседы и информационные стенды Стендовая информация для родителей: «Какие необычные грибы являются съедобными?» «Занимательные опыты с грибами» Памятка: «Правила поведения в лесу» Брошюра: «Советы по использованию грибов в кулинарных целях[a]» |
Литература:
- Бабенко В. П. «Детский атлас живого мира», М. «ОНИКС 21 ВЕК», 2003;
- Бурова Л. Г. «Загадочный мир грибов, М "Наука", 1991.
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010
- Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов, Издательство: Рипол Классик, 2008, 377стр
- Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», М. «Современник» 1986;
- Смирнов Л. Э., Кривошеев С. В., Ганнибал Ф. Б. Грибы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. // СПб.: Региональный издательский дом, 2012.
- Черепанова Н. П., Пшедецкая Л.И. «Грибы» - Ленинград: Лениздат, 1990 - с.93
- Шашкова Л.С. 'Грибы, растения и люди' - Москва: Агропромиздат, 1986- с.208
- Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г
- Энциклопедия «Я познаю мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Царство звуков»
Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
Проект "Животные Красной книги Ленинградской области"
Обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных. Показать, где и как существуют животные. Дать детям элементарные представления, как человек может помочь животным. Воспитывать бере...
Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.
Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...
Педагогический проект " Такие разные грибы"
Расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы....
Методическая разработка на тему :" Съедобные и не съедобные грибы Ленинградской области".
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте....
Педагогический проект «Этот необычный космос»
Фотоотчёт...
Психолого-педагогический проект Этот необычный день"
Организация образовательного процесса в форме тематических дней...