Конспект занятия по развитию речи(Образовательная область "Познание") "ОСЕНЬ"
план-конспект урока по развитию речи по теме

Белобородова Раиса Михайловна

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года "осень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

(Образовательная область «Познание»)

«ОСЕНЬ»

Программные задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о времени года "осень", деревьях.

Развивать память, воображение, мышление.

Совершенствовать навыки разговорной речи.

Работать над грамматически правильной речью.

Работать над выразительностью речи.

Воспитывать любовь к родному краю.

1.        Речевая гимнастика

Упражнения «Почистим зубы», «Маятник»

2.        Пальчиковая гимнастика:

«Давайте, познакомимся»

Ребята, мы с вами ходили на экскурсии в лес, гуляли по аллеям и видели много интересного и красивого. А как вы все это запомнили я сейчас и узнаю. Послушайте загадку:

«Дом открыт со всех сторон                                     в доме тысячи колонн.

 Над колонками шатры под колоннами ковры. Там живут и над шатрах и в колоннах и в коврах.

      Напомните мне, пожалуйста, что же это за дом!

 А кто живет в этих коврах и шатрах?

-        Во время прогулок мы видели с вами различные деревья, они все были
разные, но все очень красивые были, правда
!

-        Напомните мне, пожалуйста, какие у нас бывают леса?
(лиственные и хвойные).

-        Назовите лиственные деревья, которые вы видели во время наших
экскурсия.

(береза, дуб, клен, ива, ясень, тополь, липа)

-        А какие вы знаете хвойные деревья?
(ель, сосна, пихта)

-        Кто мне скажет, чем же отличаются лиственные деревья от хвойных9
(Лиственные деревья сбрасывают листья осенью, а хвойные нет)

правильно, вы молодцы, хорошо запомнили о чем я вам рассказала на экскурсии,

А сейчас я вам хочу загадать загадки, но вы их не только должны отгадать, но еще найти и показать лист этого дерева. Понятно!

- Стали в ряд сестрицы                                                                                           платьица беленые                                                                                                шапочки зеленые?   (береза)

-         Почки пахучие, листья липучие, плоды   летучие?    (тополь)

-        Вышли девицы, весне подивиться
сели   гурьбой над самой .водой
ноги в реке купаются

руки в воде плескаются

косы с плеч спускаются

сережки висят, качаются   (ива)

-        Молодцы, все правильно отгадали   и   нашли   нужные листочки, а
сейчас вы загадайте загадки нашим гостям о деревьях, которые мы с вами
учили.

(Загадывание загадок)

-        Я хочу прочитать вам стихотворение. Вы   послушайте его и скажите
о каком
оно времени года.

«Осень»

Ласточки пропали а вчера зарей все грачи летали вот над той горой С вечера все снится Во дворе темно лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно

А. Фет

Об осени.

А как вы догадались, что оно об осени, какие приметы осени описал поэт?

(ласточки улетели, грачи летят стаей, лист падает сухого ветер стучит в окно)

-        А как называют такую пору осени, когда все деревья, кустарники
окрашиваются
в желтые, оранжевые тона?

(Золотая пора)

-        Золотая осень - самая красивая пора. Это время любят и взрослые и
дети. Поэты пишут стихи, композиторы - песни, художники - картины.
Когда мы были
 с вами в парке и рассматривали листья, они были
разного цвета. Вот, если   вы будете рисовать сегодня время года осень,
какого цвета краски   вам надо взять?

«

(зеленые, красные, желтые, коричневые)

А что мы наблюдали с вами в парке? (листопад)

А что такое листопад?

(листопад - это когда ветер срывает листья, и они кружатся и падают на землю)

А еще, дети, листопад называют золотым дождем.

Сейчас я вам прочитаю рассказ. Называется он «Золотой дождь». А вы, закройте глаза и постарайтесь увидеть то, о чем я вам прочту. И запомните   очень красивые слова о золотом дожде.

«Золотой дождь»

Все листья летом налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышко - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и полетели по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись лисицами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Листья шуршат, скребутся, лепечут. Листья летят, скачут, плывут. Листья
качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой
дождь.
        (Н. Сладкое)

Откройте глаза и скажите,  какие краски золотого дождя вы представили? (сверкающие,  румяные,  пурпурные,  лимонные,  золотые, багряные, золотистые)

А кто мне скажет, что делали листики в этом рассказе? (шуршали, скакали, плавали, качались, скреблись, лепетали)

А сейчас мы с вами превратимся в листочки кленовые, березовые, липовые, и полетаем с вами.

Физкультминутка.

-        Кто запомнил стихи, которые мы учили, и хотел бы, сейчас, прочесть.

Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный Веселой, пестрою стеной

Стоит как светлою поляной

(И.Бунин)

Лист качается узорный              В синей луже, на воде        Ходит грач с грачихой черной   В огороде на гряде           Солнце редкие лучи       Улетели, улетели             Улетели и грачи.

(Е.Благинина)

Прекрасные стихи написали поэты об осени, композиторы написали песни. Но люди любят осень не только за ее красоту. А еще за что9

Верно. Осень щедра дарами садов и огородов, лесов.

Назовите дары леса? (шишки, грибы, орехи, каштаны)

Назовите дары  сада? (яблоки, персики, лимоны, груши)

Назовите дары огорода?

(картофель, лук, морковь, свекла, кабачки и т.д.)

Да, осень дарит нам много полезного и вкусного.

Я думаю, что вы много узнали на наших экскурсиях, и еще больше стали любить эту природу, которая нас окружает. Вы не будете зря любить кустарники и веточки деревьев, а будете бережно ухаживать за ними. А в конце я хочу прочитать стихотворение, которое написала одна девочка школьница Валя Харьковская. Мне кажется, что эта девочка очень любит природу, нашу Родину. Послушайте.

Встало ясно солнышко Потянулось сладко

В голубое озеро

Глянуло украдкой Улыбнулось солнышко

И в мое окошко

Постучало веточкой Тонкая березка Здравствуй, утро ясное! Эй, привет, березка

Весело сказала я Распахнув окошко

А березка белая

Веточкой качает

Шелестит листочками «Здравствуй» - отвечает Золотое солнышко

В озере умылось

А березка белая

Вся росой покрылась

На зеленых листиках Капельки сверкают

Ах, какой прекрасной Родина бывает!!!

Спасибо, ребята. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."

Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....

Конспект занятия по развитию речи(образовательная область "Коммуникация") "Путешествие по сказкам"

Развивать у детей произвольную память через целенаправленное запоминание текстов, сюжета, движений.  Развивать образную словесно-логическую память, мышление.  Совершенствовать умение детей...

Конспект занятия по развитию речи "Путишествие в осенний лес"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие в осенний лес»Приоритетные образовательные области:КоммуникацияЧтение художественной литературы...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....