Речь как средство общения между людьми
материал по развитию речи по теме

Информация для родителей о речи , ее видах, в консультацию включены задания на внимание,на развитие памяти, мышления. Также предложен тест для родителей "Поиск ошибок в речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь как средство общения между людьми

Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

 1) Речь — это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

 2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

 3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

 Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.  Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме «слова» данной речи являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды. Например, «коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.

Характерными особенностями являются:

 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи — шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами. Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме эта речь  представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

 Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи — разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю — речь для себя и про себя.

 Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

Развитие речи проходит три этапа.

 1. Довербальный — приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения с взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам — из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь — развернутая и грамматически оформленная.

 Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи — как устной, так и письменной.  

       С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.

Задания на внимание.

— Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

 — Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

 — Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту — от самого маленького до самого высокого.

 — Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

 — Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

 — Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра — еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

 — Сколько ступенек на лестнице?

 — Сколько окон в комнате?

 — Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок — поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка — поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му-у»).

Задания на развитие памяти

  1. Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном порядке. (По материалам И. В. Вачкова.)
  2. Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, чаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам И. В. Вачкова).
  3. Упражнение на развитие слуховой памяти. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам И. В. Вачкова).
  4. Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности.  Например,   слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

 (По материалам И. В. Вачкова).

  Развитие мышления

Мышление ребенка связано с его знаниями. Поэтому в ходе обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Доктор психологии И. В. Вачков предлагает дошкольникам такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

«Пусть мама или папа положат перед ребенком 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Он должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч — нет».

 2. Для развития анализа и синтеза.

 «По очереди с мамой или папой берет ребенок  картинки из детского лото, и взрослый описывает этот  предмет,  нарисованный на картинке не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет».

3. Для развития анализа и сравнения.

«Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что — нет, задает такой вопрос взрослый. Например: почему тебе нравится зима, а почему — нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.

 Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант».

4. Для развития анализа и обобщения.

 «Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

— чашка, ложка, тарелка, вилка;       — ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

— яблоко, груша, лимон, банан;     — зима, весна, лето, осень».

— голубь, павлин, утка, цапля;

— собака, корова, свинья, баран

Тест для родителей

«Поиск ошибок в речи»

роза, радуга

Начнём со звука «Р» (с этим звуком больше всего неприятностей)! Чтобы проверить правильно ли Вы его произносите, проговорите слова: Радуга, Радость. Проследите за положением языка при произнесении звука «Р». А теперь выберите правильный вариант:

Звук «Р»

Вариант 1: Кончик языка дрожит, касаясь нёба.

Вариант 2: Звук «Р» говорится горлом.

Вариант 3: Язык не вибрирует, касаясь нёба.

Алла, лампа

Проверим звук «Л». Речь приобретает неприятный оттенок, если звук Л неправильный. Для этого повторите несколько раз всеми любимое слово: аЛЛо! Проследите за положением языка. А теперь выберите правильный вариант:

Вариант 1: Язык между зубами.

Звук «Л»

Вариант 2: Язык за верхними зубами.

Вариант 3: Звук «Л» произносится губами.

санки, соня, зонт

Правильно ли Вы произносите звуки:  «З», «С» …Не хотелось бы «шепелявить». Чтобы проверить это, повторите слова, например: зонт, сам. Следите за положением языка! А теперь выберите правильный вариант:

Вариант 1: Язык упирается в нижние зубы

Звуки «З», «С»

Вариант 2: Язык между зубами.

Вариант 3: Язык не касается зубов.

шаг, шум, жук

Дальше проверим, как Вы произносите звуки:  «Ш», «Ж». Повторите слова, например: шум, жук. Следите за положением языка! А теперь выберите правильный вариант:

Вариант 1: Кончик языка виден между зубами

Звуки «Ш», «Ж»

Вариант 2: Язык похож на ковшик.

Вариант 3: Язык не поднимается.

чай, чайка, чек

Следующий — звук «Ч». Проследите за этим звуком в словах: чай, чайка. А теперь выберите правильный вариант:

Звук «Ч»

Вариант 1: Кончик языка отталкивается от нёба

Вариант 2: Средняя часть языка отталкивается от нёба.

цапля, цап, цып

Следующий — звук «Ц». Повторите слова, например: цапля, цап.  И следите за положением языка! А теперь выберите правильный вариант:

Звук «Ц»

Вариант 1: Кончик языка упирается в нижние зубы.

Вариант 2: Язык касается верхних зубов.

щётка, щенок

И наконец — звук «Щ». Повторите слова щётка, щука. А теперь выберите правильный вариант:

Звук «Щ»

Вариант 1: Кончик языка касается нижних зубов.

Вариант 2: Кончик языка поднимается к нёбу

Ответы

Звуки Вы произносите правильно! Если……

Звук «Р»

Вариант 1

Звук «Л»

Вариант 2

Звуки «З», «С»

Вариант 1

Звуки «Ш», «Ж»

Вариант 2

Звук «Ч»

Вариант 2

Звук «Ц»

Вариант 1

Звук «Щ»

Вариант 2

 

        

         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи, как средство общения

Реферат и показательные занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада...

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Речь как средство общения и причины её нарушения у дошкольников

Роль речи в полноценном психическом развитии ребёнка чрезвычайно велика. В животном мире решающее значение имеет опыт родовой, который передаётся с помощью генетического наследия. У человека же главно...

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и к

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деяте...

Педсовет "Развитие речи как средство общения и культуры речи дошкольника"

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.

   Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...