Речь как средство общения и причины её нарушения у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии по теме
Роль речи в полноценном психическом развитии ребёнка чрезвычайно велика. В животном мире решающее значение имеет опыт родовой, который передаётся с помощью генетического наследия. У человека же главное – общественно – исторический опыт предшествующих поколений, воплощённый в продуктах материальной и духовной культуры. Поэтому человеческая психика может развиваться только в процессе присвоения этого опыта, путём социального наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_kak_sredstvo_obshcheniya_i_prichiny_eyo_narusheniya_u_doshkolnikov.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь как средство общения и причины её нарушения у дошкольников.
Роль речи в полноценном психическом развитии ребёнка чрезвычайно велика. В животном мире решающее значение имеет опыт родовой, который передаётся с помощью генетического наследия. У человека же главное – общественно – исторический опыт предшествующих поколений, воплощённый в продуктах материальной и духовной культуры. Поэтому человеческая психика может развиваться только в процессе присвоения этого опыта, путём социального наследия.
Овладение речь открывает ребёнку доступ к достижениям человеческой культуры, формирует его личность. Речь устная или письменная является средством общения ребёнка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Овладение речью как средством общения в дошкольный период детства проходит в 3 этапа:
Первый этап – подготовительный, охватывающий первый год жизни, получил название довербальный. На этом этапе закладывается условия, обеспечивающие в дальнейшем речевое развитие.
Второй этап – переход к активной речи, приходится обычно на второй период жизни ребёнка.
На третьем этапе речь совершенствуется. Она всё точнее отражает намерения говорящего, передаёт содержание и контекст отражаемых событий. На этом этапе идёт интенсивное расширение словаря, совершенствуются грамматические конструкции, чётче становится произношение.
Первое беспокойство за речь возникает у окружающих к концу второго года жизни, когда малыш уже должен активно пользоваться речью в общении. Корни речевой задержки могут лежать в подготовительном периоде. Увеличивается потребность в общении со взрослым, происходит формирование речевого развития. Потребность в общении удовлетворяет не только практическую нужду ребёнка во взрослом, но и духовную, в эмоциональных, познавательных, деловых контактах. Эмоциональное содержание общения передаётся от матери к ребёнку мимическими средствами через улыбку. Взрослый должен с любовью и доброжелательностью обращаться с младенцем: брать его на руки, говорить сердечные слова, петь. При этом мать никогда не догадывается об истинном значении в своих действиях, но такая гармония, к сожалению, не всегда имеет место.
Есть матери, которые считают, что брать ребёнка на руки следует как можно реже, разговаривать с ним, как с разумным существом, ещё преждевременно, для него достаточно и игрушек. Но такая практика порой создаёт неблагоприятные условия для психического развития ребёнка. У него возникает чувство беспокойства, страха, неуверенности. Чтобы избавиться от тягостных чувств, обрести жизненную уверенность, малыш привлекает к себе внимание взрослых, протягивая к ним руки, заглядывая в глаза, капризничая. Мать же делает свои выводы и ещё больше ограничивает общение с малышом. Возникает порочный круг: с одной стороны взрослый, цель которого изменить поведение ребёнка, а с другой малыш, направляющий свою активность не на познание открывающегося перед ним мира, а лишь на то, чтобы привлечь взрослых к общению. В конце второго года жизни такие дети предпочитают только одно: прижаться к взрослому, смотреть ему в глаза и улыбаться. Поэтому такой ребёнок растёт безинициативным, не умеет контактировать со сверстниками, не самостоятелен. Отсюда и задержка в развитии активной речи – неудовлетворённость младенца, а затем и ребёнка, более старшего возраста, в эмоциональных контактах с окружающими.
Таким образом, необходимое условие современного развития активной речи у детей - это возникновение потребности в общении, устойчивые эмоциональные контакты со взрослыми.
Для своевременного становления речевой функции необходимо развивать деловое общение ребёнка с окружающими детьми. Деловое общение возникает вслед за эмоциональным общением с середины первого года жизни. Уже со второго полугодия малыш больше времени уделяет манипуляции с предметами. Он пробует игрушки на зуб, на жёсткость, составляет их по величине, форме, упругости. На основе этой практики возникает первое общение. Ребёнок действует, а взрослый руководит его вниманием, организует. Многократное повторение таких действий способствует формированию познавательной структуры, которая составляет базис всякого речевого высказывания. Формирование её является важным моментом речевой подготовки.
Какие же нарушения могут возникнуть на этапе делового общения? Что может привести к задержке речи?
Во–первых – это практика только эмоционального общения с ребёнком без перехода к деловому.
Во-вторых – как только дело доходит до манипулятивной деятельности ребёнка представляют самому себе, считая это занятие естественным.
Исследования психологов показали, что большинство детей плохо адаптирующихся в детских садах – это те, кто задержался на стадии эмоционального общения, не имея опыта деловых контактов. В дошкольном учреждении они требуют именно домашнего внимания и ласки.
Итак, налаживание полноценного делового общения ребёнка с окружающими уже на первом году жизни является психологическим условием для своевременного развития речевой функции. От рождения ребёнок наделён способностью к звукопроизношению. Гукание, гуление, лепет – вот формы вокализации, определённые наследственно. У ребёнка есть артикуляционный аппарат, и он его упражняет. Произношение звуков речи, звукоподражание – это та связь между ребёнком и взрослым, которая установилась в ходе общения. Малоупражняемость речевого аппарата, слабость развития речевой моторики, снижение стремления к подражанию речи взрослых могут привести к задержке при переходе от пассивной речи к активной.
Эмоциональное общение – это генетически первая форма, в которой протекает это общение, в ходе которого у ребёнка развиваются речевые способности. Деловое общение – следующая возникающая в онтогенезе форма. В ходе делового общения развиваются следующие речевые коммуникации: кому сказать, что и как, возникает желание обратиться к взрослым с деловым содержанием и возможность передать с помощью речевых звуков. Казалось бы, ребёнок должен говорить, а он молчит. Причиной приводящей к задержке речи может стать неправильная организация взаимодействия ребёнка и взрослого.
Итак, налаживание полноценного делового общения ребёнка с окружающим уже на первом году жизни – второе психологическое условие, создание которого способствует своевременному развитию речевой функции. Задержка в переходе к активной речи возможна и ещё по одной причине. К концу первого года жизни, начале второго в словарном запасе ребёнка есть три-пять слов очень своеобразных по своему значению. Некоторые психологи считают их ещё не словами, псевдословами. Слово «кох2 может сначала означать кошку, затем меховую шапку, потом шляпу и, наконец, Кота в сапогах. За таким псевдословом стоят предметы, обыденные, но очень разные по несущественным признакам. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих. Потому что перед малышом не ставится речевая задача – произнести необходимые соответствующие предмету и ситуации конкретные слова. А если такую задачу взрослый не ставит, то ребёнок не будет развивать свои возможности, совершенствовать свои коммуникативные средства. Организуя общение с малышом в переходный период, следует помнить: с психологической точки зрения он представляет собой важный этап, в ходе которого взрослый ставит собственную речевую задачу – активно с помощью слов выразить необходимое для передачи содержание. Поэтому с его стороны такая задача выступает определённо, а со стороны ребёнка она принята, понята и найдены средства её разрешения.
Отсюда ещё один вывод: для того чтобы исправить создавшееся положение, необходимо воздействовать не только и не столько на ребёнка, сколько добиться перестройки поведения взрослых. Как показывает практика, это достаточно трудно. Поведение взрослых по отношению к детям, как правило, консервативно и плохо поддаётся коррекции. С этим обычно сталкиваются психотерапевты. Родители скорее предпочтут дать ребёнку лекарство, устроить его в специальную группу, нежели перестроить его поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»
Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...
Развитие диалогической разговорной речи как средства общения посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников с кохлеарным имплантом в условиях логопедической группы детского сада. (Из опыта работы).
Особенности обучения диалогу ребенка с кохлеарным имплантом. Этапы обучения диалогу в процессе сюжетно-ролевой игры....
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий
Данная электронная презентация познакомит педагогов с современными образовательными интерактивными технологиями, направленными на речевое развитие детей.Используя интерактивные технологии в работе с д...
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий. Сопроводительный текстовой материал.
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий....
Педагогический совет "Развитие речи как средство общения и культуры дошкольника"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 130 г. Нижнеудинск"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТформа проведения: фестиваль"Развитие речи как сре...
Педсовет "Развитие речи как средство общения и культуры речи дошкольника"
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...