Совместная интегрированная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога
презентация к занятию по развитию речи (подготовительная группа) по теме
тема: "Развитие пространственных представлений и закрепление умения употреблять словесно пространственные отношения предлогами и наречиями" на примере лексической темы семья.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию хочу предложить ознакомиться с презентацией совместной интегрированной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога.
В своей работе я обратила внимание на тесную взаимосвязь логопедии и психологии, в особенности на логопсихологию.
Логопсихология представляет собой одну из более чем ста ветвей в сложной системе психологии.
Ведь логопсихология направлена на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.
Еще Выготский Л.С. писал: что «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Изучив и проанализировав диагностические карты своих детей мы вместе с педагогом - психологом, пришли к выводу, что для успешной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения детей по коррекции речевых нарушений будут наиболее эффективны групповые интегрированные занятия психолога и логопеда. Известно, что эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами.
В связи с этим же, мы свои интегрированные занятия планировали, опираясь на лексические темы.
Одним из важнейших направлений, в представляемой для вас презентации, мы выделили для себя – это развитие пространственных представлений в комплексе с развитием лексико-грамматических конструкций.
В свою очередь хочу отметить также, что и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи), мы все же параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи:
Оборудование: предметные картинки, набор резиновых игрушек, мяч, схемы предлогов, геометрические фигуры, сюжетные картинки, элементы одежды для изображения членов семьи.
Предварительный этап: знакомство с темой «семья», наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове; ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
Ход занятия : Организационный момент Дидактическая игра «Выбери картинку» Игра «передай мячик» Физкультминутка «Заборчик» Этюд «Семейное чаепитие» Игра «помоги другу» Конструирование «Забавные фигуры» Итог занятия
Цель : подведение к теме занятия. Один из детей рассказывает заранее заученное стихотворение – загадку. НА дороге пёс сидит, ЗА дорогой столб стоит. ДО дороги добегу, ПОД дорогой пробегу. Там подземный переход. ОТ дороги - кот идёт, У дороги - поворот. НАД дорогой - облака. Шёл К дороге пешеход Полчаса издалека. Едем С классом НА попутке, Мы В дороге будем сутки. Нам С дорогой повезло, В дождь её не развезло. Нам В рассказе о дороге Очень помогли ……(предлоги) Организационный этап
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов. А дети выбирают ту сюжетную картинку, по которой можно составить предложение с предлогом «НАД»; «ИЗ-ПОД»; «ИЗ-ЗА»; «ИЗ»; «С» и т.д. Дети самостоятельно делают выбор и составляют предложение. Затем составляют схему предложения. Дидактическая игра «Выбери картинку»
Дети делятся на 2 команды. Ведущими являются и педагог – психолог и учитель - логопед. На столе перед каждой командой лежат 2 колоды. В одной из них схемы предлогов, в другой предметные картинки. Дети встают вокруг столов, ведущий передаёт «мяч» по кругу. Тот ребенок, у кого в руках «мяч», берёт карточки из 1 ой и 2 ой колоды и придумывает предложение со словами, изображенными на карточках. Далее путешествие «мячика» и составление предложений продолжается с другими детьми. Каждый получает за правильный ответ геометрическую фигуру – фишку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут израсходованы. Игра « Путешествие мяча»
Цель: развития концентрации внимания, ориентации в собственном теле, развитие координации действий, развитие навыков произвольности. Дети встают в круг. Среди детей выбирается ведущий, который находится в кругу и, указывая на одного из детей в кругу, говорит «Дом». Ребенок, на которого показал ведущий, должен сложить руки в виде крыша, а два ребенка, стоящие справа и слева должны поднять по одной руке, примыкающей к дому, изображая ими забор. Физкультминутка «Заборчик»
Сначала логопед предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий. Дети должны дополнить рассказ логопеда маленькими словами. Дедушка вышел (откуда? ) из избушки и сел (куда? ) на скамейку, (под чем? ) под де ревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала её кошка. Вышла (откуда?) из-за угла дома, подкралась (к чему?) к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела (откуда?) с дерева и села (куда? ) на скамейку (около кого?) около дедушки. А кошка не унимается, как выскочит (откуда? ) из-под скамейки, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, перелетела (через что?) через забор и скрылась из виду. Игра «Дополни рассказ»
Цель: развитие зрительной памяти, обогащение словарного запаса, закрепление навыка ориентировки в пространстве. В центре группы моделируется игровая ситуация семейного чаепития: стол с чашками и чайником, детям надевают элементы костюмов бабушки (платок), дедушки (кепка), папы (галстук, парик), мамы (шляпа), мальчика, девочки (бантик) и рассаживают за столом. Во время одевания детей их спрашивают о том, кто кому кем приходится (девочка бабушке – внучка, дедушка папе – папа, папа маме муж и т.д.). Ребенок без костюма запоминает, как рассажена семья за столом и выходит в коридор. В это время два члена семьи меняются местами. Входя, ребенок должен рассказать, что изменилось, используя такие слова, как «Справа от бабушки сидела внучка, а теперь внучка сидит слева от папы». Затем другой ребенок выходит в коридор и игра повторяется. Этюд «Семейное чаепитие»
Игра « Помоги другу» Цель: развитие ориентации на листке бумаги и установление пространственного расположения предмета и подчинение его определенной логике. Каждому ребёнку раздаётся по игрушке. На одном столе находится план раскладки игрушек, состоящий из 9 квадратов, в каждом из которых нарисована игрушка, розданная предварительно детям. Дети должны по очереди подходить к плану и говорить другому ребёнку, куда на «волшебный коврик» ему следует положить игрушку, используя слова помощники (слова-предлоги и наречия пространственного значения). Первый начинает педагог, тем самым давая возможность детям, самим определить правила игры.
Цель: развитие воображения, развитие пространственной ориентации. Дети выкладывают перед собой геометрические фигуры, которые получили в ходе занятия и получают задание из имеющихся фигур сложить образ любого члена семьи. Обязательное условие – геометрические фигуры должны быть использованы все. Конструирование «Забавные фигуры»
После того, как фигуры выложены, ребенок должен рассказать, как он выкладывал образ, используя предлоги над, под, слова выше, ниже, справа, слева
Предполагаемый результат совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда. закрепление умений использования предлогов и наречий пространственного значения; улучшение состояния когнитивной функций; улучшения состояния произвольности.
Юго-Восточное Окружное Управление Образования г.Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 2360 Наши координаты Тел.: 8-(495)-345-58-01 e-mail detsad 2360 @mail.ru Автор презентации учитель-логопед Заварова Ирина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...
Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении
Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»
Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...
Совместное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога
Мастер-класс...
Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Две столицы России»
Полный вариант конспекта издан в журнале «Дошкольная педагогика» №2(77)/февраль/2012...