СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по развитию речи по теме
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи.
-Обновить научно - методический уровень компетенции
педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;
- расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;
- углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно - ориентированного образования;
- побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;
- преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
Занятие №1
Форма: проблемная лекция.
Тема: «Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми».
Время проведения: ноябрь - 2-я неделя.
Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.
Ход занятия:
I. Психологическое упражнение Монтессори - технологии, адаптированное для взрослых: «Свеча».
(педагоги, встав в крyг, передавая свечу по кругу друг другу, делают комплимент рядом стоящему).
II Основная часть: тезисы проблемной лекции:
- актуальность развития речи воспитанников именно в дошкольном
периоде, самоценности этого возраста;
-главная задача словарной работы, качества речи педагога в словарной работе;
- пути формирования грамматического строя речи (разработка таблицы по этому направлению);
- развитие звуковой стороны речи ребенка - разбор схемы по этому разделу;
- формы развития связной речи детей: диалогической и монологической -составление с педагогами таблицы;
- условия, влияющие на развитие речи ребенка
- обсуждение задач развития речи детей в дошкольный период.
- комплексность решения проблемы развития речи дошкольников,
составление схемы «Язык - речь».
Ш Самотестирование педагогов по созданию условий для формирования навыков речевого общения воспитанников:
- развитие у педагогов способности к обмену мыслями, чувствами, словами.
IV Рефлексия.
V. Домашнее задание педагогам:
- презентация речевого дидактического пособия, материала, сделанного
самостоятельно или адаптированной дидактической игры, применяемого в речевой деятельности детей своей группы.
Занятие №2
Форма: практикум.
Тема: « Приглашение к творчеству».
(о проведении речевых, словообразовательных, словотолковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей).
Время проведения: январь. За неделя
Цель: - актуализация знаний педагогов методики проведения дидактических игр и упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.
Ход занятия:
I Вводная - традиционная.
- О целях и задачах занятия. Анализ анкет.
- Упражнение «Свеча» - передавая зажженную свечу из рук в руки друг другу по кругу педагоги говорят фразу о роли слова, русской речи, развития речи детей.
- Психо-речевая игра «Ассоциации»
- групповой по кругу
с вариантами -<
2. индивидуально-ассоциативная цепочка одного человека
4. Релаксационно-рефлексивное упражнение «Волны на воде».
«Вода снимает любую информацию с человека - очищает душу».
Варианты: групповой - «Урок тишины» (пока всколыхнувшаяся вода в тазу (блюде) не успокоится, человек молчит и наблюдает за процессом успокоения поверхности воды)
индивидуальной - каждый человек выбирает степень воздействия на поверхность воды и, пока вода успокаивается, человек высказывает свои мысли о проблеме
II Основная часть - практическая.
1.Каждый педагог презентует подготовленную дидактическую игру/упражнение по развитию речи и демонстрирует пособие, время презентации устанавливается временем волнения поверхности воды.
Педагоги сдают свои листы презентации своих игр/упражнений для речевого альбома педагогического творчества.
2. Комментарий о словотворчестве детей и взрослых.
- анализ примеров словотворчества и словесного озорства замечательных поэтов М. Маршака, Б. Заходера, Г. Санчира, И. Токматовой, К.И. Чуковского, М.Ясного и др.
-о пользе от чтения смешных стишков со словесной и звуковой
путаницей:
- эмоциональное состояние ребенка при восприятии смешных стихов, психологический анализ эмоций детей при этом;
- воспитательный эффект смеха, юмора и речи:
- словотворчество детей, игры с детьми и оформление речевых альбомов группы с фиксированием словотворчества детей.
3. Рекомендации по проведению праздника «Смеха и Юмора» в группе. О конкурсе Смехотворцев.
III.Рефлексия
IV. Домашнее задание педагогам:
- подготовить презентацию книге по развитию речи от разного лица (по выбору).
- проанализировать и сделать подборку смешных стихов поэтов, вплести их в сценарий «Дня смеха» в группе.
Предложить родителям включиться в конкурс Смехотворцев, издав такое объявление:
«Внимание! Внимание!
Объявляется конкурс на самое лучшее смешное стихотворение, самые необычные названия обычных предметов.
Ребята и взрослые!
Запишите ваши придумки и подборки в семейно-групповой альбом и нарисуйте к ним картинки –иллюстрации».
Занятие №3
Форма: консультация - комментарий.
Тема: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство» (о методах].
Время проведения: март, 4-я неделя.
Цели: актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.
- анализ форм речевого развития, связанных с терапией словом.
Ход занятия:
I Вводная часть - традиционная.
1.Речевой тренинг: дидактическое упражнение «Свеча» :- передавая свечу по кругу друг от друга, из рук в руки, педагоги говорят несколько строк из любимого стихотворения, передавая свое искреннее отношение к образцам поэтического творчества, раскрывая свои стремления в жизни .
2. Упражнение: «Первое впечатление». Каждый педагог выбирает пособие по развитию речи детей. Необходимо презентовать выбранную книгу, но в той роли, которая была педагогу предложена заранее:
- ролевая игра: варианты -
«Вы - телеведущий. Вы – продавец. Вы - покупатель, Вы-
Преподаватель. Вы – воспитатель. Вы - логопед. Вы – журналист. Вы -
домохозяйка. Вы - руководитель ДОУ. Вы - психолог. Вы - многодетная мать.
Вы - автор книги. Вы - молодая мама. Вы - студентка педколледжа и т.п.»
II. Основная часть. (тезисы)
Консультация - комментарий.
1. Круг - место гармонизации. Экскурс в историю собрания людей в
круг для различного общения.
2. Что такое психотерапия? Психотерапия, как и лечебная педагогика, является столько же методами лечения, сколько и воспитания личности.
3. Особые способности, качества, которые требуются от педагогов
для проведения психотерапии.
4. Средства и методы, используемые педагогом при проведении
психотерапевтических действий.
5. Правила, советы, принципы лечебной педагогики/терапии.
6. «Чистое слово само по себе - врачеватель души». Язык чувств в
д/саду. Цель разговорной терапии - сформировать в ребенке самоуважение,
высокую самооценку – высокая цель каждого педагога.
7. Создание различных ситуаций общения в группе. Ритуалы и традиции группы.
8. Темы: «терапевтических разговоров в кругу группы».
Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в
дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта общения - будет
дан.
III. Рефлексия.
IV. Домашнее задание педагогам:
• описать ритуалы и традиции своей группы, как речевую терапию души
ребенка. (Оформить на альбомных листах с речевыми текстами и
фотоиллюстрациями): ежедневные, еженедельные, ежемесячные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...
Семинар – практикум для родителей Развитие речи дошкольников в играх
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"...
Семинар-практикум для воспитателей « Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»
Семинар- практикум для воспитателей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи дошкольников»
семинар практикум для педагогов...
Семинар практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников"
семинар практикум "Развитие речи дошкольников"...
Семинар – практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"
laquo;Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень развития речи. Они рассказывают знакомые сказки, легко запоминают и читают ст...