СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по развитию речи по теме

Бабичева Надежда Васильевна

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи.

-Обновить научно - методический уровень компетенции

педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;

  1. расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;
  2. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно - ориентированного образования;
  3. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному  языку;

-        преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Занятие №1

Форма: проблемная лекция.

Тема: «Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми».

Время проведения: ноябрь - 2-я неделя.

Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

Ход занятия:

I.        Психологическое упражнение Монтессори - технологии, адаптированное для взрослых: «Свеча».

(педагоги, встав в крyг, передавая свечу по кругу друг другу, делают комплимент рядом стоящему).

II        Основная часть:  тезисы проблемной лекции:

-        актуальность развития речи воспитанников именно в дошкольном
периоде, самоценности этого возраста;

-главная задача словарной работы, качества речи педагога в словарной работе;

  1. пути формирования грамматического строя речи (разработка таблицы по этому направлению);
  1. развитие звуковой стороны речи ребенка - разбор схемы по этому разделу;

-        формы развития связной речи детей: диалогической и монологической -составление с педагогами таблицы;

-        условия, влияющие на развитие речи ребенка

-        обсуждение задач развития речи детей в дошкольный период.

-        комплексность решения проблемы развития речи дошкольников,
составление схемы «Язык - речь».

Ш Самотестирование педагогов по созданию условий для формирования навыков речевого общения воспитанников:

-        развитие у педагогов способности к обмену мыслями, чувствами, словами.
IV Рефлексия.

V. Домашнее задание педагогам:

-        презентация речевого дидактического пособия, материала, сделанного
самостоятельно  или адаптированной дидактической игры, применяемого в речевой  деятельности детей своей группы.

Занятие №2

Форма:  практикум.

Тема:  « Приглашение к творчеству».

(о проведении речевых, словообразовательных, словотолковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей).

Время проведения: январь. За неделя

Цель: - актуализация знаний педагогов методики  проведения дидактических игр  и  упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.

Ход занятия:

I Вводная - традиционная.

  1. О целях и задачах занятия. Анализ анкет.
  2. Упражнение «Свеча» - передавая зажженную свечу из рук в руки друг другу по кругу педагоги говорят фразу о роли слова, русской речи, развития речи детей.
  3. Психо-речевая игра «Ассоциации»
  1. групповой по кругу

с вариантами  -<

              2.    индивидуально-ассоциативная цепочка одного    человека

4. Релаксационно-рефлексивное упражнение «Волны на воде».

«Вода снимает  любую информацию с человека - очищает душу».

Варианты:  групповой - «Урок тишины» (пока всколыхнувшаяся вода в тазу (блюде) не успокоится, человек молчит и наблюдает за процессом успокоения поверхности воды)

                                  индивидуальной - каждый человек выбирает степень воздействия на поверхность воды и, пока вода успокаивается, человек высказывает свои мысли о проблеме

II  Основная часть - практическая.

1.Каждый педагог презентует подготовленную дидактическую игру/упражнение по развитию речи и демонстрирует пособие, время презентации устанавливается временем волнения поверхности воды.

Педагоги сдают свои листы презентации своих игр/упражнений для речевого альбома педагогического творчества.

2.        Комментарий о словотворчестве детей и взрослых.

-        анализ примеров словотворчества и словесного озорства замечательных поэтов М. Маршака,  Б. Заходера, Г. Санчира, И. Токматовой, К.И. Чуковского, М.Ясного и др.

-о пользе от чтения смешных стишков со словесной и звуковой
путаницей:

  1. эмоциональное состояние ребенка при восприятии смешных стихов, психологический  анализ эмоций детей при этом;
  1. воспитательный эффект смеха, юмора и речи:

- словотворчество детей, игры с детьми и оформление речевых альбомов группы с фиксированием словотворчества детей.

3.        Рекомендации по проведению праздника «Смеха и Юмора» в группе. О конкурсе  Смехотворцев.

III.Рефлексия

IV. Домашнее задание педагогам:

  1. подготовить  презентацию книге по развитию речи от разного лица (по выбору).
  2. проанализировать и сделать подборку смешных стихов поэтов, вплести их в сценарий «Дня смеха» в группе.

Предложить родителям включиться в конкурс  Смехотворцев, издав такое объявление:

«Внимание!   Внимание!

Объявляется конкурс на самое лучшее смешное стихотворение, самые необычные      названия обычных предметов.

Ребята и взрослые!

Запишите    ваши придумки и подборки в семейно-групповой альбом и нарисуйте к ним картинки –иллюстрации».

Занятие №3

Форма: консультация - комментарий.

Тема: «Беседы  и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство» (о методах].

              Время проведения: март, 4-я неделя.

Цели:   актуализация  знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.

- анализ форм речевого развития, связанных с терапией   словом.

Ход  занятия:

I  Вводная часть - традиционная.

1.Речевой тренинг: дидактическое упражнение «Свеча» :- передавая свечу по кругу друг от друга, из рук в руки, педагоги говорят несколько строк из любимого стихотворения, передавая свое искреннее отношение   к  образцам поэтического творчества, раскрывая свои стремления в жизни .

               2.  Упражнение:   «Первое впечатление». Каждый педагог выбирает пособие по развитию речи детей. Необходимо презентовать выбранную книгу, но в той роли, которая была педагогу предложена заранее:
- ролевая  игра: варианты -

«Вы - телеведущий. Вы – продавец. Вы - покупатель, Вы-

Преподаватель.   Вы – воспитатель. Вы - логопед. Вы – журналист. Вы -
домохозяйка. Вы - руководитель ДОУ. Вы - психолог. Вы - многодетная мать.

Вы - автор книги. Вы - молодая мама. Вы - студентка педколледжа и т.п.»

II. Основная часть. (тезисы)

Консультация - комментарий.

1. Круг - место гармонизации. Экскурс в историю собрания людей в
круг  для различного  общения.

  2. Что такое психотерапия? Психотерапия, как и лечебная педагогика, является столько же методами лечения, сколько и воспитания личности.

          3. Особые способности, качества, которые требуются от педагогов

для проведения психотерапии.

  4. Средства и методы, используемые педагогом при проведении
психотерапевтических действий.

  5. Правила, советы, принципы лечебной педагогики/терапии.
 6. «Чистое слово само по себе - врачеватель души». Язык чувств в
д/саду. Цель разговорной терапии - сформировать в ребенке самоуважение,
высокую самооценку – высокая цель каждого педагога.

          7.  Создание различных ситуаций общения в группе. Ритуалы и  традиции группы.

               8.  Темы: «терапевтических разговоров в кругу группы».
Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в

дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта общения - будет

дан.

III. Рефлексия.

IV. Домашнее  задание педагогам:

• описать ритуалы и традиции своей группы, как речевую терапию души
ребенка. (Оформить на альбомных листах с речевыми текстами и

фотоиллюстрациями): ежедневные, еженедельные, ежемесячные.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА          Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого нед...

Семинар – практикум для родителей Развитие речи дошкольников в играх

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"...

Семинар-практикум для воспитателей « Развитие речи дошкольников средствами дидактических игр»

Семинар- практикум для воспитателей по развитию речи дошкольников средствами дидактических игр...

Семинар практикум для педагогов "Развитие речи дошкольников"

семинар практикум "Развитие речи дошкольников"...

Семинар – практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"

laquo;Развитие речи дошкольников в играх». У детей старшего дошкольного возраста, как правило, высокий уровень развития речи. Они рассказывают знакомые сказки, легко запоминают и читают ст...