Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи дошкольников в свете ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshk_v_svete_fgt.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка Детский сад «Алёнушка»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА:
Учитель-логопед:
Якушова Ирина Алексеевна
:
.
Селенгинск
2013г.
Тема «Развитие речи дошкольников в свете ФГТ»
Цель: В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи детей в соответствии с ФГТ.
Задачи:
- Активизировать деятельность педагогов при реализации программных задач по программе «От рождения до школы».
- Познакомить с методами, повышающими речевое развитие детей.
- Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
- Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
- Закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников.
- Помочь реализоваться на педагогическом поприще.
Подготовка к семинару-практикуму
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
- Формирование творческих групп интеллектуального,эстетического и физкультурно–оздоровительного центров.
- Изготовление каждой группой пособия,которое можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста(плокостные и объёмные модели,дидактические игры,игрушки).Составление рекламного клипа для данного пособия. Заучивание фольклорных произведений. Распределение ролей.
План
- Теоретическая часть для педагогов .
Развитие речи дошкольников. Игры и упражнения для детей с целью речевого развития.
- Деловая игра по развитию речи.
1 часть-Краткий практикум
2 часть- Рекламные ролики.
Юмористическая пауза.
3 часть- «Аукцион знаний»
3. Заключительная часть.
Ход
1. Теоретическая часть.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Исходя из анализа диагностика за 2010-2011 учебный год проблема развития речи является одной из актуальных в нашем ДОУ.
Причины низкого уровня развития речи:
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
Недостаточная подготовка к занятию.
При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
Образовательная область «Коммуникация».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» в том, что решение основных психолого-педагогических задач осуществляется во всех других образовательных областях. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других образовательных областей в процессе развития ребенка невозможна без полноценной коммуникации.
Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания, обозначенного в Федеральных государственных требованиях, наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса - совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.
Поскольку Федеральные государственные требования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках речевой работы, значительно повышается роль создания речевой развивающей среды.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Таблица . Примерные виды интеграции образовательной области
«Чтение художественной литературы»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи |
«Познание» | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений |
«Художественное творчество» | Развитие детского творчества |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса | |
«Музыка» | Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Художественное творчество» | Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений |
Игры и упражнения с целью речевого развития(приложение).
2. Деловая игра по развитию речи(приложение)
Юмористическая пауза. Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Заключительная часть
Всем участникам предложено ответить на вопрос: «Как повысить уровень речевого развития детей»
Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий постоянно.
Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
Пополнять группы дидактическими играми по развитию речи.
Оформлять стенды для родителей «Развитие речи дошкольника:
Проводить индивидуальную работу по развитию речи детей.
Литература
- Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
- Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
- Ребенок в детском саду №3 2010 г.
- Ребенок в детском саду №5 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию...
Семинар- практикум: " Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности в ДО"
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения.Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что...
Семинар – практикум Тема: «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск» Семинар &ndash...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие культуры речи дошкольников с помощью подвижных игр"
Подвижная игра способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке,обеспечивает необходимую физиче...
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»
Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....
Семинар -практикум " Развитие познавательных способностей и речи дошкольников в образовательной деятельности ДО"
Развитие науки и техники,всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль интеллектуального развития подрастающего поколения. Речь - яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ...
Семинар-практикум "Использование ИКТ в развитии речи дошкольников"
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребёнка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей завис...