Семинар – практикум « Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
консультация по логопедии на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Данный семинар-практикум был проведен для воспитателей массовых групп, с целью передачи опыта по коррекции речевого недоразвития у дошкольников. Основные направления работы: формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.docx | 64.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
« Работа по развитию речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой»
Подготовила
Учитель-логопед
Пенчукова Ирина Ивановна
г. Сергиев Посад
2013
План проведения семинара
- Выступление на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников».
- Блиц-опрос воспитателей по теме семинара.
- Творческо-практическая часть.
- Подведение итогов.
- Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.На важность п риобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.
Работа по развитию речи включает в себя:
- Работу над звуковой культурой речи
- Формирование грамматических навыков,
- Расширение словарного запаса слов
- Развитие речевого творчества
- Развитие связной речи
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию:
- • в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,
- • в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;
- • народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
- Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь .
- Блиц-опрос для воспитателей
- Какими навыками и умениями должен облададть педагог, знакомя детей с литературными произведениями?
(Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературныму персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос).
- Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?
( Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения об героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой).
- Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима?
( До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения).
- Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?
( Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову).
-Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с худ.произведением?
(Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью).
- Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением?
(Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения).
- Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением?
(Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи).
3. Творческое задание для педагогов.
Цель: выявить и уточнить интересные приемы в работе по развитию речи дошкольников при ознакомлении с произведением В. Бианки “ Как муравьишка домой спешил”
Воспитателям предлагается прочитать сказку «Как муравьишка домой спешил» и представить, с учетом поставленных задач, игры и упражнения для развития речи детей.
«Назови ласково» муравей, гусеница, жук, бабочка и т.д.
«Один – много» употребление единственного и множественного числа сущ. Муравей – муравьи, клоп – клопы, гусеница – гусеницы.
«Кого не стало» - употребление сущ. в Р.п. в ед. ч. и мн.ч.– развитие зрительного восприятия (картинки) Не стало жука, жуков,муравья, муравьев и т.п.
«Кто как передвигается? (глаголы) бабочка – порхает, гусеница – ползает, муха – летает, кузнечик – прыгает и подбор сущ. к действию – Кто это? – Порхает, перелетает, пьёт нектар?
«Кто как передвигается» - составление сложных предложений с союзом А (картинки)
Муравей ползает, а бабочка…..
Гусеница ползает, а кузнечик….
Бабочка порхает, а червяк…..
«Насекомые – великаны» - употребление слов с увеличенным оттенком по образцу: это не паук, а паучище; это не жук, а жучище, это не муравей, а муравище
«Объясни словечко» - землемер, сенокосец, водомерка, листовертка
«Сколько насекомых на цветке» - согласование числит. с сущ.
от 2 до 5 На цветке 2 черных муравья, 5 муравьёв
« Назови ласково» - части тела насекомых – голова, крыло, лапа, жало, спина, ус, хобот
«Назови короткое слово» – жук, гусеница
«Какое слово не подходит» - гусеница, гусеница, лиственница, гусеница
Развитие грамматического строя речи (картинки)
В лесу растет береза
Муравей забрался на березу
Муравей упал с березы
Жук с муравьем подлетел к березе
Муравейник находился под березой.
Предложные конструкции ( на наглядной основе) игра «Прятки» - выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением -На, в, около, между, рядом, под, слева от, справа от).
«Четвертый лишний» бабочка, комар, червяк, муха
Подбери рифму
Кузнечик – огуречик, комарик-фонарик, муха-цокотуха,
Пересказ текста по опорным картинкам.
Составь свой рассказ (индивидуальный набор картинок).
Библиография
- А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М., 1974 г.
- Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия», Екатеринбург, 1999г.
- Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», М., 1972г.
- «Развитие речи детей дошкольного возраста» Под ред. Ф.А.Сохиной, М., 1984г.
- Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева «Развитие речи дошкольника», М.1996г.
- Какими навыками и умениями должен облададать педагог, знакомя детей с литературными произведениями?
- Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с литературным произведением?
- Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением? В каких случаях такая работа необходима?
- Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?
Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с худ.произведением?
- Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением?
- Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с худ.произведением?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей...
Методы и приемы развития речи дошкольника при ознакомлении с художественной литературой
Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой" Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой...
Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"
Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге....
План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературы»
План по самообразованию воспитателя на тему «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» Актуальность выбранной темыВ настоящее время актуальн...
Семинар-практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи....
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.
Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...