Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности раздел "Коммуникация"
"Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной
деятельности .
Раздел «Коммуникация»
Подготовительная группа
Тема: Осень
Программное содержание:
- Образовательные задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей об осени
- Познакомить детей с признаками осени
- Развивающие задачи:
- Развивать внимание и память детей
- Сформировать умение делать выводы по рассказу логопеда, учить детей отвечать на вопросы
- Учить детей действовать самостоятельно
- Воспитательные задачи
- Вызвать интерес к занятию
- Воспитывать любознательность
- Учить детей бережно относиться к товарищам, не перебивать, внимательно слушать
- Речевые задачи
- Побуждать детей активно участвовать в разговоре
- Обогатить речь детей (словарь) словами: золотая осень, листопад, хмурое небо, кучевые облака, разноцветные листья, осадки, похолодание, заморозки
- Учить детей использовать слова в правильной грамматической форме
- Побуждать детей стараться говорить четко, ясно.
Индивидуальная работа – помочь ребенку в случае затруднения.
Предшествующая работа:
- Разучивание стихотворений об осени
- Наблюдение за признаками осени на прогулке
- Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»
Оборудование:
- Круг Эйлера на тему Времена года
- Осенние листья из гербария
- Схемы слов:
- листопад
- заморозки
- осадки
4) Картинки с изображением следующих явлений: листопад, заморозки, осадки
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в одно из прекраснейших времен года. Какие времена года вы знаете? (логопед использует «круг Эйлера», где изображены времена года: зима, весна, лето, осень и соответствующие им месяцы).
Ребята, а для того, чтобы вы догадались в какое из времен года мы отправимся, вам нужно будет отгадать загадку:
Ни ведерка, ни кисти, ни рук
А позолотит все вокруг
(Осень)
- Правильно, ребята, эта загадка про осень. А теперь нам можно отправляться в путь, но для того, чтобы наш поезд передвигался, вам нужно будет по очереди рассказывать знакомые стихотворения об осени (дети рассказывают разученные ранее стихи).
- Ну вот, ребята, мы и прибыли с вами в лес, но этот лес особый, это лес осенний. Посмотрите вокруг, что вы видите? (дети видят разбросанные по группе осенние листья). Ребята, а каким цветом эти листья? (желтые, красные, оранжевые). А как можно сказать одним словом на эти листья, какие они? (разноцветные, дети повторяют хором: разноцветные).
- Ребята, а почему осенью листья желтеют? (дети отвечают полным предложением). А когда все листья пожелтеют, что они делают? (кружатся и падают на землю)
Это называется – листопад. (логопед показывает детям схему этого слова, они по очереди называют это слово, а затем все вместе хором)
Ребята, а вы никогда не думали, что слово можно увидеть? Вот к примеру, слово осенний лист. Закройте глаза и попытайтесь представить себе осенний лист. (звучит музыка) Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представитьего так ясно, как будто видите на самом деле.
Кто-то из вас старается его представить, но не видит четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы лист, а может и нет. А кто-то из вас видит лист как на фотографии или как на картинке. А у кого-то осенний лист оживает. Вы видите как он кружится, летает и падает на землю.
Ну, а теперь откройте глазки и расскажите по очереди, кто какой лист увидел? (дети рассказывают полным предложением).
- Ребята, слова можно не только видеть, их можно еще и слышать. Закройте глаза и попытайтесь услышать, как шелестят на деревьях осенние листья.
Ребята, с вами рассказали даже представили один из признаков осени – листопад. А какие признаки осени вы еще знаете? (дети называют, логопед дополняет).
А чем отличается небо осенью от неба летом? Можно сказать, что небо становится хмурым? А почему так говорят? Давайте скажем вместе – «хмурое небо». Ребята, осенью на небе появляются облака, но они уже не такие как летом, осенью облака называют кучевыми (дети вместе с логопедом проговаривают: «кучевые облака»). Ребята, а давайте с вами подумаем, почему облака осенью называют «кучевыми облаками»? Сегодня мы с вами узнали, что слова можно видеть и слышать, а еще слово можно потрогать. Например, слово облако. Закройте глаза, чувствуете, какое оно мягкое, пушистое? (дети закрывают глаза и пытаются потрогать в своем воображении облако). Ребята, а с чем еще можно сравнить облако? (дети называют различные варианты)
- Ребята, а осенью холоднее или теплее, чем например, летом? Почему? (солнце поднимается выше и его лучи не прогревают землю). Можно сказать, что осенью наступает похолодание? Почему так говорят? (дети говорят полным предложением: осенью наступает похолодание, потому что…)
Ночи становятся все холоднее и холоднее, осенью наступают заморозки. Ребята, как вы думаете, что такое заморозки?
Давайте с вами скажем это трудное слово по схеме (логопед показывает схему слова, дети называют слово заморозки).
Пальчиковая игра «Мишка косолапый»
Ходит мишка косолапый – о,о
Машет он мохнатой лапой – о,о
А я мишку догоню,
Я медведя прогоню
Ты не пачкай дочке
Грязной лапой щечки
Ребята, нам с вами сегодня повезло, мы приехали в лес и как раз такая хорошая погода! А осенью погода может портиться? А что происходит, когда погода портится?
Осенью выпадают осадки, т.е. может пойти мелкий дождь и даже снег. Становится холодно, дует ветер. Итак, кто мне скажет, что такое осадки? Давайте скажем это слово по схеме.
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи правильно». Например, я вам говорю слово листья, а вы мне должны будете сказать это слово во множественном числе, т.е. много чего? Листьев.
Кто назовет больше правильных слов, тот и выиграл. Итак…(логопед называет следующие слова: Тучи
Облака
Осадки
Листья
Дожди
Ветра
Дети отвечают на вопрос: много чего? – туч, облаков, осадков, листьев, дождей, ветров. Если дети затрудняются, логопед помогает).
- Ребята, вы уже поняли, что слово можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать его запах. Это поможет вам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их по порядку, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории. Вот посмотрите, как это делаю я. Запоминайте слова вместе со мной. Нам нужно запомнить следующие слова:
Верблюд
Журнал
Ветер
Гвоздика
Ночь
Шляпа
Я представляю себе маленький фильм, в котором участвуют слова-образы.
Я вижу, как по пустыне идет верблюд. Он находит журнал и начинает его рассматривать. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красная гвоздика. Я вижу, как начинает быстро темнеть и наступает ночь. Верблюд укладывается спать и ему снится шляпа.
Когда мне нужно вспомнить слова, я закрываю глаза и просматриваю этот фильм еще раз, стараясь представить его так ясно, как будто вижу на самом деле. Слова вспоминаются по порядку сами собой. А теперь и вы попробуйте запомнить следующие слова:
Осень
Листья
Листопад
Небо
Облака
Осадки
Давайте начнем вместе, а кто-то из вас продолжит. Итак…
Наступила осень, листья на деревьях пожелтели… (логопед просит кого-нибудь из детей продолжить рассказ)
- Молодцы ребята, вот видите это совсем не сложно.
А теперь наше путешествие в осенний лес подходит к концу, но вы наверное, не забыли что для того, чтобы наш поезд отправился домой, нам нужно будет выполнить какое-нибудь задание. Я предлагаю сыграть в игру «Составь предложение». Я назову несколько слов, а кто-то из вас составит предложение из этих слов. Итак… (логопед называет следующие слова: осень, хмурое небо, листопад. Кто-нибудь из детей составляет предложение, затем логопед вновь называет слова: осень, кучевые облака, осадки и.т.д. листопад, похолодание, заморозки дети составляют предложения).
Итог занятия:
Итак, ребята, мы справились со всеми заданиями и приехали домой. (логопед объективно оценивает всех детей). В следующий раз мы вновь отправимся с вами в путешествие на нашем необычном поезде. А куда нам ехать вы придумаете сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.
Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...