Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В этом конспекте занятия закрепляются знания о старинном русском быте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение
д/с№1 «Светлячок»
Интегрированное занятие развитие речи - социальный мир
(Подготовительная группа)
Воспитатель: Акинина Л.А
2011год
Тема: «Путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Программное содержание:
Связная речь: Создавать условия для освоения детьми речи- рассуждения (речь- доказательство).
Словарь: Учить подбирать названия предметов старины и правильно их называть.
Грамматика: Закреплять умение называть предметы в единственном и множественном числе.
Звуковая культура речи: Развивать голосовой аппарат и произносить слова громко, тихо, шёпотом.
Подготовка к обучению грамоте: Закреплять знания о слоговой структуре слова.
- Продолжать закреплять знания о старинном русском быте, вызвать у детей интерес к предметам русского быта. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Оборудование: 3 дерева, кочки- по количеству детей, корзина, клубок, мешочки - по количеству детей, зёрна фасоли- 50 штук, обруч, сарафан для воспитателя, лента на голову, мальчику- Иванушке: шаровары, косоворотка, картуз.
Предварительная работа: посещение городского музея. Познакомила детей с (кухонной утварью: ухват, чугунок, кочерга, ступка и др.) предметами и их назначениями, использованием. Закрепила с детьми жанры устного народного творчества (пословицы), обращала внимание на понимание скрытого смысла пословиц. На занятиях ИЗО деятельности закрепила знания детей о старинных головных уборах (кокошник, картуз), о способах украшения. Вне занятий познакомила детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Ход занятия:
(Звучит запись голосов птиц, дети входят с воспитателем в группу, в группе стоят деревья)
Мы попали в волшебный сказочный лес. Осторожнее, ведь кругом опасности, внимание, не попадите в болото, встаньте на кочки и закройте глаза.
(Воспитатель уходит переодеваться в наряд Алёнушки, звучит запись:
По травушкам и камушкам
Тропинкою лесной
Алёнушка с Иванушкой идут к себе домой.
И хочет пить Иванушка, в лесу колодца нет,
И вдруг в траве за камушком увидел чей- то след
А в том следу была вода, прозрачная до донышка,
А в той воде была беда…
Ой, прощай Алёнушка!
(Появляется воспитатель в образе Алёнушки)
Узнали сказку? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Хожу я и ищу брата. Ребята, помогите мне позвать Иванушку! Я один разок, а вы три раза, громко, тихо, шёпотом. (Д.игра»Эхо»)
- Ку- ку!
- Ау!
Эй!
Не отзывается? (Нет). Видно придётся нам отправиться в дальний путь. Осторожно друг за другом по кочкам проходите ко мне. Для того, чтобы найти Иванушку и отправиться в путь за ним, нужно одеть на шею мешочек - мудрости. Мы будем выполнять различные задания, а за правильные ответы будем получать зерно- знания. А все зёрна –знания мы передадим Иванушке, чтобы он был умным мальчиком. Вы согласны? (Дети берут из корзины мешочки и надевают на шею)
- Поиграем в игру «Продолжи пословицы».
1. Кто много читает, (тот много знает).
2. Любишь кататься (люби и саночки возить)
3. Без труда не выловишь (и рыбку из пруда)
4. Как аукнется, (так и откликнется)
5. Вместе тесно, (а врозь скучно)
6. При солнце тепло, (а при матери добро)
7. Делу время, (а потехе час)
8. Поспешишь (людей насмешишь)
9. Труд кормит, ( а лень портит)
10. Век живи, (век учись).
(За правильный ответ ребёнок получает зерно- знания)
- А что же здесь на дне корзины? (достаю клубок)
Клубочек верный путь нам укажет и к Ване дорожку прямую покажет!
Я называю один предмет, а вы много.
1. Свеча- свечи
2. Лучина – лучины
3. Лапоть- лапти
4. Ухват- ухваты
5. Сундук- сундуки
6. Ступка- ступки
7. Веретено- веретёна
8. Рушник- рушники
9. Кочерга- кочерги
10. Галоша- галоши
(За правильный ответ ребёнок получает зерно- знания)
Дружно встанем полукругом и споём «К нам гости пришли».
- Хоть играй ты тут, хоть пой, где- то ж бродит братец мой?!
(Не печалься Алёнушка, мы тебе поможем братца найти)
Может в этом домике мой братец? Проходите!!! (Дети проходят через обруч и садятся на стулья)
Сядем рядком, поговорим ладком.
- Как называется нарядная комната в русской избе? (Горница) Подели слово на части (Гор-ни-ца)
- Материал, из которого вырезали свистульки, дудочки? (дерево)
Подели слово на части (Де-ре-во)
- Как называется у русских домовой? (Доможил)
Подели слово на части (до-мо-жил)
- Приспособление для переноса воды? (Коромысло)
Подели слово на части (ко-ро-мыс-ло)
- С помощью какого устройства пряли шерсть? (Прялка)
Подели слово на части (Прял-ка)
- Что ставили с помощью ухвата в печь? (Чугунок)
Подели слово на части (Чу-гу-нок)
- В чём стирали вещи? (Корыто). Подели слово на части (Ко-ры-то)
- В чём хранили вещи? (Сундуке) Подели слово на части (Сун-дук)
- Как назывался прибор для измельчения мяса? (Сечка)
Подели слово на части (Сеч-ка)
- Как называлось полотенце? (Рушник)
(За правильный ответ ребёнок получает зерно- знания)
(Включается запись: Кто это так громко и звонко хлопает? Это мы. Это я, Иванушка, помогите мне непослушному превратиться из козлёночка в мальчика!)
Поможем ребята?
Поиграем в игру «Так бывает или нет?
- Дети ходят в детском саду в лаптях. (Нет, так не бывает, потому что лаптей сейчас нет. Дети ходят в детском саду в сандалиях.)
- Мама вытащила чугунок из печи ухватом. (Нет, так не бывает, потому что чугунка и ухвата сейчас нет. Мама убирает кастрюлю с печи прихватками).
- Пришли из детского сада и зажгли дома лучину. (Нет, так не бывает, потому что лучиной сейчас не пользуются, а используют электричество).
- Бабушка измельчила сахар в ступке. ( Нет, так не бывает, потому что ступки сейчас нет. Бабушка измельчает сахар в кофемолке).
- Дедушка принёс воду на коромысле. ( Нет, так не бывает, потому что вода сейчас бежит из водопроводного крана)
- Папа купил вещи и положил в сундук. ( Нет, так не бывает, потому что вещи сейчас убирают в комод, в плательный шкаф).
- Мама подогрела кашу в чугунке. ( Нет, так не бывает, потому что чугунка сейчас нет. Мама подогревает кашу в кастрюле).
- Сестра поставила нагревать утюг на печь, чтобы погладить бельё. ( Нет, так не бывает, потому что мы сейчас гладим электрическими утюгами.)
- Мама стирает вещи в корыте. ( Нет, так не бывает, потому что мама стирает сейчас в стиральной машине).
- Дети едят суп деревянными ложками. (Нет, так не бывает, потому что дети сейчас едят суп металлическими ложками)
- Бабушка измельчила мясо для пельменей сечкой. (Нет, так не бывает, потому что мясо сейчас измельчают на мясорубке).
(Выходит Иванушка): Спасибо Вам, ребятишки, девчонки и мальчишки! Ошибся я, не послушался Алёнушку, напился водицы и стал козлёночком! Всё хорошо, что хорошо кончается! Наша дружба спасла тебя!!!
Мы хотим подарить тебе мешочки мудрости, чтобы ты был умным и послушным мальчиком!!! (Дети одевают Иванушке мешочки- мудрости).
Большое спасибо вам, ребята, за помощь в поисках моего брата! Хочу вам предложить построить пирамиду из наших рук и сказать: Мне понравилось, как я…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Теремок"
На занятии дети способом моделирования учатся запоминать героев сказки....
Интегрированное занятия по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам»
ЗадачиОбразовательные:- Обогатить знания детей о русских народных сказках;- Учить узнавать сказку по заданию;- Вспомнить порядок появления героев в сказках;- Развивать речь, во...
Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности «Повторение русской народной сказки Колобок» для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Путешествие по русской народной сказке».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе:«Путешествие по русской народной сказке».Цель: разностороннее, осознанное повторение знаний и умений воспитанников с помощью комбинации в...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
Интегрированное занятие в средней группе "Путешествие по русским народным сказкам"
Интегрированное занятие в старшей группе....
Интегрированное занятие в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Интегрированное занятие в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»...