"Что за прелесть, эти сказки!" - по призведениям Александра Сергеевича Пушкина.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Зал оформлен декорациями сказок А.С. Пушкина. За ширмой около дуба на золотой цепочке сидит Кот, с ученым видом читает книгу "Сказки Пушкина". В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушкина. В центре портрет поэта. Оборудование: книга "Сказки Пушкина", костюмы для драматизации: Старика, Старухи, Золотой Рыбки, Семи Богатырей, Царевны-Лебедь, Князя Гвидона, Попа и Балды, Царицы с зеркальцем; предметы для игры по сказкам Пушкина: орешки белочки, корыто; аудиозаписи спокойной красивой музыки: фрагмент оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Пушкин не мог не написать свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки. Мы с вами читали много сказок А.С.Пушкина. Давайте их назовём.
За ширмой раздается мяуканье - голос или магнитофонная запись.
Ведущий(насторожившись): Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Вы говорите, что это там, за ширмой(Отодвигает ширму и все видят - кота).
Ведущий:Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?
Кот:Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой- нибудь Барсик или Мурзик. Я - знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо, налево. Удивительно! (обращается к залу): «Как вы меня сразу не узнали?».
Дети:Кот ученый! Из Лукоморья!
Кот:Ну, наконец-то! Люблю умных детей! Только, что это за Лукоморье такое?
Дети:У моря, на море!
Кот:Лук? Там, что лук растет у моря? Может быть и чеснок еще?
Ведущий:Уважаемый Кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. Нет, же. Лук там не растёт, из него стреляют.(ведущий достает лук и показывает детям). Посмотрите - он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье. Я правильно рассуждаю, ученый Кот?
Кот:Ставлю вам пять с плюсом. Между прочим, в наших ученых кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян.
Ведущий:А мы с ребятами тоже знаем, где находится остров Буян. Мы про него читали. Остров Буян лежит посреди моря-океана. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, писатели записывают. А знаете ли вы, уважаемый Учёный Кот, кто рассказывалсказки Пушкину, когда он был маленьким?
Кот:Конечно, знаю. Сказки маленькому Сашеньке Пушкину рассказывала его няня - Арина Родионовна.
Ведущий: Мы тоже знаем эти сказки и сегодня покажем их всем. Усаживайтесь поудобнее, уважаемый Учёный Кот и смотрите сказки.
(Дети уходят и переодеваются в театральные костюмы).
В зал, охая и вздыхая, входит Старуха. В руках у неё разбитое корыто.
Ведущий:Кто вы, бабушка? И что это за корыто?
Старуха: Ничего не помню! Хотя, постойте, кое-что начинаю вспоминать! Вроде бы жила я в какой-то книжке со стариком – недотёпой у самого синего моря, ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, а я день-деньской пряла свою пряжу. Только недавно я попала куда – то и полетела, и вдруг на полу оказалась, а сверху на меня вот это корыто свалилось. Вообще, выпала я из толстой книжки, и пришла сюда. Но, кто я такая, не знаю. Может вы мне, поможете?
Ведущий: Конечно, поможем. Присаживайтесь, отдохните, корыто своё поставьте и будьте гостей на нашем празднике.
Ведущий:А вы узнали, откуда эта бабушка?
Старуха:Да, я припоминаю какую-то рыбку. Чем - то она отличалась от других рыбок?
Ведущий: Рыбка была не простая, а золотая и выполняла все ваши желания.
А поймал эту рыбку ваш муж, опытный рыбак.
Старуха: Рыбак то он опытный, но во всём остальном такой - дурачина и простофиля! Что ни в сказке сказать, ни пером описать. Он с утра запропастился. Лишь бы он сюда явился. Задала бы трепака. Получил бы тумака!
Ведущий: Нет, бабушка, Ваш старик очень хороший, просто у него добрая душа. Мягкий характер. Вы на него не кричите, не ругайтесь – это не культурно! Вы же – литературная героиня. А когда он сюда придёт, вы с ним ласково, по – доброму заговорите. Спросите по – хорошему: « Ну, мой, милый старичок, поймал рыбку на крючок?».
Ведущий: Ой, спасибо, что научили меня. Я так и скажу ему (кричит): «Ну, мой, милый старичок. Поймал рыбку на крючок?».
Ведущий: Нет, надо ласково.
Входит Балда с инструментами (молоток, гвозди, пила).
Балда: Тары, бары, растабары… много всякого товару.
Подходите, не зевайте, подходите, покупайте!
Балда: Здравствуй, батька, ты далече...?
Поп: Недалёко, на базар, нужен кое – какой товар.
И к нему работник, чтобы был хороший плотник.
И обед сварить умел, за детишками смотрел.
Балда: Это всё мне по-плечу.
Поп: Но платить я не хочу.
Балда: Я готов служить и так.
В год три раза щёлкну по лбу.
Поп: Щёлк щелчку, конечно, рознь.
Может повезёт, авось!
Балда: Договорились!
( Балда исполняет на инструментах мелодию, а поп танцует в присядку).
В зал с гордым видом входит Царевна с зеркальцем.
Царица: «Свет, мой, зеркальце скажи, да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?».
(зеркальце не отвечает).
Царица его трясёт, трёт, дышит на него.
Царица: Ах, ты, глупое стекло! И молчишь ты мне назло! Подать мне трон!
Ведущий: Что это вы тут раскомандовались? Никакой культуры. У нас тут праздник, много гостей, а вы тут Царицу из себя воображаете. Командуете, кричите! Вот у нас уже есть один персонаж, тоже командовала и ни с чем осталась.
Царица: Подумаешь, персонаж! Да ещё с корытом! Вот потеха!
Старуха: Нечего зубы скалить. Ты вот кто такая?
Царица: Точно знаю, что я – Царица, а это моё волшебное зеркальце. Оно раньше умело говорить, а теперь почему – то молчит.
Ведущий: Вы догадались, уважаемый Учёный Кот, кто это такая? Из какой она сказки? А почему молчит зеркальце?
Кот: Да, я узнал её. Это Царица из «Сказки о мёртвой Царевне». С зеркальцем надо ласково разговаривать, а не кричать:
« Свет, мой, зеркальце, скажи. Да всю правду доложи…»
Ведущий:Запомнили, уважаемая, Царица? Присаживайтесь на нашем празднике.
В зал величаво входит, как бы вплывает Царевна – Лебедь.
Ведущий: Милости просим, Царевна – Лебедь.
Царевна: Разве вы меня узнали?
Ведущий: Да, вас все знают. Вы любимая всеми героиня из «Сказки о Царе Салтане».
Царевна: Да, да, я что – то припоминаю… Князь Гвидон …?
- Это ваш жених, возможно вы с ним встретитесь скоро. Ведь вы тоже литературный персонаж, как вот эта Старуха и Царица. Проходите и присаживайтесь.
Входит Незнакомец.
Князь Гвидон: Принимайте мой поклон (кланяется).
Ведущий: Кто вы, витязь?
Князь Гвидон: Князь Гвидон!
Царевна: Здравствуй, князь ты мой, прекрасный! Что же тих, как день ненастный? Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть тоска меня съедает. Люди женятся, гляжу, не женат лишь я хожу!
Царевна: А кого же на примете ты имеешь?
Князь Гвидон: Да на свете, говорят, Царевна есть.
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает.
Ночью – землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава.
Выступает словно пава.
Только, полно, правда ль это?
Царевна: Да, такая есть девица.
Знай, близка судьба твоя.
Ведь Царевна эта – я!
Ведущий:Вот и встретились ещё два литературных персонажа.
Уважаемый, Учёный Кот, вы узнали этих героев сказки? Из какой они сказки?
Кот: Эти герои из «Сказки о Царе Салтане…»
Робко, напевая: « Во саду, ли, в огороде….» входит Белочка. На шее у неё ожерелье из орешков.
Ведущий: Вы куда? Здесь вам не лес. Тут литературные персонажи! Куда вы идёте?
Белочка: А я тоже персонаж!
Ведущий: Из какой сказки этот персонаж?
Кот:Это Белочка – Затейница из «Сказки о Царе Салтане…».
Белочка: Я выпала из книжки. А я очень люблю петь, послушайте мою песенку и потанцуйте со мной.
Белочка поёт песенку «Во саду ли, в огороде…».
В зал входят три девицы, садятся на лавку.
Ведут разговоры:
1 девица: «Кабы я была царица, то на весь крещённый мир.
Приготовила бы пир...!»
2 девица: «Кабы я была царица, то на весь бы мир одна.
Наткала бы полотна..!»
3 девица: «Кабы я была царица, я б для Батюшки Царя, родила б богатыря!»
Исполняют песню «Ой, ты, прялица, ты, прялица, моя…».
В зал входят 7 богатырей.
Все вместе- Кто здесь говорит про богатырей?
1богатырь: Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво.
2 богатырь: Кто-то терем прибирал, да хозяев поджидал?»
3 богатырь: Кто же? Выдь и покажися, с нами честно подружися.
4 богатырь: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек.
5 богатырь: Коли парень ты румяный, братец будешь нам названый.
6 богатырь: Коль старушка, будь нам мать, так и станем величать.
7 богатырь: Коли красная девица, будь нам милая сестрица.
Исполняется танец «Богатырская сила».
Старуха:«Ну, вот все герои сказок здесь, а моего Старика нет. Не случилось ли с ним чего? Как бы узнать?
Ведущий: А вы, бабушка, возьмите зеркальце и спросите у него:
«Свет, мой, зеркальце, скажи.
Да всю правду доложи:
«Где мой милый Старичок?».
Зеркальце (запись):
«Ловит рыбку на крючок. Скоро ты его увидишь. И надеюсь, не обидишь!».
Входит Старичок.
Старуха: Ну, мой милый, Старичок, поймал рыбку на крючок?
Старик: Что случилось, не пойму! Дай – ка, я глаза протру.
Никогда так не бывало, доброй вдруг Старуха стала?!
Старуха: А где же рыбка, которую ты поймал?
Старик: Здесь она. Государыня - Рыбка, появись, покажись!
Входит Золотая Рыбка (исполняет танец).
Золотая Рыбка: Чего тебе надобно, Старче?
Старуха: Чего, чего! Нам много чего надо!
Ну, во – первых, корыто, добротный дом, чтоб я была Царицей!
Ведущий: Постойте, опять вы за своё, уважаемая Старуха! Из-за жадности вы опять останетесь в бедной землянке и с разбитым корытом.
Ведущий: Мне кажется, что надо отпустить в море Золотую Рыбку, пусть резвится на воле со своими подружками.
Золотая Рыбка: Спасибо, за вашу доброту! А за то, что вы меня отпустили, я исполню три желания – для Белочки, для Старухи, для князя Гвидона.
Белочка:(желает волшебных орешков).
Старуха:(желает новое корыто).
Князь Гвидон:(жениться на Царевне – Лебеди).
Золотая рыбка- Я исполняю ваши желания, но вы назовите, кто написал такие замечательные сказки?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Золотая Рыбка раздаёт всем подарки.
Кот Учёный благодарит детей за знания и дарит им книгу «Сказки А.С.Пушкина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"
Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...
Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.
Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Литературно-музыкальная композиция по сказкам Александра Сергеевича Пушкина «Сказка за сказкой»
Мишина Татьяна Александровна Воспитатель МКДОУ детский сад «Теремок» ...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина»
Предлагаем вам отправиться в страну, где живут сказки А.С.Пушкина...
Сценарий досуга, посвященный сказкам Александра Сергеевича Пушкина в старшей и подготовительной группах
Литературный досуг для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посвященный творчеству поэта А.С. Пушкину...
Презентация для родителей по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
laquo;Сказка о царе Салтане»: интересные факты. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина традиционно отмечается Пушкинский день – праздник поэзии и русского языка.Предлаг...