Конспект НОД "Истоки диалога"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Баширова Римма Айратовна

Программное содержание:

            Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостоятельно разрешать конфликты. Учить детей понимать друг друга, замечать в друзьях положительные качества характера анализировать поведение свое и окружающих, посредством игр и упражнений, способствующих сплочению детского коллектива.  Опираясь на жизненный опыт детей, уточнить моральные представления о том, что такое  «дружба».

            Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать  логическое мышление,учить понятно высказывать свою точку зрения, делать умозаключения, выводы.  Содействовать формированию диалогической, монологической  (связной речи детей): развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника, желание принимать участие в беседах. Закрепить знания детей знакомых сказок, рассказов, пословиц и поговорок. Учить детей отвечать полным распространенным предложением, составлять небольшой рассказ из личного опыта.

Словарная работа: Обогащение: мне очень приятно, живут не тужат, братство, ссора, обидно, настроение, пожалуйста, сердце. Активизация: друг, подруга, дружные ребята, портрет, подарок.

            Развивать память, слуховое внимание, воображение, творческие способности, мимику.

Формировать желание участвовать в коллективных играх, создать положительный               эмоциональный настрой.

            Воспитывать дружеские взаимоотношения, заботу, желание помогать друг другу, делать приятные сюрпризы, культуру речевого общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nado_li_uchitsya_druzhbe__konspekt.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по познавательно-речевой деятельности «Истоки диалога»

в старшей группе №13 «Рябинка»

Тема:                              «Надо ли учиться дружбе?»

Подготовила

и провела:                      Баширова Р.А.

Дата проведения:               31.01.2006.

МДОУ детский сад «Танюша»

г.п. Федоровский.

2006 г.

Используемая литература:

  1. Дошкольный возраст: Формирование доброжелательных отношений. Е. Смирнова,         В. Холмогорова.// Дошкольное воспитание. 2003, № 9
  2. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., «Владос», 2000.
  3. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. /                С. О. Николаева. М., «Владос», 2004.
  4. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. / Е. А. Алябьева. М., ТЦ «Сфера», 2002.
  5. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. /

      В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.

  1. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи./В. Н. Волчкова,         Н. В. Степанова. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо. / В. Н. Волчкова,                       Н. В. Степанова. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.
  3. Культура общения дошкольников. / Г. П. Лаврентьева. Киев, «Радянська школа», 1988.
  4. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М. М. Алексеева,

      В. И. Яшина. М., «Академия», 1998.

  1. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: Занятия с элементами психогимнастики. /            Г. Н. Жучкова. М., 2001.
  2. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Н. В. Дурова. М., «Мозаика-Синтез», 2000.
  3. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ./ В. Я. Зедгенидзе. М., «Айрис пресс», 2005.
  4. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Старшая группа /    

      Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. М., «Вако», 2005.

  1. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет./ М. Ю. Картушина. М.,ТЦ «Сфера»,2004.
  2. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. Серия: Азбука развлечений. /   О. Н. Козак. СПб., «Издательство Союз», 2000.
  3. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д. Маханева. М., ТЦ «Сфера», 2001.
  4. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. / А. А. Максимова. М., ТЦ «Сфера», 2005.

Программное содержание:

        Развитие коммуникативных навыков детей: умение ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостоятельно разрешать конфликты. Учить детей понимать друг друга, замечать в друзьях положительные качества характера анализировать поведение свое и окружающих, посредством игр и упражнений, способствующих сплочению детского коллектива.  Опираясь на жизненный опыт детей, уточнить моральные представления о том, что такое  «дружба».

        Обогащать и активизировать словарь детей. Развивать  логическое мышление, учить понятно высказывать свою точку зрения, делать умозаключения, выводы.  Содействовать формированию диалогической, монологической  (связной речи детей): развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника, желание принимать участие в беседах.  Закрепить знания детей знакомых сказок, рассказов, пословиц и поговорок. Учить детей отвечать полным распространенным предложением, составлять небольшой рассказ из личного опыта.

Словарная работа: Обогащение: мне очень приятно, живут не тужат, братство, ссора, обидно, настроение, пожалуйста, сердце. Активизация: друг, подруга, дружные ребята, портрет, подарок.

        Развивать память, слуховое внимание, воображение, творческие способности, мимику.

Формировать желание участвовать в коллективных играх, создать положительный               эмоциональный настрой.

        Воспитывать дружеские взаимоотношения, заботу, желание помогать друг другу, делать приятные сюрпризы, культуру речевого общения.

Предварительная работа.

        Беседы с детьми: «Что значит быть добрым и заботливым», «О культуре поведения»,   «О вежливости», «О хороших поступках», «О дружбе и взаимопомощи», «О добром поступке».

        Чтение художественных произведений (отрывков из произведений): «Речные камешки» А.Седугин, «Незнайка и его друзья» Н. Носов, «Кубик на кубик» Я.Тайц, «Заботливая подруга» Н. Дурова, «Два товарища» Л. Толстой, «Вместе тесно, а врозь скучно»                  К. Ушинский, «Волшебное слово» В. Осеева.

        Заучивание стихотворений о дружбе, песен: «Дружба», «Улыбка».

        Знакомство с пословицами и поговорками по темам «Дружба», «Вежливые слова», «Хорошие поступки». Пословицы и поговорки: «Друг познается в беде», «Дружба и братство дороже всякого богатства», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Там, где дружат, живут не тужат».

        Разучивание игр: «Пусть делают все так, как я», «Большое сердце».

        Рассматривание проблемных ситуаций из жизни детей нашей группы.

        Аппликация «Сердце». Закрепить умение детей вырезывать предметы округлой формы.

        Знакомство детей с «Ковриком мира».

        

Материалы к занятию.

Мягкая игрушка «Сердце».

Плоскостной герой Незнайка.

Схематичные рисунки «Портрет друга».

Простые карандаши

Картонные сердечки.

Коврик мира.

Книжки - раскраски.

Этапы занятия

Ход занятия

Работа с детьми

  1. Начало занятия:

Письмо.

Дети заходят, приветствуют гостей.

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Вам хочется узнать от кого письмо? 

Воспитатель достает из конверта изображение Кисточки и кассету, предлагает ее послушать.

Содержание записи:

«Здравствуйте мои маленькие художники. Я - Кисточка. Предлагаю вам посетить страну Искусств, вернисаж живописи.  Но сначала вы должны ответить на мои вопросы.

 А я приду чуть попозже, ждите меня. Отвечая на вопросы, будьте особенно внимательны.»

Вопросы в конверте.

  1. Как можно назвать страну Искусств?
  2. Какие виды искусства вы знаете?
  3. Чем можно рисовать?

Создание условий для психологического и эмоционального  комфорта детей. Вызвать интерес детей.

Ответы детей.

Ответы детей: вернисаж, музей.

Музыка, кино, танцы, картины, поэзия.

Карандашами, красками, мелом, фломастерами и т.д.

2. Сюрпризный момент. Приходит Кисточка.

 Воспитатель.

       Ребята, вы слышите, кто-то звонит  в колокольчик.… Это  наша гостья, знакомьтесь это Кисточка.

   Кисточка:

 Колокольчик позвони,

 В вернисаж нас пригласи.

- Что изображено на картинах, которые расположены справа? (Правильно портреты.)

Вот портрет нарисованный простым графитным карандашом. Это графика. Если художник изображает сам себя, то это называется автопортрет. Можно ли по выражению лица на портрете узнать настроение человека? Каким может быть выражение лица? (Ответы детей: грустное, веселое, доброе, спокойное, испуганное, ласковое и т.д.)

- Посмотрите внимательно на всех ли картинах один жанр?

Ответы детей.

- А где висят натюрморты?

(Мы снимем натюрморт и выставим его ко всем натюрмортам)

- Что художники изображают на натюрмортах?

(Ответы детей. Фрукты, вазы с цветами, посуда).

- Посмотрите внимательно все ли картины можно отнести к натюрмортам? Что здесь лишнее? Куда надо отнести эту картину?

- А к какому жанру относятся картины, на которых изображена природа?    

Мотивация.

Создать условия для поднятия эмоционального настроя детей. Развивать эстетический вкус.

3. Физкультминутка.

Мальчик стать художником мечтал,

Поэтому он всюду рисовал.

Ручкой на листе вот так,

Кистью на холсте вот так.

Карандашиком на парте,

А мелками на асфальте.

Сапогами на снегу,

Коньками он чертил на льду.

Разводил в ведре известку,

Потолок белил он щеткой.

Размешал он палкой краску,

Кистью все вокруг покрасил.

Хоть мальчишка не художник,

Но маляр отличный все же.    

4. Беседа о дружбе.

    Ребята, давайте поможем нашему герою понять, как можно научиться дружить. Поделимся с ним личным опытом, поговорим с вами о своих друзьях, без которых на свете жилось бы грустно.  

     Как вы понимаете слово «Дружба»?

    Как поступают добрые друзья?

    Кого можно назвать своим другом?

(Индивидуальные ответы и рассказы детей из личного опыта о друзьях)

    Что Вы любите делать вместе со своими друзьями?

      Опираясь на жизненный опыт детей, уточнить моральные представления о том, что такое дружба, кого называют друзьями.  И что нужно делать, чтобы быть настоящим другом.

     Развитие монологической, диалогической речи детей (связной речи), закрепление умения составлять рассказ из личного опыта. Развивать желание участвовать в коллективных беседах.

Индивидуальные и коллективные ответы детей.

(мы вместе с друзьями любим играть, гулять, заниматься, встречаться).

6. Решение проблемных ситуаций.

1).  Твой друг во время игры порвал нечаянно тебе куртку. Что ты ему скажешь? А как он поступит?

2). Данил ушиб ногу, ему тяжело идти. Как вы поступите?

3).  Вы поссорились с подругой, и уселись по углам…

4). Дети пошли одеваться на прогулку. Сережа зашел в раздевалку и увидел, что Наташа не одевается. «Почему ты не одеваешься? – спросил он у нее.  «У меня палец болит, и я не могу застегнуть кофту», - ответила Наташа.

     Как ты думаешь, что будет дальше?    

    А как бы ты поступил?

    Как вы понимаете пословицу: «Человек без друзей, что дерево без корней»».

     Какие поговорки и пословицы вы еще знаете?

    А стихотворения о дружбе?

     В каких произведениях герои помогают друг другу?

   Учить детей понимать друг друга, ориентироваться в различных ситуациях при общении, самостоятельно разрешать  конфликты.

      Совершенствовать связную речь.

      Развивать память. Помочь детям вспомнить знакомые произведения о дружбе, стихотворения,  пословицы и поговорки.

      Воспитывать заботу, прививать доброжелательные  отношения к сверстникам.

     

    Учить анализировать поведение свое и окружающих, высказывать свою точку зрения полными, распространёнными предложениями.

7. Игра «Цветочек»

    Дети, а теперь мы поиграем в  игру «Цветочек».  

   Учить играть дружно.

    Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Формировать желание участвовать в коллективных играх.

8. Упражнение «Настроение».

(на развитие мимики).

    У вас ребята веселое настроение. А теперь грустное. Вы обижены. Спокойствие на лице. Разозлились. Виноваты. Радость.

  Теперь с радостным настроением мы продолжим.

Развитие мимических мышц лица.

   

9. Дорисуй портрет друга.

               

     

   Дорисуем портрет друга, отобразим эмоциональное настроение.

    Ребята, скажите, что такое портрет? Правильно – это изображение человека.  

    Кого ты будешь рисовать, Инна? А почему ты её выбрала? (индивидуальное собеседование с детьми)

    Развивать в детях способность вглядываться в  лицо друга, различать  его настроение.

Учить отображать в рисунке настроение друга.

 

 Развивать творческие способности.

10. Рассматривание рисунков Незнайкой.  

   Незнайка рассматривает рисунки детей, расспрашивает 2-3 ребенка, почему он нарисовал именно его.

  Незнайка: «Я теперь  понял, что такое дружба  и тоже буду стараться дружить. Обязательно извинюсь перед друзьями».

   А вы ребята, будьте всегда такими дружными, помогайте друг другу.

  Способствовать сплочению детского коллектива.

Содействовать формированию диалогической, монологической  (связной речи детей): развивать умение слушать и понимать речь взрослого и сверстника, желание принимать участие в беседе.

11. Итог занятия.

 «Большое сердце»

Дети стоят в кругу.

Итог занятия

Спасибо, Незнайка, за пожелание. Давайте, друзья мои, встанем тесным кругом, положим руку на свое сердце и прислушаемся, как оно бьется.   А теперь возьмемся  за руки, зарядим своё сердечко…

- Мы одно большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад.

 А теперь, ребята, я предлагаю вам подарить частичку своего сердца, тому, кому вы пожелаете и друзьям, и гостям. (Дети дарят сердечки). Дети рассказывают Незнайке, чем они сегодня занимались на занятии.

Незнайка: «В благодарность за ваш урок я вам  дарю раскраски».

  Дети поют песню         Пляцковского «Дружба», уходят. 

      Формировать чувство единения.

      Дыхательная гимнастика.

      Вызвать желание у детей сделать окружающим  и близким людям приятное.

Развивать внимание детей,

учить сочетать слово с движением.

Воспитание нравственных качеств: дети благодарят друг друга за подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Монолог и диалог. Вежливые слова.

Дать детям понятие об основных видах человеческой речи: монологической и диалогической, учить узнавать на примерах художественной литературы монолог и диалог....

Конспект совместной речевой деятельности взрослого и детей подготовительной группы в форме открытого диалога «Музей впечатлений»

Материал направлен на формирование  у детей интереса к изучению истории  и культуры родного города,способствует развитию у дошкольников умения передавать окружающим позитивную и полезную инф...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"

Конспект  индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....

Конспект развивающего диалога с детьми по ритмике

Конспект развивающего диалога с детьми по ритмике...

Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Мне очень понравился конспект, мне как раз нужен и подходит для моей темы,возьму в копилку.

Отличный конспект!