Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»
план-конспект занятия
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_primeneniya_effektivnyh_form_raboty_s_detmi.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Белоснежка»
Конспект методического диалога
«Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»
Педагог-наставник: Банщикова Ю.С.
Мегион-2023
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.
Оборудование: мультимедийная установка
Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни.
На слайде представлены основные формы работы с детьми для реализации задач социально-коммуникативного развития. Все эти формы важны и, несомненно, нужны.
Но… Надо отметить, что из опыта работы наиболее эффективной формой с детьми, направленной на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников является моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Моделирование ситуаций объединены между собой на основе сюжета, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более). Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре, а так же вносит положительную окраску. Модуль включает в себя комплексные занятия по всем видам деятельности. Дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Я предлагаю вам сегодня смоделировать и разобрать несколько игровых ситуаций.
1. Ситуация (пригласить 3 педагогов)
Однажды мама зашла в магазин, а я остался на улице один. Ко мне подошёл незнакомец. Он предложил мне сладости и пригласил с ним погулять. Я отказался, и хотел уйти, но он крепко схватил меня за руку. Мне стало страшно, я заплакал и громко позвал маму. На мой крик выбежала мама, и незнакомец быстро ушёл, я всё рассказал маме. Она меня похвалила и сказала, что я молодец, но я не понял, почему.
Вопрос педагогам: К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе) Почему мальчик не понял, за что его похвалила мама? Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?
ответы педагогов
Моделируя подобные ситуация чему мы учим детей?
Формируем у обучающихся навык безопасной жизнедеятельности, правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). А также тем самым предупреждаем возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один на улице. Способствуем воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
2. Ситуация (пригласить 3 педагогов)
Сижу я один дома и играю. Вдруг кто-то позвонил в дверь. Мне захотелось открыть, но когда я посмотрел в глазок, то увидел чужого человека… (Тут пришла мама, и чужой человек убежал.)
Вопрос педагогам: К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе). Как бы вы поступили в данной ситуации? Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?
Данной ситуацией мы формируем у воспитанников навык безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). А также помогаем предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме
3. Ситуация (пригласить 1 педагога)
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами…
Вопрос педагогам: К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе). Ваши действия? Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?
4. Ситуация (пригласить 2 педагога)
Празднование праздника 9 мая. Петю и Васю родители взяли на парад. На грудь прикололи георгиевские ленточки. Петя с гордостью пронес ленту на груди весь парад, а Вася по ходу движения в колоне сорвал ее и бросил в толпу…
Вопрос педагогам: К какому из 4 направлений отнесем данную ситуацию? (Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста). Ваши действия? Какие формы работы помимо моделирования для решения этой ситуации можно применить?
Моделированием данной ситуацией мы знакомим детей с символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Таким образом, мы должны стремиться к тому, чтобы социально-коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть сложившейся ситуацией.
Следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»
Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...
«Коллективные формы работы с детьми как средство социально-коммуникативного развития». Презентация выступления для методического объединения в ДОУ
Презентация о значении коллективных форм работы с детьми...
Методические рекомендации для педагогов по изготовлению нетрадиционных видов театра, направленных на социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Консультация для педагогов...
Мастер – класс с педагогами на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Мастер – класс с педагогами на тему«Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное развитие дошкольников»ЦЕЛЬ: знакомс...
Мастер-класс "Эффективные формы работы с детьми, направленные на индивидуализацию образовательной деятельности"
laquo;Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию....
Методическая разработка "Консультация для педагогов "Включение игр с кинетическим песком в процесс эффективных форм работы с детьми в рамках образовательных областей"
Использование игр с кинетическим песком в образовательной деятельности с детьми...
Эффективные формы работы с детьми Младшего и среднего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, ...