Тема: «Общие основы формирования связной речи детей с ОНР III уровня».
материал по развитию речи (старшая,подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема:
«Общие основы формирования связной речи
детей с ОНР III уровня».
(по В.П.Глухову Формирование связной речи детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи).
Полной и точной формой отображения окружающего мира является связная речь. Связная речь – речевая деятельность человека в процессе решения задач речевой коммуникации.
Речевая деятельность определяется в современной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного взаимодействия людей между собой. Предметом речевой деятельности является мысль на выражение, которой направлены говорение и письмо. Средством осуществления речевого общения является язык и языковая система (слова с их значением и синтаксис – правила сочетания, объединение слов..). (смотрите схему «Мысль – источник речи»).
О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний свидетельствуют данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов. Поэтому важную роль играет работа по развитию речи в дошкольном возрасте. Особого внимания требуют дети с общим недоразвитием речи.
1 период (сентябрь – ноябрь) – составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, по картинкам, подготовка к составлению коротких рассказов.
2 период (декабрь – март) – совершенствовать навыки ведение диалога, обучать составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.
3 период (апрель - июнь) – совершенствовать навык ведения диалога и навыков рассказывания. Обучать составлению рассказа по теме (с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов). Развивать самостоятельную связную речь детей.
На втором году обучения особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературного произведения, составление сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико- грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, экскурсии, прогулки).
Развитие монологической речи осуществляется на логопедических занятиях по формированию связной речи и на воспитательских занятиях по родному языку и на предметно- практических занятиях.
К основным методам обучения детей монологической речи относят – высказывания по наглядному восприятию, пересказ прослушанного текста, рассказывание (о реальных событиях, предметах, по картинкам..) и устное сочинение по воображению.
Рассказы (психологическая основа):
по восприятию – описания предметов, рассказы по картинам, пересказ;
по памяти – коллективный, индивидуальный опыт детей;
творческое рассказывание.
По форме классифицируются – описательные и сюжетные.
По содержанию – фактические и творческие.
Общие принципы обучения – построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, речевой образец педагога, применение игровых приёмов, наглядность, выбор методов и приёмов с учётом задач обучения детей родному языку и подготовке к школе.
Задачи по обучению рассказыванию:
- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
- Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов(восприятия, памяти, воображения, мышления) тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения.
- Формирование у детей навыков построения развёрнутых высказываний:
усвоение норм построения (тема, последовательность, логическая
связь, завершённость);
планирование высказываний, обучение выделению главных смыс-
ловых звеньев;
обучение лексико-грамматическому оформлению.
Принципы логопедического воздействия по формированию грамматически правильной речи:
- Опора на развитие речи в онтогенезе.
- Овладение основными закономерностями гр. строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
- Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – гр. строем, словарём..
Задачи при обучении грамматически правильной речи: коррекционное формирование языковых средств построения высказываний; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями; обеспечение достаточной речевой практики.
Основная форма работы логопедические занятия (5-6 человек). В зависимости от периода обучения 1-3 раза в неделю, в утренние часы по 20-30 минут.
Мысль - источник связной речи
Язык и языковая система
Формирование
Формулирование
Внешняя
устная
Внешняя
письменная
Внутренняя
речь
Внешний способ формирования и форму- лирования мысли и передача информации
Диалогическая речь
Полилогическая речь
Монологическая
речь
Слова с их значением
Синтаксис
нормы, правила
Единицы языка
Слово
Предложение
Текст
Базовые «строительные»
элементы
Фонемы
Морфемы
Полноценное восприятие и адекватная передача мысленного содержания
Реп-лики
Цепь последовательных речевых реакций
Чередование вопросов, ответов или беседа двух, нескольких участников
Общность восприятия, ситуации, знание предмета.
Языковые средства
Средства интонационной выразительности
Не вербальные
функции
Высказывания
Исчерпывающее раскры-
тие темы
Смысло-
вая законченность
Струк-турное единство
Связная речь одного лица
Односторонний и непрерывный характер высказывания
Целенаправленная передача информации
Развёрнутость логичность
Ограничение в употреблении
невербальных средств
Ориенти -ровка на слушателя
Описание, повествование, рассуждение
Логико-смысло-вая организация
(связь с темой, задачами):
а)предметно-смы-словая – отражение действий их связь и отношения;
б)логическая- изложение мысли.
Последователь-ность
Временных, про- странственных, причинно-следственных, качественных отношений
Связность
смысловая связь м/у частями рас-сказа, логико-гра
мматич. м/у пред
ложениями и законченность мысли говоря –щего.
Мысль (говорение, письмо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...

"ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Статья: "Психологические основы развития связной речи детей"
В статье рассматриваются психологические основы развития связной речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и со...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей
Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....
«Формирование связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок».
Выступление на городском МО....