Тема: «Общие основы формирования связной речи детей с ОНР III уровня».
материал по развитию речи (старшая,подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема:
«Общие основы формирования связной речи
детей с ОНР III уровня».
(по В.П.Глухову Формирование связной речи детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи).
Полной и точной формой отображения окружающего мира является связная речь. Связная речь – речевая деятельность человека в процессе решения задач речевой коммуникации.
Речевая деятельность определяется в современной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного взаимодействия людей между собой. Предметом речевой деятельности является мысль на выражение, которой направлены говорение и письмо. Средством осуществления речевого общения является язык и языковая система (слова с их значением и синтаксис – правила сочетания, объединение слов..). (смотрите схему «Мысль – источник речи»).
О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний свидетельствуют данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов. Поэтому важную роль играет работа по развитию речи в дошкольном возрасте. Особого внимания требуют дети с общим недоразвитием речи.
1 период (сентябрь – ноябрь) – составление простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, по картинкам, подготовка к составлению коротких рассказов.
2 период (декабрь – март) – совершенствовать навыки ведение диалога, обучать составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.
3 период (апрель - июнь) – совершенствовать навык ведения диалога и навыков рассказывания. Обучать составлению рассказа по теме (с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов). Развивать самостоятельную связную речь детей.
На втором году обучения особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературного произведения, составление сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико- грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, экскурсии, прогулки).
Развитие монологической речи осуществляется на логопедических занятиях по формированию связной речи и на воспитательских занятиях по родному языку и на предметно- практических занятиях.
К основным методам обучения детей монологической речи относят – высказывания по наглядному восприятию, пересказ прослушанного текста, рассказывание (о реальных событиях, предметах, по картинкам..) и устное сочинение по воображению.
Рассказы (психологическая основа):
по восприятию – описания предметов, рассказы по картинам, пересказ;
по памяти – коллективный, индивидуальный опыт детей;
творческое рассказывание.
По форме классифицируются – описательные и сюжетные.
По содержанию – фактические и творческие.
Общие принципы обучения – построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей, речевой образец педагога, применение игровых приёмов, наглядность, выбор методов и приёмов с учётом задач обучения детей родному языку и подготовке к школе.
Задачи по обучению рассказыванию:
- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
- Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов(восприятия, памяти, воображения, мышления) тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения.
- Формирование у детей навыков построения развёрнутых высказываний:
усвоение норм построения (тема, последовательность, логическая
связь, завершённость);
планирование высказываний, обучение выделению главных смыс-
ловых звеньев;
обучение лексико-грамматическому оформлению.
Принципы логопедического воздействия по формированию грамматически правильной речи:
- Опора на развитие речи в онтогенезе.
- Овладение основными закономерностями гр. строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
- Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – гр. строем, словарём..
Задачи при обучении грамматически правильной речи: коррекционное формирование языковых средств построения высказываний; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями; обеспечение достаточной речевой практики.
Основная форма работы логопедические занятия (5-6 человек). В зависимости от периода обучения 1-3 раза в неделю, в утренние часы по 20-30 минут.
Мысль - источник связной речи
Язык и языковая система
Формирование
Формулирование
Внешняя
устная
Внешняя
письменная
Внутренняя
речь
Внешний способ формирования и форму- лирования мысли и передача информации
Диалогическая речь
Полилогическая речь
Монологическая
речь
Слова с их значением
Синтаксис
нормы, правила
Единицы языка
Слово
Предложение
Текст
Базовые «строительные»
элементы
Фонемы
Морфемы
Полноценное восприятие и адекватная передача мысленного содержания
Реп-лики
Цепь последовательных речевых реакций
Чередование вопросов, ответов или беседа двух, нескольких участников
Общность восприятия, ситуации, знание предмета.
Языковые средства
Средства интонационной выразительности
Не вербальные
функции
Высказывания
Исчерпывающее раскры-
тие темы
Смысло-
вая законченность
Струк-турное единство
Связная речь одного лица
Односторонний и непрерывный характер высказывания
Целенаправленная передача информации
Развёрнутость логичность
Ограничение в употреблении
невербальных средств
Ориенти -ровка на слушателя
Описание, повествование, рассуждение
Логико-смысло-вая организация
(связь с темой, задачами):
а)предметно-смы-словая – отражение действий их связь и отношения;
б)логическая- изложение мысли.
Последователь-ность
Временных, про- странственных, причинно-следственных, качественных отношений
Связность
смысловая связь м/у частями рас-сказа, логико-гра
мматич. м/у пред
ложениями и законченность мысли говоря –щего.
Мысль (говорение, письмо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...
"ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Статья: "Психологические основы развития связной речи детей"
В статье рассматриваются психологические основы развития связной речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и со...
Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей
Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....
Моделирование как основа развития связной речи детей дошкольного возраста
Моделирование как основа развития связной речи детей дошкольного возраста...