"ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_svyaznaya_rech.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Добрянский детский сад № 19 учитель- логопед Омышева К.В.
«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ»
Библиографическое описание: 1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. /
Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу Дефектология. - 1989. - № 1. - С.69-76.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.
Недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы, отсутствие методических рекомендаций, пособий создает трудности в работе учителя-логопеда. Однако, если логопед будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
На базе МБДОУ №19 г.Добрянка. Один раз в неделю по 20 минут Проходят занятия по обучению рассказыванию для детей старшего возраста с ОНР III уровня
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада" и др.
Исходя из этого, учебная и внеучебная работы по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями подготовительных групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.
Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.)и устному сочинению по воображению.
Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (Ш уровень речевого развития) в процессе разных занятий по обучению рассказыванию.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ
Цель занятия | Виды заданиий |
Обучение пересказу | Рисование на тему (Сюжет)пересказываемого произведения с последующем составлением рассказов по выполненным рисункам Игры драматизации на сюжет пересказываемого произведения |
Восстановление «Деформированного» текста в последующем его пересказам 1.Постоновка в текст пропущенных слов, словосочетаний 2.Востоновление последовательности предложений Составление творческих пересказов-с заменой действующих лиц, изменение обстоятельств в сюжете и т. д Обучению рассказыванию по картине | Придумывание названия к картине или серии картин" а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию" изображенному на картине (их серии). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение "Угадай-ка", (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине" но не показанного фрагмента" закрытого экраном.) |
Обучение описанию предметов | Игра-упражнение "Узнай" что это!" (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Больница», «Магазин»,Пропал щенок и другие) |
Занятия, предусмотренные перспективным планом для развития связной речи
Вид занятия | Количество занятий |
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин | 5занятий |
Пересказ с использованием опорных сигналов | 4 занятия |
Составление рассказа с элементами творчества по серии сюжетных картин | 4 занятия |
Составление рассказа по одной сюжетной картине | 3 занятия |
Составление описательных рассказов с использование схем | 5 занятий |
Творческое рассказывание | 3 занятия |
Как показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.
В результате проведенных занятий было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний, а так же лексико-грамматического оформления. Отмечено, что дети стали включать элементы описания в другие виды развернутых высказываний –при пересказе, составление рассказов на тему из личного опыта
Опыт проведенной работы свидетельствует о целесообразности комплексного использования различных приемов и форм обучения связной описательной речи старших дошкольников с ОНР в тесной связи с реализацией задач их общего развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Общие основы формирования связной речи детей с ОНР III уровня».
Консультация для логопедов и воспитателей...
Конспект занятия по формированию связной речи у дететй с ОНР старшего дошкольного возраста "Проделки зимушки-зимы"
У ребят с Общим недоразвитием речи проблема носит системный характер. Логопеды в своей практике сталкиваются с самымми разными вариантами по...
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
формирование связной речи у детей с ОНР...
Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...