Статья: "Психологические основы развития связной речи детей"
статья по развитию речи

Смирнова Лариса Алимпьевна

В статье рассматриваются психологические основы развития связной речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. При этом речь имеет полифункциональный характер. Среди выполняемых ею функций можно отметить такие как коммуникативная, номинативная (слово – средство обозначения предмета), интеллектуальная и многие другие. Все функции речи тесно взаимосвязаны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osnovy_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey.docx59.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы развития связной речи детей

     Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную речь, а устная – на монологическую и диалогическую речь.

Под связной речью понимается не просто последовательность, состоящая из слов и предложений, связная речь – это последовательность связанных между собой мыслей, которые выражаются точными словами в правильно построенных предложениях.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. При этом речь имеет полифункциональный характер. Среди выполняемых ею функций можно отметить такие как коммуникативная, номинативная (слово – средство обозначения предмета), интеллектуальная и многие другие. Все функции речи тесно взаимосвязаны.

Процесс развития речи не только количественный, но и состоит из качественных изменений. Существуют различные периодизации речевого развития детей, в основе периодизации часто лежит становление, дифференциация функций речи и обслуживающих их форм. Речевые функции – это виды речевой деятельности с разными задачами и целями, определяемыми из других, более высоких сфер деятельности общения.

С учетом имеющегося в литературе анализа (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев) зрелой речевой деятельности можно следующим образом определить формы речи – это система общественно выработанных средств для осуществления речевой деятельности. Поэтому прослеживание генезиса функций и форм речи есть анализ общей проблемы усвоения целей и средств деятельности.

Рассмотрим развитие речи в разные возрастные периоды по следующим признакам:

1) новые функции речи, появляющиеся в каждый период;

2) их связь с ведущей деятельностью данного возраста;

3) овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи – языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;

4) осознание ребенком этих функций и форм.

Формирование связной речи у детей подробно описано в работах таких исследователей, как А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев и многих других.

Все эти авторы с различных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития детей. Так, в книгах А.Н. Гвоздева досконально описана последовательность усвоения ребенком различных частей речи, структуры предложения, а также характер их грамматического оформления. В связи с этим А.Н. Гвоздев предлагает собственную периодизацию.

Первый период – это период, который состоит из аморфных слов-корней. Он длится от 1 года 3 месяцев до 1года 10 месяцев.

Второй период – это усвоения грамматической структуры предложения. Он длится от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Третий период – это период дальнейшего усвоения морфологической системы. Он длится от 3 до 7 лет. В этом периоде ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения.

А.А. Леонтьев в своих трудах выделяет четыре периода речевого развития, с описанием симптомов, которые будут необходимы педагогу для общения с ребенком. Первый период он называет подготовительным (с момента рождения до года), второй период – преддошкольный (от года до 3 лет); третий период – дошкольный (от 3 до 7 лет) и четвертый период – школьный (от 7 до 17 лет).

В подготовительный период ребенок подготавливается к овладению речью. По мнению психолога С.Л. Рубинштейна, в этом периоде ребенок приобретает пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и учится понимать речь окружающих.

К возрасту 2 месяца у ребенка появляется гуление. Первые звуки, которые издает ребенок, по своему фонетическому составу приближаются к гласным: и, е, у; к ним также прибавляется звук в виде придыхания, близкий к х и к гортанному р.

К началу 3-го месяца у ребенка появляется некоторая игра звуком - лепет (ба-б, тя-т, агу-угу, и т. п.). Лепет – это «сочетание звуков, неопределенно артикулируемых». Лепет от крика отличается большим разнообразием звуков, кроме того, тем, что звуки лепета более свободны, менее связны, чем инстинктивные крики. Лепет подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих взрослых.

С 5-ти месяцев ребенок уже слышит звуки. Он видит артикуляционные движения губ у окружающих и пытается повторять их. Как известно, неоднократное повторение определенного движения приводит к закреплению данного двигательного навыка.

С 6-ти месяцев ребенок благодаря подражаниям научается произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, тя-тя-тя, и др.).

Затем через подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и мелодику, темп, тон, ритм и интонацию.

Во втором полугодии младенец воспринимает конкретные звукосочетания и соотносит их с предметами или действиями (дай-дай, тик-так, бух). В это время он реагирует не только на звуки, но больше на интонацию и ситуацию. Вся ситуация воздействия помогает возникновению временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляется реакция ребенка на сами слова (уже независимо от интонации говорящего и ситуации). Теперь особое значение приобретают условия, формирующие речь ребенка (подражание взрослым, правильная речь окружающих и др.).

В возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов .

Итак, на 1-м году ребёнок воспринимает речевые звуки, различает на слух элементы речи окружающих людей; произносит некоторые речевые звуки; способен использовать в некоторых случаях слова для выражения содержания своего психологического состояния.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Малыш охотно и много повторяет за говорящим и сам произносит слова. Конечно, он искажает звуки, переставляет их местами или пропускает.

Для того чтобы у ребенка формировалась связная речь необходимо, чтобы у него был достаточно богатый словарный запас. Первые слова появляются в активном словаре ребенка уже к году, и в дальнейшем развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении. Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами: к году – несколько слов, к двум годам – 200-300 слов, к трем годам –1500-2000 слов .

Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий (и просьбу, и предмет, и чувства): «бах» – упал, лежит, споткнулся; «дай» – отдай, принеси, подай; «биби» – идет, лежит, катается, машина, самолет. Например, слово папа может означать пришел папа; папа, подойд; нет папы и т.п. Слово каша может означать дай кашу; вот каша; горячая каша.

Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. Чтобы помочь ребёнку, взрослый своим поведением показывает, как ему приятно и интересно слушать его. Формирование речи нарушается, если мать слушает ребёнка с каменным выражением лица и быстро прерывает его .

С полутора лет слово появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Т.Б. Филичева приводит распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам – 10-15 слов;
  • к концу 2-го года – 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов);
  • к 3 годам – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).

Постепенно значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои просьбы и желания одним словом. Затем – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» Мама, дай Тате попить молока). Постепенно появляются элементы соподчинения и согласования слов в предложении.

К 2 годам дети почти овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, используют некоторые падежные окончания, различают времени и лица глаголов. В это время понимание речи взрослого преобладает над произносительными возможностями.

В силу того, что к трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок накапливает определенный лексический запас, овладевает главными грамматическими формами родного языка.

Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляют наиболее простые грамматические категории речи.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще сохраняется неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков «р» и «л», реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.

В период от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его, т. е. формируется фонематическое восприятие.

Словарный запас в этот период продолжает быстро увеличиваться. Активный словарь ребенка к 4-6 лет достигает 3000-4000 слов .

Значения слов уточняются и обогащаются. Но часто дети еще неверно используют или неверно понимают слова, например, говорят вместо поливать из лейки – «леять», вместо лопатка – «копатка» и т.п. (по аналогии с назначением предметов). Однако, такое явление свидетельствует о «чувстве языка». На основе опыта речевого общения у ребенка формируется способность к словотворчеству.

Одновременно происходит развитие грамматического строя речи. После трех лет дети овладевают связной речью. Увеличивается объем речи ребенка, значительное усложняется ее содержание. Как результат – усложнение структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются «сформированными все основные грамматические категории».

Дети 4-го года жизни используют в речи простые и сложные предложения. Самая распространенная форма высказывания в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). К 4 годам ребенок уже должен дифференцировать все звуки, что связано с окончанием формирования фонематического восприятия.

В 5 лет ребенок должен уже относительно свободно использовать структуры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). В данном возрасте высказывания детей уже напоминают короткий рассказ. Во время ведения диалога с детьми их ответы на вопросы должны включать в себя достаточно большое количество предложений.

В этом возрасте значительно улучшается и фонематическое восприятие детей: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, потом – мягкие и твердые согласные и, наконец, наиболее сложными для дифференциации являются шипящие, свистящие и сонорные звуки.

На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка постепенно формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная). Контекстная речь появляется сначала в процессе пересказа ребенком сказок, рассказов, в дальнейшем она используется при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Итак, к началу школьного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая фонетически, лексически и грамматически правильно оформлена. К концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах в соответствии с замыслом, условиями и целью общения .

Таким образом, анализ литературы о речевом развитии ребенка в норме, позволяет сделать вывод, что развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. В лингвистическом аспекте развитие речи ребенка можно изобразить следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...

Статья из опыта работы «Развитие связной речи детей на основе моделирования»

Статья из опыта работы«Развитие связной речи детей на основе моделирования»...

КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Статья посвящена изучению способов применения порождающей модели речи в процессе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи. Одним из основополагающих моментов теории является понятие «язы...

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Моделирование как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Моделирование  как основа развития связной речи детей дошкольного возраста...