«Формирование связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Выступление на городском МО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1. СЛАЙД.
Окончила Южный Федеральный Университет в 2014 году.
Профессиональную переподготовку по квалификации учитель-логопед окончила в 2019 году.
Стаж учителем –логопедом 6 лет. В детском саду «Солнечный» работаю второй год.
2. СЛАЙД.
Сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом и наработками по теме:
«Формирование связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок».
3. СЛАЙД.
Методика работы по формированию и развитию связной речи детей подробно освещена в методической литературе по дошкольной педагогике и логопедии. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Льва Семёновича Выготского, Алексея Алексеевича Леонтьева, Сергея Леонидовича Рубинштейна и др.
Алексей Алексеевич Леонтьев, Лев Владимирович Щерба отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др.
Они рассматривают обучение связной речи как цель и как средство практического овладения языком. Необходимым условием для её развития является освоение разных сторон речи. Кроме того, в это же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
4. СЛАЙД.
Цель развития связной речи у детей с ОНР — формировать умение говорить связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи развития связной речи включают:
- формирование лексического и грамматического строя;
- совершенствование фразовой речи;
- воспитание навыков общения;
- обучение рассказыванию.
Это необходимо для:
- наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития;
- подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
5. СЛАЙД.
Актуализация
Одним из важных показателей речевого развития ребёнка, является развитие связной речи.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно чётко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь:
- фонематические представления;
- фонематический анализ и синтез;
- уровень грамматического строя речи;
- уровень слоговой структуры слов их наполняемость
- общее звучание речи;
- уровень словообразования и словоизменения;
- уровень развития автоматизированной речи;
- кругозор, эмоциональность;
- уровень слоговой структуры слов их наполняемость.
6. СЛАЙД.
Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОНР:
- Односложность , речь состоящая лишь из простых предложений .
- Бедность речи, недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенною тему. Пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации , регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
7. СЛАЙД.
НАГЛЯДНЫЕ
-наблюдения;
-рассматривание иллюстраций, картин, предметов;
-просмотр видеофильмов.
СЛОВЕСНЫЕ
-речевой образец;
-повтор;
-вопрос.
КОСВЕННЫЕ
-подсказка;
-совет;
-исправление;
-реплика;
-замечание.
ИГРОВЫЕ
-дидактические игры и упражнения;
-театрализованные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
- и др. виды игр с речевым содержанием.
8. СЛАЙД.
- Использую картинный материал и графическое моделирование. Схемы, модели, мнемотаблицы, предметные и сюжетные картинки, серии, пиктограммы помогают детям составлять план речевого высказывания.
- При обучении пересказу, на начальных этапах использую иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации меняются на условные схемы. На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы при пересказе и работе с деформированным текстом.
- Предлагаю дошкольникам сюжетную картину поэлементно (разбитую на несколько частей). Это позволяет ребёнку увидеть логическую структуру рассказа и спланировать собственное высказывание.
- Использую мнемотехнику (символы, заместители, графические схемы) это облегчает детям поиск и запоминание слов.
- Использую элементы театрализованной деятельности.
- Игры-драматизации, перевоплощение, изображение пантомимой сюжета картины.
9. СЛАЙД.
В условиях реализации ФГОС ДО постоянно совершенствую свою деятельность, создаю условия для развития детей, в том числе с помощью современных педагогических технологий. В своей работе по разделу развитие связной речи я выбрала технологию разрезных картинок. В основе данной технологии лежит принцип комплексно - тематического планирования образовательной деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
Эта технология является многофункциональной, т.е. позволяет работать по разным направлениям речевого развития и образовательным областям.
Дидактическая игра из разрезных картинок даёт возможность помочь детям запомнить трудный для восприятия материал занятий.
10. СЛАЙД.
В своей работе использую серию «Говоруны» по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Птицы», «Насекомые», «Животные севера», «Животные жарких стран». Одна лексическая тема включает в себя две дидактические игры: «Сосчитай 2-5», «Есть-нет». Целью данной серии является развитие грамматического строя речи (словообразования и словоизменения) с использованием разрезных картинок, как одного из аспектов связной речи
11. СЛАЙД.
В работе с родителями считаю наиболее эффективными формы:
-мастер-класс;
-семинар-практикум;
-консультации;
-нетрадиционные родительские собрания;
-индивидуальные тетради детей;
-индивидуальные беседы;
-речевые досуги и праздники;
-уголок логопеда.
12. СЛАЙД.
В работе с педагогами, я считаю наиболее эффективны это семинары, семинары практикумы, мастер-классы, консультации.
13. СЛАЙД.
Повышаю квалификацию по специальности логопедия, работа с детьми с ограниченными возможностями речи. Участвую в семинарах, вебинарах, прохожу тестирования по направлению логопедия, публикую свои статьи на портале «Солнечный свет».
14. СЛАЙД.
Веду свой сайт на ns.portal.ru учителя-логопеда Натальи Аркадьевны Цапкиной. А, так-же сообщество лого-студия «Говоруши» в контакте. В которых размещаю видеоматериалы, фото проведённых мероприятий, а так-же консультации и полезную для родителей информацию.
15. СЛАЙД. ВИДЕО. А сейчас предлагаю просмотреть видео проведения дидактической игры с использованием серии «Говоруны» по лексической теме: «Посуда».
Данная дидактическая игра показала свою эффективность на подгрупповом занятии.
Позволяет решить несколько задач:
- Совершенствовать умение собирать из частей целое.
- Совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов, существительные множественного числа.
- Обучать использованию имён существительных множ. числа в родительном падеже.
- Совершенствовать умения изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации (словообразование и словоизменение).
- Упражнять в повторении нужных словоформ.
16. СЛАЙД.
Так-же в своей работе использую пособие «Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок» авторами являются Ивановская, Гадасина и Савченко. Пособие представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части — слова, из которых складывается предложение, описывающее каждую данную ситуацию.
17. СЛАЙД.
Цель первого этапа — научить ребёнка составлять по предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени).
18. СЛАЙД.
Цель второго этапа работы — научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по разрезным картинкам; распространение предложений определениями, выраженными прилагательными. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание -у; -ю).
(КТО?) Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) рисует.
Девочка рисует (ЧТО?) цветок.
(КАКАЯ?) Маленькая девочка рисует цветок.
Маленькая девочка рисует (КАКОЙ?) красивый цветок.
Девочка рисует (ЧТО?) солнце.
(КАКАЯ?) Старательная девочка рисует солнце.
Старательная девочка рисует (КАКОЕ?) яркое солнце
Девочка рисует (КОГО?) собаку.
(КАКАЯ?) Добрая девочка рисует собаку.
Добрая девочка рисует (КАКУЮ?) лохматую собаку.
(КТО?) Дедушка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) рубит.
Дедушка рубит (ЧТО?) дрова.
(КАКОЙ?) Старый дедушка рубит дрова.
Старый дедушка рубит (КАКИЕ?) берёзовые дрова.
Старый дедушка рубит берёзовые дрова (ЧЕМ?) топором.
Старый дедушка рубит берёзовые дрова (КАКИМ?) острым топором.
(КТО?) Малыш (ЧТО ДЕЛАЕТ?) строит.
Малыш строит (ЧТО?) дом.
(КАКОЙ?) Упорный малыш строит дом.
Упорный малыш строит (КАКОЙ?) большой дом.
Упорный малыш строит большой дом (ИЗ ЧЕГО?) из кубиков.
Упорный малыш строит большой дом (ИЗ КАКИХ?) из деревянных кубиков.
19. СЛАЙД.
(КТО?) Охотник (ЧТО ДЕЛАЕТ?) целится.
Охотник целится (В КОГО?) в белку.
(КАКОЙ?) Меткий охотник целится в белку.
Меткий охотник целится (В КАКУЮ?) в пушистую белку.
Охотник целится (В КОГО?) в зайца.
(КАКОЙ?) Юный охотник целится в зайца.
Юный охотник целится (В КАКОГО?) в шустрого зайца.
Охотник целится (В КОГО?) в птицу.
(КАКОЙ?) Бывалый охотник целится в птицу.
Бывалый охотник целится (В КАКУЮ?) в быструю птицу.
(КТО?) Мальчик (ЧТО ДЕЛАЕТ?) пьёт.
Мальчик пьёт (ЧТО?) чай.
(КАКОЙ?) Больной мальчик пьёт чай.
Больной мальчик пьёт (КАКОЙ?) горячий чай.
Больной мальчик пьёт горячий чай (С ЧЕМ?) с лимоном.
Больной мальчик пьёт горячий чай (С КАКИМ?) с кислым лимоном.
Мальчик пьёт (ЧТО?) чай.
(КАКОЙ?) Усталый мальчик пьёт чай.
Усталый мальчик пьёт (КАКОЙ?) сладкий чай.
Усталый мальчик пьёт сладкий чай (С ЧЕМ?) с конфетой.
Усталый мальчик пьёт сладкий чай (С КАКОЙ?) с кислой конфетой. Мальчик пьёт (ЧТО?) чай.
(КАКОЙ?) Маленький мальчик пьёт чай.
Довольный мальчик пьёт (КАКОЙ?) крепкий чай.
Довольный мальчик пьёт крепкий чай (С ЧЕМ?) с сахаром.
Довольный мальчик пьёт крепкий чай (С КАКИМ?) с кусковым сахаром. Мальчик пьёт (ЧТО?) чай.
(КАКОЙ?) Довольный мальчик пьёт чай.
Маленький мальчик пьёт (КАКОЙ?) душистый чай.
Маленький мальчик пьёт душистый чай (С ЧЕМ?) с вареньем.
Маленький мальчик пьёт душистый чай (С КАКИМ?) с вкусным вареньем. Довольный мальчик пьёт душистый чай с вкусным вареньем (ИЗ ЧЕГО?) из клубники.
Довольный мальчик пьёт душистый чай с вкусным вареньем (ИЗ КАКОЙ?) из ароматной клубники.
Довольный мальчик пьёт душистый чай с вкусным вареньем (ИЗ ЧЕГО?) из малины.
Довольный мальчик пьёт душистый чай с вкусным вареньем (ИЗ КАКОЙ?) из спелой малины.
Довольный мальчик пьёт душистый чай с вкусным вареньем (ИЗ ЧЕГО?) из вишни.
Довольный мальчик пьёт душистый чай с вкусным вареньем (ИЗ КАКОЙ?) из кисловатой вишни.
20. СЛАЙД.
В подчинительной связи по типу управления зависимое слово употребляется в определённом косвенном падеже без предлога или с предлогом.
(КТО?) Бабушка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) вяжет.
Бабушка вяжет (ЧТО?) носки. (КАКАЯ?)
Старая бабушка вяжет носки.
Старая бабушка вяжет (КАКИЕ?) шерстяные носки.
Старая бабушка вяжет шерстяные носки (КОМУ?) внуку.
Старая бабушка вяжет шерстяные носки внуку (КОМУ?) Васе.
Бабушка вяжет (ЧТО?) шарф. (КАКАЯ?)
Добрая бабушка вяжет шарф.
Добрая бабушка вяжет (КАКОЙ?) длинный шарф.
Добрая бабушка вяжет длинный шарф (КОМУ?) внуку.
Добрая бабушка вяжет длинный шарф внуку (КОМУ?) Васе.
Бабушка вяжет (ЧТО?) свитер. (КАКАЯ?)
Усталая бабушка вяжет свитер.
Усталая бабушка вяжет (КАКОЙ?) тёплый свитер.
Усталая бабушка вяжет тёплый свитер (КОМУ?) внуку.
Усталая бабушка вяжет тёплый свитер внуку (КОМУ?) Васе.
Бабушка вяжет (ЧТО?) шапку.
(КАКАЯ?) Заботливая бабушка вяжет шапку.
Заботливая бабушка вяжет (КАКУЮ?) зимнюю шапку.
Заботливая бабушка вяжет зимнюю шапку (КОМУ?) внуку.
Заботливая бабушка вяжет зимнюю шапку внуку (КОМУ?) Васе.
(КТО?) Мальчик (ЧТО ДЕЛАЕТ?) мечтает.
Мальчик мечтает (О ЧЁМ?) о компьютере.
(КАКОЙ?) Маленький мальчик мечтает о компьютере.
Маленький мальчик мечтает (О КАКОМ?) о настоящем компьютере.
Мальчик мечтает (О ЧЁМ?) о роликах.
(КАКОЙ?) Грустный мальчик мечтает о роликах.
Грустный мальчик мечтает (О КАКИХ?) о новых роликах.
Мальчик мечтает (О КОМ?) о хомячке.
(КАКОЙ?) Добрый мальчик мечтает о хомячке.
Добрый мальчик мечтает (О КАКОМ?) о маленьком хомячке.
Мальчик мечтает (О КОМ?) о собаке. (КАКОЙ?)
Одинокий мальчик мечтает о собаке.
Одинокий мальчик мечтает (О КАКОЙ?) о лохматой собаке.
(КТО?) Ученик (ЧТО ДЕЛАЕТ?) пишет.
Ученик пишет (ЧТО?) сочинение.
(КАКОЙ?) Старательный ученик пишет сочинение.
Старательный ученик пишет (КАКОЕ?) интересное сочинение.
Старательный ученик пишет интересное сочинение (О ЧЁМ?) о лете. Старательный ученик пишет интересное сочинение о (КАКОМ?) о жарком лете.
(КАКОЙ?) Прилежный ученик пишет сочинение.
Прилежный ученик пишет (КАКОЕ?) длинное сочинение.
Прилежный ученик пишет длинное сочинение (О ЧЁМ?) об осени. Прилежный ученик пишет длинное сочинение (О КАКОЙ?) об унылой осени.
(КАКОЙ?) Исполнительный ученик пишет сочинение.
Исполнительный ученик пишет (КАКОЕ?) короткое сочинение. Исполнительный ученик пишет короткое сочинение (О ЧЁМ?) о зиме. Исполнительный ученик пишет короткое сочинение (О КАКОЙ?) о холодной зиме.
(КАКОЙ?) Добросовестный ученик пишет сочинение.
Добросовестный ученик пишет (КАКОЕ?) домашнее сочинение. Добросовестный ученик пишет домашнее сочинение (О ЧЁМ?) о весне. Добросовестный ученик пишет домашнее сочинение (О КАКОЙ?) о тёплой весне.
21 СЛАЙД. Составление рассказов.
(КТО?) Мама (ЧТО ДЕЛАЕТ?) режет.
Мама режет (ЧЕМ?) ножом.
(КАКАЯ?) Заботливая мама режет ножом.
Заботливая мама режет (КАКИМ?) острым ножом.
Заботливая мама режет острым ножом (ЧТО?) рыбу.
Заботливая мама режет острым ножом (КАКУЮ?) свежую рыбу. (КТО?) Она (ЧТО ДЕЛАЕТ') готовит. Она готовит (ЧТО?) уху.
Она готовит (КАКУЮ?) вкусную уху.
Она готовит вкусную уху (ИЗ ЧЕГО?) из рыбы.
Она готовит вкусную уху (ИЗ КАКОЙ?) из свежей рыбы.
(КАКАЯ?) Усталая мама режет ножом.
(КАКАЯ?) Усталая мама режет (КАКИМ?) хозяйственным ножом. Усталая мама режет хозяйственным ножом (ЧТО?) курицу.
Усталая мама режет хозяйственным ножом (КАКУЮ?) аппетитную курицу.
Она готовит (ЧТО?) бульон.
Она готовит (КАКОЙ?) куриный бульон.
Она готовит (КАКОЙ?) золотистый бульон.
Она готовит золотистый бульон (ИЗ ЧЕГО?) из курицы.
Она готовит золотистый бульон (ИЗ КАКОЙ?) из аппетитной курицы.
(КАКАЯ?) Хозяйственная мама режет ножом.
Хозяйственная мама режет (КАКИМ?) кухонным ножом. Хозяйственная мама режет кухонным ножом (ЧТО?) мясо. Хозяйственная мама режет кухонным ножом (КАКОЕ?) ароматное мясо.
Она готовит (ЧТО?) бульон.
Она готовит (КАКОЙ?) мясной бульон.
Она готовит (КАКОЙ?) наваристый бульон.
Она готовит наваристый бульон (ИЗ ЧЕГО?) из мяса.
Она готовит наваристый бульон (ИЗ КАКОГО?) из ароматного мяса.
(КАКАЯ?) Добрая мама режет ножом.
Добрая мама режет (КАКИМ?) стальным ножом.
Добрая мама режет стальным ножом (ЧТО?) капусту.
Добрая мама режет стальным ножом (КАКУЮ?) хрустящую капусту.
Она готовит (ЧТО?) щи. Она готовит (КАКИЕ?) вкусные щи.
Она готовит вкусные щи (ИЗ ЧЕГО?) из капусты.
Она готовит вкусные щи (ИЗ КАКОЙ?) из свежей капусты.
(КТО?) Папа (ЧТО ДЕЛАЕТ?) сидит.
Папа сидит (В ЧЁМ?) в кресле.
(КАКОЙ?) Усталый папа сидит в кресле.
Усталый папа сидит (В КАКОМ?) в удобном кресле.
(КТО?) Он (ЧТО ДЕЛАЕТ?) читает.
Он читает (ЧТО?) книгу.
Он читает (КАКУЮ?) интересную книгу.
Он читает (ЧТО?) газету.
Он читает (КАКУЮ?) спортивную газету.
Он читает (ЧТО?) письмо.
Он читает (КАКОЕ?) важное письмо.
22. СЛАЙД.
Предлагаемые разрезные картинки помогают на практическом материале в динамичной игровой форме:
- сформировать понятия «слово» и «предложение»;
- научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные картинки;
- распространять простое предложение с добавлением в предложения второстепенных членов без предлогов и с предлогами;
- привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Общие основы формирования связной речи детей с ОНР III уровня».
Консультация для логопедов и воспитателей...
Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Опыт работы по теме: «Использование методов моделирования в формировании связной речи детей на основе сказок»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реали...
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
«Обучение связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок»
Овладение родным языком в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов....
Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей
Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПО ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОКО. Г. Ивановская Л. Я. Гадасина С. Ф. Савченко
Пособие носит практический характер, может использоваться логопедами для развития связной речи у детей. Оно будет способствовать формированию у детей навыков грамотного словоизменения, умения правильн...