Как человек огонь приручил
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Тема: «Как человек огонь приручил»
Программные задачи: I. Образовательные:
Расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный). Познакомить со способами добывания огня в истории и практике. Уточнить правила безопасности в использовании огня. Раскрыть роль огня в создание глиняных изделий и изделии из металла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_ogon_priruchil.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как человек огонь приручил»
Программные задачи: I. Образовательные:
Расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный). Познакомить со способами добывания огня в истории и практике. Уточнить правила безопасности в использовании огня. Раскрыть роль огня в создание глиняных изделий и изделии из металла.
2. Развивающие:
Развивать аналитические функции ума (сравнения, обобщение). Описательную и доказательную речь, умение выстраивать систему последовательностей, план внутренних и внешних действий, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
Предшествующая работа.
Воспитывать познавательную культуру и компетентность (уверенность в своих познаниях, умение использовать полученный опыт, воспитывать отношение к народной культуре (гордость, уважение, интерес), культуру общения: не перебивать, задавать вопросы, не выкрикивать, договаривать фразу, чтобы было понятно, испытывать удовольствие от общения с друзьями.
1. Чтение художественной литературы Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».
Б.Житков «Пожар в мире», «Дым». «Пожар». Ф.А. Щербина «Миф о Прометее»
С.Я. Маршак «Кошкин дом» Старинная русская легенда: «Два огня» Чтение пословиц и поговорок об огне.
- Беседы: «Польза и вред огня». «У огня - мастера много профессий». «О приручении огня».
- Рассмотреть разные предметы, созданные кузнецом, картинки кузнецы. Устанавливать связь между видом труда и результатом.
- Рассмотреть предметы, созданные гончаром, картинки с изображением работы гончара на гончарном круге, установить связь: что делает гончар.
- Предложить самим детям изготовить из глины горшки (ленточный способ). Расписать, рассмотреть изображение муфельной печи, сравнить ее с печкой в избе (горнило, заслонка).
- Экскурсия на стройку - как используют кирпич при строительстве дома.
Экскурсия по городу - рассмотреть пожарную машину, работу пожарных, их одежду.
7. Д/К «Пожарные», П/и «Пожарные на учении».
Ход занятия.
Воспитатель (показывает детям каску пожарного или ее изображение)
- Что это? Когда её надевают? (когда возникает пожар).
- Из-за чего он может произойти? (Он происходит, когда забывают об осторожном обращении с огнем).
- Да, огонь может принести много вреда людям.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете об огне?
- От искры сыр-бор разгорается.
- От искры Москва загорелась.
- Не подкладывай огню соломы.
- Не шути с огнем - обожжешься.
- Огонь не вода - пожитки не всплывут.
Воспитатель: «Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего»
Игра «Что здесь произошло?» (объясните в каком случае ребенок вашего возраста может самостоятельно тушить загоревшиеся предметы, а когда опасно.)
Дидактическая игра «Как правильно действовать во время пожара?» (Составь рассказ или расставь картинки)
- Что произошло до события, изображенного на картинке?
- Что думает нарисованный герой?
- Что он чувствует?
- Что будет дальше?
- Чем все закончится?
Воспитатель: Да, огонь может принести вред людям, но сегодня мы будем говорить и о пользе огня. Вспомним, как огонь стал другом и помощником человека. Расскажите, как появился огонь?
Дети: Давным-давно человек находил огонь. Может быть молния зажгла сухое дерево, а может быть сами собой от жары загорелись сухие листья в лесу. Первобытные люди не могли добывать огонь. Они его бережно хранили в ямках с угольками, подкладывали сухие листья, хворост (выбирают иллюстрации), но огонь иногда потухал.
Воспитатель: Как можно получить огонь в лесу? Покажите. (Сильно потереть рука об руку - ладонями, станет тепло)
Воспитатель: Если одну палочку потереть об другую, обе нагреваются. Когда трут сильно и долго, они могут загореться (показ иллюстрации).
Воспитатель: Выберите из предметов, лежащих перед вами те, в которых рождается огонь (зажигалка, свечи, спички, солома).
А какие предметы помогают рождаться огню и сохраняют его? (Хворост, дрова). Как называется дом, который люди построили для огня? (печь)
Чем похожи костер и печь? На чем удобнее готовить еду, на костре или в печи? Почему? Как в русских народных сказках называется печка? (печка-матушка) Почему? (она греет, лечит, кормит).
Ребята, рассмотрите эти предметы (крынки, миски, кувшин) (иллюстрации, лучше предметы)
- Кто их сделал? (гончар)
Расскажите, как используется печка в работе мастера - гончара?
Дети: Изделие после лепки обжигалось в горне или мифельной печи После обжига расписывалось.
Воспитатель: Расскажите, как делают глиняную посуду?
Дети: Холодную, сырую, скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой, и из нее можно было делать предметы. Гончар ставил глину на гончарный круг и лепил изделие.
Воспитатель: Для чего нужны эти вещи?
Дети: Миски для еды салатов, фруктов. Кувшин - кринка для молока, кваса. Горшочек - для масла, арбузного меда и т.д.
Воспитатель: Что это?
Дети: Кирпич.
Воспитатель: Для чего нужны кирпичи? Объясните, как делают кирпичи?
Дети: Глину смешивают с песком, обжигают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы (серп, коса). Кто их сделал? (кузнец). Как помогает огонь кузнецу в работе?
Посмотрите, сколько разнообразных предметов создали гончар и кузнец. Зачем нужны такие разные предметы?
Дети: По-разному служат людям.
Воспитатель: Давайте отберем предметы, которые человек сделал с помощью огня.
Игра выставляется серп, коса, кочерга, ухват, миска, горшок, кувшин. Дети отбирают нужные предметы.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
- Какие предметы помогают человеку дружить с печкой п огнем ?
Дети: Кочерга, ухват, чугунок.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем, проходите на ковер (дети располагаются вокруг горящей свечи). Прислушайтесь ребята, что вы слышите? (потрескивание) Что вы видите? (огонек покачивается из стороны в сторону). Что вы ощущаете, если поднесете руку ближе к огню? (тепло). (Звучит музыка).
Да, ребята, у огонька всегда светло, тепло, уютно, когда вокруг собираются друзья; когда огонь друг:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надежно дружит с нами;
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг…
Вечером предложить нарисовать гончара, кузнеца, пожарного за работой, предметы, которые дружат с огнем.
Отчего происходят пожары?
(вопросы к детям)
- Можно ли оставлять включенными без присмотра телевизор? (утюг, электроплиту)?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
- Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?
Правила поведения при возникновении пожара.
- При возможности попытаться потушить пожар.
- Позвонить по телефону 01, сообщить, что случилось, свой домашний адрес.
- Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество и газ, закрыть окна и двери.
- В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие «Как человек огонь приручил»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»...
"Как человек огонь приручил"
конспект познавательного занятия для детей старшего возраста...
Презентация "Человеку огонь друг , только зря его не тронь"
Конкурс знатоков по пожарной безопасности...
Экологическая сказка "Как человек приручил растение "
сказка о том, как человек приручил растение...
Конструктивно-модельная деятельность: "Как люди приручили и где поселили огонь".
Цель.Расширять представление о важнейших изобретениях человечества. Показать место огня в развитии человеческой культуры. Создавать условия для самостоятельного конструирования «домиков огня&raq...
Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»
Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»Задачи: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ЗАВОЕВАНИЕ...
Конспект занятия по пожарной безопасности "Как человек огонь приручил"
Познакомить с разнообразным применением огня человека; показать значимость этого. Открытия древнего человека в современной жизни. Акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручи...