Как человек огонь приручил
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вернемся с вами в далекое прошлое…Наши далекие предки о чень боялись огня и долго к нему привыкали. Потоки в улканической лавы, молнии ударившие в деревья и поджигавшие их, пугали и обращали в бегство животных и людей.
Но однажды, самый смелый человек из племени, нашел на опушке подожженного молнией леса горящую ветку. Он взял ее и отнес к себе в жилище.
Стал кормить древний человек огонь сухими Листьями, травой, хворостом. Так, впервые Появился у человека свой собственный , ручной огонь.
Огонь разгонял тьму- и вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь-и сразу с тал сильнее льва и т игра.
Огонь согревал ч еловека, давал ему т епло, свет. Найдя на п ожарище останки ж ивотного и п опробовав его, люди обнаружили, что жареное мясо вкуснее с ырого и легче о тделяется от костей. Так человек н аучился готовить п ищу на огне.
Бродили люди с места на место, охотились, собирали плоды, вкусные корешки, съедобные травы. Съедят все по близости, зверей распугают-пора в другое место перебираться. А огонь? Его с собой брали. В корзиночках выложенных глиной или плоскими камнями. Пока несли подкладывали мох и веточки, берегли огонь от дождя и ветра.
Стали теперь костер у страивать так, чтобы удобнее было людям. Камнями обкладывали огонь, получался из простого костра очаг. Однажды, человек заметил, что конец дубинки становится тверже, если его подержать над огнем. И заостренный конец деревянного копья-тоже. Нужна лодка? Выжги середину из ствола дерева, куда можно сесть и получится лодка.
С помощью обожженных палочек древние люди создавали н аскальные рисунки в пещерах где жили, которые сохранились д о наших дней.
В древние времена, из-за огня возникали целые войны. Племя, которое не сохранило огонь п о какой-то причине, пыталось отнять огонь у другого племени. Самые сильные и смелые воины защищали огонь. Племя лишившееся огня Теряло Возможности Готовить себе пищу, Защищаться От хищных животных, Обрабатывать орудия труда и Копья и дубинки. В холодное Время года, люди могли погибнуть от х олода. Поэтому люди сражались за огонь, не жалея своей жизни.
Как бы бережно люди не хранили огонь, за него все время п риходилось бояться, пока однажды они не придумали, как огонь получить. Если потереть палочку о дощечку, они обе начинают нагреваться. От трения древесная пыль, которую сыпали на дощечку вспыхивала. Так получался огонь.
Позже люди узнали, что огонь можно добыть из твердого камня- к ремня. Стукнешь кремнем о кремень-искры огнем сыплются.
Огонь повар. Почти все, что мы едим г отовим на огне. Кастрюль, сковородок и т.д., е ще не было. Люди выбивали в б ольшом камне углубление, н аливали туда воду, клали м ясо и бросали туда раскаленные на огне камушки. Так варили первый суп. Зарывали завернутое в листья м ясо в золу и получалось жаркое. Нанизывали на прутики к усочки мяса держали над к остром-так сейчас делают шашлыки. Человек кормил огонь- огонь человека.
Огонь земледелец. Когда человек научился бросать в землю семена р астений и ждать урожая, ему п онадобились участки земли с вободные от деревьев и к устарников. Первым земледельцам пришел на п омощь огонь. Лес вырубали, устилая землю стволами деревьев и ветками. Потом поджигали. Деревья сгорали- получалось поле. А зола от сгоревших деревьев б ыла первым удобрением.
Огонь врач. В древности гость, входя в д ом, должен был перешагнуть ч ерез костер. Потому что х озяева верили, что огонь п рогоняет зло. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Человек стал меньше болеть, к огда начал варить и жарить п ищу. Когда лекари (медики) у знали о вредных микробах, о ни стали прокаливать н а огне свои инструменты- с терилизовать их. Во время э пидемий, на улицах жгли костры. Огонь отгонял болезни.
Огонь строитель. Сначала древние люди жили в пещерах и шалашах из веток. Затем строили жилища из камней. И опять на помощь людям пришел огонь, чтобы добыть камни для строительства. Делали они это так: на огромном камне разводили большой костер. Скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, скала трескала. В трещину вбивали деревянные колышки и откалывали камни для строительства. Затем люди научились Делать кирпич. Смешивали глину и песок, предавали форму кирпича и обжигали на огне.
Огонь металлург. Когда человек научился д обывать железную р уду, огонь помог ч еловеку делать из м еталла: посуду, и нструменты, оружие, п уговицы, подсвечники, и многое другое. Железную руду раскаляли в печи, до жидкого состояния и кузнецы ковали железные предметы.
Огонь путешественник. Огонь помогал и помогает человеку путешествовать по миру. Человек придумал паровоз и здесь на помощи пришел огонь. Огонь нагревал воду в котле паровоза и превращал ее в пар, а пар вертел колеса. Человек получил возможность не только путешествовать, но и перевозить грузы.
В воздух человека тоже огонь поднял . Первые в оздушные шары наполняли н агретым воздухом- он л егче х олодного. Огонь вырывается из сопл реактивного самолета. Без огня не взлетают к осмические с амолеты.
Чудесные превращения с помощью огня. С помощью огня мокрая глина превратилась в посуду, когда ее обожгли на огне. Песок и сода на огне стали стеклом. Стеклодувы до сих пор с оздают прекрасные предметы из стекла (посуда, статуэтки, люстры и д. р.). Автомобильные шины, пуговицы для о дежды и даже бумага не появились бы без огня.
Но не всегда огонь-наш друг. Дай огню волю-он и дом съест, и лес. Надо знать и применять правила обращения с огнем. Не балуйтесь дома со спичками и зажигалками. Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключать электроприборы.
Не сушите белье над плитой. Не зажигайте фейерверки, свечи или б енгальские огни дома. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
Спасибо за внимание! Будьте осторожны с о гнем! Пусть огонь б удет всегда только н ашим другом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек огонь приручил
Тема: «Как человек огонь приручил» Программные задачи: I. Образовательные: Расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный). Поз...
Занятие «Как человек огонь приручил»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»...
"Как человек огонь приручил"
конспект познавательного занятия для детей старшего возраста...
Презентация "Человеку огонь друг , только зря его не тронь"
Конкурс знатоков по пожарной безопасности...
Конструктивно-модельная деятельность: "Как люди приручили и где поселили огонь".
Цель.Расширять представление о важнейших изобретениях человечества. Показать место огня в развитии человеческой культуры. Создавать условия для самостоятельного конструирования «домиков огня&raq...
Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»
Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»Задачи: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ЗАВОЕВАНИЕ...
Конспект занятия по пожарной безопасности "Как человек огонь приручил"
Познакомить с разнообразным применением огня человека; показать значимость этого. Открытия древнего человека в современной жизни. Акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручи...