"Как человек огонь приручил"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Янышева Русиля Равильевна

конспект познавательного занятия для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_zanyatie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕМА: «Как человек огонь приручил».

   Программные цели:

   Образовательные: Познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности

                                     человека; показать значимость его открытия в современной  жизни; акцентировать

                                     внимание на то, что именно человек  «приручил» огонь, сделал его необходимым

                                     людям.

    Воспитательные:  Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,

                                      учитывать мнение партнера, а также умение отстаивать собственное мнение,

                                      доказывать свою правоту.

    Развивающие:       Активизация и  обогащение словаря детей существительными, прилагательными

                                      и  глаголами по теме занятия.

    Материал: блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба; колосок или горстка злаковых зерен; пинцет и

                         шприц; кусочек кирпича и гранитный камешек; стеклянный стакан и цветные бусы;

                         столовая ложка и ваза для цветов; игрушечные паровоз и ракета.

                                                   

Ход занятия:  

           

          В начале занятия детям предлагается внимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.

Воспитатель (показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба)— Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь?  (ответы детей).

--Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу  и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали а большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в неё небольшие камешки, раскаленные на костре,— так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья  мясо—получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром—так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, о огонь «кормил» человека!

 Воспитатель (показывает колосок): — А как огонь может помочь колоску вырасти? (ответы детей).

-- Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут  в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.

Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц) — Как  вы думаете, а для чего нужен огонь  этим предметам?  (ответы детей).

--Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет  зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!

Далее дети рассматривают  кусочек кирпича и гранитный камешек.

Воспитатель—Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? (ответы детей).

--Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым. Сначала из него делали украшения, затем догадались делать посуду, очки, телескопы, аквариумы…

Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос:

--Как огонь  может помочь сделать эти вещи? (ответы детей).

Воспитатель:  Оказывается, всё, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют  металл. Затем в  других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют  на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой  огонь—металлург!

Воспитатель:  Оказывается,  огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы.  И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое- нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты…

Воспитатель (показывает альбом для рисования) — А  зачем огонь необходим бумаге?  (ответы детей).

--Огонь  может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные.  На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал.  Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают её из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как  многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек—изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и , наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.

Воспитатель  (раздает детям картинки)— По этим картинкам вы расскажите о дружбе человека с огнем. А в уголке изобразительной деятельности можете взять карандаши, краски и бумагу и нарисовать, где еще человек использует огонь. Потом мы сделаем выставку ваших работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как человек огонь приручил

Тема: «Как человек огонь приручил» Программные задачи: I. Образовательные: Расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный). Поз...

Занятие «Как человек огонь приручил»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области  «Познание»...

Презентация "Человеку огонь друг , только зря его не тронь"

Конкурс знатоков по пожарной безопасности...

Экологическая сказка "Как человек приручил растение "

сказка о том, как человек приручил растение...

Конструктивно-модельная деятельность: "Как люди приручили и где поселили огонь".

Цель.Расширять представление о важнейших изобретениях человечества. Показать место огня в развитии человеческой культуры. Создавать условия для самостоятельного конструирования «домиков огня&raq...

Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»

Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»Задачи: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём.  ЗАВОЕВАНИЕ...

Конспект занятия по пожарной безопасности "Как человек огонь приручил"

Познакомить с разнообразным применением огня человека; показать значимость этого. Открытия древнего человека в современной жизни. Акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручи...