Занятие «Как человек огонь приручил»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Как человек огонь приручил» | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
на тему «Как человек огонь приручил»
Подготовительная группа.
Воспитатель Полеева Вера Алексеевна
МДОУ д/с №31 общеразвивающего вида
п. Новый Быт, Чеховский р-н
Программные задачи:
- познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
- показать значимость его открытия в современной жизни; акцентировать внимание на то, что именно человек «приручил» огонь, сделал его необходимы людям.
Материал:
- блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба;
- колосок или горсточка злаковых зерен;
- пинцет и шприц;
- кусочек кирпича и гранитный камешек;
- стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы;
- столовая ложка и ваза для цветов;
- игрушечные паровоз и ракета.
Ход занятия
В начале занятия детям предлагается вимательно рассмотреть разложенные предметы и подумать, какое же великое открытие древнего человека объединяет все эти вещи.
Воспитатель (показывает блюдечко с кашей и ломтик белого хлеба). Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Оказывается, огонь можно назвать поваром. Многое из того, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу и занимается этим уже сотни тысяч лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья, а чтобы вода не остывала, бросали в нее небольшие камешки, раскаленные на костре, — так варили первый суп. А потом зарывали в золу завернутое в листья мясо — получалось первое жаркое. Нанизывали на прутик кусочки мяса, держали их над костром — так и сейчас делают шашлыки. Чтобы огонь не погас, человек постоянно подбрасывал в костер прутья. Так человек «кормил» огонь, а огонь «кормил» человека!
Воспитатель (показывает колосок). А как огонь может помочь колоску вырасти? Оказывается, он может быть и земледельцем. Когда человек стал выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, и получалось поле. И сейчас огнем иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.
Воспитатель (обращает внимание детей на пинцет и шприц). Как вы думаете, а для чего нужен огонь этим предметам? Оказывается, он может быть и врачом. У многих народов древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костер. Потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло, если под злом понимать вредные микробы. Почти все опасные микробы гибнут при высокой температуре. Сейчас на пакетиках с молоком печатают: «пастеризованное». Значит, прогретое так, что микробы в молоке погибли. Когда же люди узнали о вредных микробах, медики стали свои инструменты стерилизовать. Много уже найдено лекарственных средств, которые убивают микробов, но и сейчас еще огонь часто заботится о нашем здоровье!
Показывая детям кусочек кирпича и гранитный камешек, воспитатель спрашивает: «А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Оказывается, и этим предметам нужен огонь, потому что огонь мы можем назвать строителем. Глину смешали с песком, обожгли — получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо — он и так твердый. Но чтобы добыть гранит, давным-давно поступали следующим образом: на огромном камне, на скале, разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.
Воспитатель показывает детям стеклянный стакан и цветные стеклянные бусы, спрашивает: «Как вы думаете, нужен огонь для изготовления этих предметов? Оказывается, огонь может быть стеклоделом. Однажды путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось первое стекло. В него превратился песок, спекшийся с содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато было красивым. Сначала из него делали украшения, затем догадались делать посуду, телескопы, очки,аквариумы...
Воспитатель предлагает обратить внимание на столовую ложку и вазу для цветов, задает детям вопрос: «Как огонь может помочь сделать эта вещи? (Ответы детей.)
Воспитатель. Оказывается, все, что сделано из металла, тоже встречалось с огнем. В жарких печах из руды выплавляют металл. Затем в других печах варят, превращая металл в сталь. И ее расплавляют на огне, потому что, горячая, она лучше слушается человека, лучше принимает нужную форму. Вот такой огонь — металлург!
Воспитатель. Оказывается, огонь может быть хозяином дорог. В паровозе огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючим оно называется потому, что горит. И в небо человека тоже поднял огонь. Первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты...
Воспитатель (показывает альбом для рисования). А зачем огонь необходим бумаге? (Ответы детей.)
Воспитатель. Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на изначальные. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного да поработал. Вот бумага (альбом для рисования): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и самой бумаги бы не было. Ведь делают ее из измельченного дерева, из крошечных волоконец, и их приходится нагревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь. Вот как многому огонь научился у человека! Человек сделал огонь своим помощником! Все, о чем мы говорили, придумывал сначала какой-то человек-изобретатель. Он пробовал, ошибался, исправлял свои ошибки и, наконец, добивался результата. И становился примером для многих других людей, которые тоже использовали эту технику.
Воспитатель (раздает детям картинки). По этим картинкам вы расскажете о дружбе человека с огнем. А в уголке изобразительной деятельности можете взять карандаши, краску и бумагу и нарисовать, где еще человек использует огонь. Потом мы сделаем выставку ваших работ. А если захотите придумать рассказ о дружбе огня и человека я запишу его, и мы поместим эти рассказы в наш групповой журнал «Любознайка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек огонь приручил
Тема: «Как человек огонь приручил» Программные задачи: I. Образовательные: Расширять представление детей о свойствах огня (горячий, жгучий, опасный, коварный, быстрый, послушный, вредный). Поз...
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг». Программное содержание:Показать детям значение...
Конспект занятия по ОБЖ.«Огонь – друг и враг человека» (Октябрь)
«Огонь – друг и враг человека»...
"Как человек огонь приручил"
конспект познавательного занятия для детей старшего возраста...
Презентация "Человеку огонь друг , только зря его не тронь"
Конкурс знатоков по пожарной безопасности...
Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»
Чтение рассказа В. Подольного «Как человек огонь приручил»Задачи: Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. ЗАВОЕВАНИЕ...