РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
консультация

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канищева Марина Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»

г. Белгород, Белгородская область

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, взаимодействие с участниками образовательных отношений, инклюзия, обучение в школе, переход на новую ступень образования, подготовка к школе, социальная адаптация, адаптация к новым условиям обучения, учебные навыки, поведение слушателя, руководящий контроль, взаимодействие с образовательными организациями, межведомственное взаимодействие.

Обучение ребенка с расстройствами аутистического спектра не может быть плодотворным без грамотной подготовки к переходу на новую ступень образования. Поэтому, в последний год нахождения обучающегося в ресурсной группе особое внимание уделяется его готовности к школьному обучению, готовности к новым условиям, к встрече с новыми людьми.

Комплексная работа воспитателя и специалистов сопровождения при подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к школе предполагает помощь в:

1. формировании адекватного отношения к учителю;

2. развитии учебной мотивации, через вовлечение ребенка в образовательную деятельность путем использования увлечений и выявленных предпочтений;

3. обучении в условиях, максимально приближенных к школьным;

4. выработке социально-бытовых навыков, необходимых школьнику, через пошаговую отработку от простых навыков к более сложным.

Комплексная работа по подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе должна обязательно учитывать следующие факторы:  психофизические особенности ребенка, зона ближайшего развития, уровень развития предпосылок к учебному поведению.

Как минимум воспитателю необходимо научить ребенка следующему:

1. умению применять по назначению школьные предметы, понимать для чего они нужны;

2. выполнению целенаправленных действий, с учетом индивидуального уровня развития; участию в играх с простыми правилами; выполнению простой инструкции;

3. умению взаимодействовать с другими людьми в пределах возможностей каждого отдельного ребенка;

4. умению следовать правилам нахождения в группе, соблюдению распорядка и режимных моментов;

Для плодотворной работы воспитателя необходимо создание условий, что также входит в компетенцию тьютора, а именно: выстраивание руководящего контроля между ребенком и взрослым, обучение «поведению слушателя», поиски коррекции проявлений нежелательного поведения (особенно в условиях избегания ребенком необходимости садится на занятие), введение системы поощрений (пищевое подкрепление, система жетонов, система «сначала-потом», визуальное расписание), использование альтернативной системы коммуникации с невербальными детьми.

Также, одним из основополагающих факторов в подготовке ребенка с расстройствами аутистического спектра к школе является корректное информирование родителей о необходимости работы в данном направлении, об условиях, создаваемых в школах города (путем реализации в детском саду межведомственного взаимодействия и преемственности), а также, непосредственное привлечение родителей к процессу подготовки.

Подводя итог можно отметить, что, как и любое другое направление работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, подготовка к школе требует выстраивания тесного взаимодействия между воспитателями, родителями и специалистами сопровождения.

Список литературы

  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст6 Учеб.- метод. пособие. - М., 2000.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 200
  3. Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: ВЛАДОС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Цели Программы:обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;обеспечение социально-бытовой адаптации, социализации детей с РАС.Программа напр...

Адаптивная образовательная программа обучающегося с расстройством аутистического спектра

В статье представлен образейц Адаптивной образовательной программы для ребенка с расстройством аутистического спектра. Даны конкретные методы и приемы работы с ребенком. Дано подробное описание пробле...

АНОНС трех АООП ООО ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

АНОНС трех АООП ОООПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Примерная программа воспитан...

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся...