РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по коррекционной педагогике

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в режиме дежурных групп, позволяющие достигать результативности в сопровождении обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канищева Марина Николаевна

воспитатель

Смолякова Людмила Ивановна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»

г. Белгород, Белгородская область

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в режиме дежурных групп, позволяющие достигать результативности в сопровождении обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, дистанционное обучение, взаимодействие с участниками образовательных отношений, результативность, достижение целей.

Организация непрерывного обучения важна не только для нормотипичных детей, но и для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для детей с расстройствами аутистического спектра. Таким детям важно не прекращать образовательный процесс, постоянно повторять пройденный материал, закреплять освоенные навыки. Находясь в привычных, домашних условиях ребенка сложно организовать для выполнения предлагаемых заданий, а также, родители, в большинстве случаев не имеют педагогического образования и не обладают необходимыми компетентностями для полноценного обеспечения образовательного процесса.

Для организации непрерывного дистанционного обучения детей с расстройствами аутистического спектра воспитателями совместно с педагогами сопровождения и тьюторами был разработан алгоритм проведения занятий, внесены корректировки в программу, проделана организационная работа с родителями.

Во-первых, воспитатели, выступающие в качестве связующего звена между родителями и специалистами сопровождения, организовали серию онлайн-встреч на которых педагогом-психологом и учителем-дефектологом были проведены разъяснительные беседы и обучающие мастер-классы по вопросам обучения детей в дистанционном режиме.

Во-вторых, воспитатели, совместно с тьюторами внесли корректировки в программу, которые позволят обучающимся полноценно проходить заявленные темы с учетом сложившейся обстановки. Тьюторами и специалистами сопровождения были собраны актуальные, объективные данные о состоянии обучающихся, уровне усвоенных и закрепленных навыков, частоте проявления нежелательного поведения, откатах. Анализ полученных результатов позволил воспитателям разработать индивидуальные занятия в соответствии с тематическими неделями.

В-третьих, было принято решение о том, что на занятиях воспитателя в дистанционном режиме при онлайн подключении обязательно должен присутствовать закрепленный за ребенком тьютор, который регулирует действия родителя, интенсивность и сложность подаваемого воспитателями материала, а также, собирает данные, относительно поведения ребенка во время работы. Такая мера необходима для дальнейшей корректировки и разработки материала для занятий, анализа текущего состояния ребенка и прогноза освоения программы.

Данные меры были предприняты воспитателями, тьюторами и специалистами сопровождения с момента начала дистанционного обучения детей в связи с работой детского сада в режиме дежурных групп.

Отметим, что часть работы вынесена на самостоятельную деятельность детей и их родителей. Семьям обучающихся с расстройствами аутистического спектра предлагается выполнять некоторые задания, не требующие пристального контроля со стороны специалистов, самостоятельно. К таким заданиям относятся: наблюдение за природными явлениями, животными, птицами, изготовление кормушек, изучение инфраструктуры населенного пункта и т.д. Семьи принимают активное участие в общественной деятельности детского сада, проводимых акциях, марафонах, мероприятиях.

Таким образом, воспитатель занимает одну из ключевых позиций в организации непрерывного дистанционного обучения детей с расстройствами аутистического спектра в период функционирования детского сада в режиме дежурных групп. Плотное взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет добиваться положительных результатов в освоении детьми программы, коррекции нежелательного поведения, освоения и закрепления навыков.

Список литературы

  1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст6 Учеб.- метод. пособие. - М., 2000.
  2. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте.- М., 1999.
  3. Волкмар Фреди Лиза Вайзнер «Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей» (1,2,3 том) - Санкт-Петербург., - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Цели Программы:обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;обеспечение социально-бытовой адаптации, социализации детей с РАС.Программа напр...

Адаптивная образовательная программа обучающегося с расстройством аутистического спектра

В статье представлен образейц Адаптивной образовательной программы для ребенка с расстройством аутистического спектра. Даны конкретные методы и приемы работы с ребенком. Дано подробное описание пробле...

АНОНС трех АООП ООО ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

АНОНС трех АООП ОООПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Примерная программа воспитан...

Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной программы для обучающегося с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития. (со вторым уровнем тяжести)

Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной  программы для обучающегося  с расстройствами аутистического спектра с  задержкой психического развития.(со...

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся...