Адаптивная образовательная программа обучающегося с расстройством аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рыжкова Татьяна Юрьевна

В статье представлен образейц Адаптивной образовательной программы для ребенка с расстройством аутистического спектра. Даны конкретные методы и приемы работы с ребенком. Дано подробное описание проблем ребенка по областям развития. Описан план работы с ребенком, предполагаемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа обучающегося

с расстройствами аутистического спектра

Уважаемые коллеги! В 2018 году я прошла годичные курсы повышения квалификации, на которых со всех сторон было рассмотрен распространенный в настоящее время диагноз аутизм, а также всевозможные расстройства аутистического спектра. Итоговой работой явилось составление адаптированной образовательной программы для ребенка с аутистическими нарушениями. Предлагаю вашему вниманию составленную АОП для ребенка, который находился в моей группе. В течение 2019-2020 учебного года работала именно по этой программе. Все поставленные задачи были полностью выполнены. Считаю, что наглядные таблицы очень помогли при выполнении поставленных задач. Старалась составлять АОП таким образом, чтобы она была конкретизирована и направлена на конкретные нужды ребенка. Буду рада, если кому-то пригодится представленный материал по составлению адаптированной программы.

        

Содержание

Пояснительная записка

  1. Общие сведения о воспитаннике подготовительной группы
  2. Заключение и рекомендации ПМПк образовательного учреждения
  3. Трудности формирования учебных навыков по разделам
  4. Создание специальных условий
  5. Специальные условия, необходимые для обучающегося
  6. Освоение учебных областей
  7. Формирование универсальных учебных действий
  8. Коррекционно-развивающая область
  9. П
  10. Анализ достижения планируемых результатов на конец года.

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее ― АОП) воспитанника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с РАС и задержкой психического развития, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) дошкольное образование является уровнем общего образования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Закона, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для устранения отклонений в развитии необходима система коррекции и воспитания. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а также направленная на разносторонне развитие, достижение ими уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее - ФГОС);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

В соответствии с ФЗ «Об образовании» категория детей с инвалидностью, с РАС, задержкой психического развития, общим недоразвитием речи относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Это отражено также в следующих нормативных документах:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Стандартом предусмотрено включение в Программу содержания коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, для получения дошкольного общего образования детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие адаптированные образовательные программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:

- Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Москва - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

- - Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.

Адаптированная образовательная программа ДО ребенка с расстройством аутистического спектра содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации прав ребенка с ОВЗ дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Адаптированная программа направлена на:

  • компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития ребенка;
  • реализацию потребностей детей в развитии и адаптации в социуме;
  • активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения (педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (законные представители).
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  • создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому,
  • своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе,
  •  создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Адаптированная образовательная программа позволяет:

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
  • гармонично развивать воспитанников с ОВЗ, обеспечивая возможность их успешной социализации и социальной адаптации на следующей ступени начального общего образования;
  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу.

При разработке Программы учитывались следующие принципы:

- Принцип системного, целостного и динамического изучения ребёнка: опора на зону ближайшего развития с учётом актуального уровня развития ребёнка;

- Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесс;

- Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- Принципы интеграции усилий специалистов;

- Принцип универсализма: привлечение ребёнка к разнообразным видам деятельности;

- Принцип сотрудничества: формирование личности ребёнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей;

- Принцип оптимализма: организация деятельности педагога и ребёнка строится на основе изучения, прогнозирования, поддержки развития ребёнка в заданных условиях среды обитания. Конечная цель педагога - развитие потребности ребёнка в саморазвитии;

- Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учётом всех факторов (состояние здоровья ребёнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребёнка, сложности задачи);

- Принцип культуросообразности и региональности: опора в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности, знакомство с национальной культурой, историческим и культурным достоянием региона;

- Принцип преемственности между двумя ступенями образования: учёт запросов следующего звена образовательного процесса - начальной школы.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с расстройствами аутичного спектра (РАС) составлена с учетом заключения ПМПк № …. от….  (дата).

I. Общие сведения

Ф.И.О. ребёнка: А.

Возраст ребёнка: 7 лет

Ф.И.О: родителей: А.Б.В.

Ф.И.О. воспитателя: В.Б.А.

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед: В.В.В.

Педагог психолог: Б.Б.Б.

Заключение и рекомендации ПМПК:

Рекомендовано обучение по АОП для детей с РАС и задержкой психического развития.

  1. Занятия с педагогом-психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков.
  2. Занятия с учителем-дефектологом по программе группы по лексическим темам.
  3. Занятия с учителем-логопедом с целью развития всех сторон речи.

Основная программа группы:

АОП с учётом развития детей с ЗПР

Модель/форма обучения:

Группа для детей с ЗПР в котором обучается ребенок, состоит из 14 человек в возрасте от 6 до 7лет, 10 мальчиков и 4 девочки. Дети обращают внимание на Александра, стараются взаимодействовать с ним. Александр не проявляет интереса к совместной деятельности с детьми. Играет самостоятельно, обособленно.

Срок реализации АОП:

2019 -2020 учебный год

Наличие инвалидности

Нет

II. Заключение и рекомендации ПМПк образовательного учреждения

1. Основные особенности воспитанника (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)

Особенности обработки сенсорной информации 

(по результатам опроса родителей, наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения) 

  • трудности в восприятии и переработке слуховой информации (обращённой речи, понимание инструкций,);
  • часто бурно реагирует на некоторые слуховые раздражители (громкий звук, крик, эхолалии).
  • повторяет показанные действия по образцу;
  • стойкий интерес к поездам и всему, что с ними связано;
  • понимает схематичное изображение действий, может выполнить их;
  • проявляет интерес к русским и английским буквам, самостоятельно читает, может выложить отдельное слово на русском языке;
  • внимателен при просмотре видео-материалов

Характер деятельности 

(по результатам наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения) 

  • деятельность целенаправленная, но однотипная: поезда, метро;
  • не способен заниматься на групповом занятии продолжительностью 25-30 мин.;
  • способен непрерывно заниматься одним видом деятельности (если ребенку не интересен данный вид деятельности) - 2-4 минуты;
  • утомляемость не ярко выражена; в основном наступает на фоне деятельности, связанной с ручной деятельностью; возможен отказ от занятия;
  • с удовольствием занимается рисованием русских и английских букв строго по алфавиту;
  •  работает всегда медленно

Особенности речи

  • понимание обращённой речи нарушено;
  • нарушено звукопроизношение;
  • пассивный словарь по объёму значительно превышает активный;
  • возникают трудности при необходимости попросить что-либо;
  • связная речь не сформирована;
  • не воспринимает шутки

Особенности моторного развития и графических навыков 

(по результатам наблюдения воспитателя и специалистов сопровождения) 

  • движения при ходьбе недостаточно скоординированы, косолапит;
  • движения упражнений выполняет не точно: сложно поднять прямые руки вверх, выполнить приседание или наклон;
  • карандаш в руке удерживает своеобразно;
  • нажим при раскрашивании, штриховке и письме слабый, линии не чёткие;
  • испытывает трудности в предметно-практической деятельности: двуручные действия при работе ножницами сформированы частично, пластилин разминает плохо, форму колбаски, шара пластилину самостоятельно не придаёт;

2. Особенности формирования УУД  (по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» воспитателем и специалистов сопровождения)

Личностные УУД

1. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

Эмоциональное состояние взрослых и сверстников замечает редко. Не проявляет сочувствие к окружающим. В основном спокоен, при возникновении непредвиденной ситуации (кто-то закричал, заплакал) реакции нет. Продолжает играть в свою игру.

2. Восприятие оценки воспитателя и сверстников.

На положительную оценку – повторяет: «Саша- молодец». На отрицательную оценку возможен громкий крик.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Задания, которые не представляют для ребенка интерес, выполняет только с помощью взрослого. Если работу начал выполнять и не успел доделать начинает кричать: «Не успею, не успею…». Мотивация к учебной, равно как и к игровой деятельности в процессе формирования.

4. Соблюдение норм и правил поведения (детский сад, общественные места).

В группе чаще находится один. Если дети случайно задевают его, отсаживается от них подальше. В общественных местах, на мероприятиях в детском саду чаще сидит один на стульчике, держит за руку воспитателя или маму. Способен подождать. Культурно-гигиенические навыки сформированы полностью.

Регулятивные УУД

5. Умение организовать учебное пространство.

Может приготовиться к определённому занятию, при непосредственном указании воспитателя. За столом порядок не поддерживает, краски, кисточки, клей могут быть разбросаны по столу и на полу, рядом с его рабочим местом.

6. Умение организовать собственную

деятельность (игра)

В процессе свободной деятельности чаще выбирает стереотипные действия с вагончиками, поездом, деревянной дорогой. Также может играть на столе-планшете. Всегда играет только по своим правилам, не включая в свою игру никого из сверстников или взрослых.

7. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок).

Всегда оценивает свою работу положительно. Ошибки не находит.

8. Самостоятельность (степень участия взрослого, тьютора). 

В бытовых вопросах участия взрослого не требуется. Требуется помощь на занятии ручным трудом.

9. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям. 

Адаптируется довольно быстро при условии, если мальчику об изменениях заранее сказать.

10. Умение ориентироваться в пространстве группы, садика. 

В пространстве группы ориентируется хорошо. Знает основные помещения детского сада: музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет, кухня, столовая.

Познавательные УУД

11. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков.

Способен к переносу полученных знаний в аналогичную ситуацию при условии дополнительной помощи взрослого 1-2 раза.

12. Умение принимать учебную задачу.

Реагирует на знакомые часто повторяемые фронтальные инструкции (мыть руки, встать на зарядку, физминутку, переодеваться на урок физкультуры и прогулку). Многоступенчатые инструкции надо делить на отдельные действия, так как воспринять несколько сигналов к разным последовательным действиям не может.

13. Умение сохранять учебную задачу.

В случае утомления, затруднений может прекратить выполнение задания. Не способен возобновить работу сам, даже при воздействии со стороны взрослого (дополнительная мотивация, похвала, помощь) вряд ли продолжит работу.

14. Способность добиваться результата.

Отказывается от деятельности, не прикладывая усилий к достижению результата, не обращается за помощью.

Коммуникативные УУД

15. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Со сверстниками не взаимодействует. Со взрослыми взаимодействует односложно. Хотя с мамой общается простыми предложениями.

16.Использование коммуникативных средств.

В период адаптации (сентябрь) подходил к воспитателю и вставал спиной, молчал. После периода адаптации – стал говорить 1-2 слова, стоя в пол-оборота к воспитателю.

 

17.Умение вести диалог.

Вести диалог не способен, ответом на вопрос в лучшем случае будет односложный ответ.

18.Умение задавать вопросы

Вопросы педагогам не задаёт. Задает маме.

III. Трудности формирования учебных навыков по разделам (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин)

Развитие речи

Может пересказывать литературные произведения с помощью вопросов воспитателя. Способен сочинить сюжетный рассказы из опыта: где был, что видел, что понравилось, обязательны наводящие вопросы.   Бытовой словарь понимает полностью, но активно не использует в речи. Ребенок не обсуждает проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, не умеет давать аргументированные оценки. Не участвует в коллективных разговорах, не умеет использовать в речи общепринятые вежливые обращения. Не умеет составлять описательные рассказы. В активном словаре имеет названия предметов и инструментов труда, техники, трудовых действий, относящихся к метрополитену и железной дороге. По остальным лексическим темам знания на уровне 5-летнего ребенка. Затрудняется анализировать поведение и состояние литературных героев, не использует в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, верность). К речи окружающих сверстников не прислушивается. Пытается образовывать слова, использовать суффиксы, приставки. Не умеет самостоятельно употреблять разные типы предложений, вычленяя количество слов в предложении и их последовательность. Чисто и правильно произносит все звуки русского языка. Не использует в речи интонационную выразительность. Речь носит монотонный характер.  Индивидуальный уровень ребенка: средний, на границе с низким.

Развитие математических представлений

Имеет представление о форме, размере, расположенности предметов, пространственных признаках. Владеет обобщением «многоугольники». Различает форму предмета и его частей. Зрительно распознает фигуры, воссоздает их по представлению, по описанию. Умеет пользоваться линейкой, шаблонами, трафаретами. Упорядочивает предметы по размеру, по количеству: равенство, неравенство, выраженное числами, последовательное увеличение, уменьшение 5-10 предметов. Различает отношение части и целого.  Временные представления – последовательность частей суток, дней (вчера, сегодня, завтра), дней недели, месяцев – в процессе формирования.  Сопоставляет предметы на глаз, путем наложения, приложения, выделяет соответствие по форме, количеству, размеру, удаленности. Самостоятельно не высказывается о количестве, способах деления, дополнения, уравнивания. Требуются дополнительные вопросы. Владеет счетом в прямом и обратном порядке, находит место числа среди других. Умеет составить число из двух меньших. Знает цифры, монеты, циферблат часов. Процессы сложения, вычитания чисел, в процессе формирования.  Индивидуальный уровень ребенка: высокий.

Предметный мир

После дополнительных вопросов педагога, может назвать существенные признаки, лежащие в основе таких родовых обобщений, как одежда (зимняя, летняя), головные уборы, обувь, овощи, фрукты, постельное бельё, транспорт (городской, воздушный, водный, наземный). Знает разновидности материалов (разные виды бумаги и картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла). Использует свою систему обследовательских действий при рассматривании предметов для выявления их особенностей, а также определения качеств и свойств материалов, из которых эти предметы сделаны. Предпочитает спросить у мамы, прочитать самостоятельно. Не способен точно обозначить словом особенности предметов и материалов, не может назвать обследовательские действия. Группирует предметы на основе существенных признаков (овощи, фрукты и пр.) Классифицирует предметы по видовому и родовому признакам, варьируя основания для классификации (посуда – чайная, столовая, кухонная, одно- и многоразовая).  Проявляет интерес к определенным темам, то, что мальчику не интересно, может вообще не слушать, говоря о своем. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их особенностями и назначением. Бережно относится к предметам, используемым в играх, быту, повседневной жизни. Индивидуальный уровень ребенка: средний.

Аппликация, рисование, лепка

Не владеет работой с ножницами. Только с помощью воспитателя справляется с симметричным и ажурным вырезанием. Умеет применять технику обрыва для получения целостного образа или для мозаичной аппликации. Умеет последовательно работать над сюжетной аппликацией. Рисование носит специфичный характер: мальчик отображает схему метрополитена, схему железной дороги, может нарисовать карту Европы, схему внутренних органов человека. Точно напишет названия и озвучит их педагогу. Лепку мальчик не любит, на предложение слепить что-либо – может отказаться; либо лепит буквы (русские или английские). Индивидуальный уровень ребенка: средний.

Конструирование

Знает основные геометрические формы, их свойства. Строит по словесной инструкции, схеме (если педагог уточнит мальчику, что это такая железная дорога).  Использует в постройке знакомые архитектурные украшения.  Создает устойчивые постройки, умеет заменять детали.  Создает разнообразные варианты построек наземных частей метрополитена, но обыграть их не может. Не умеет работать в коллективе, все постройки делает самостоятельно, не любит, если ему помогают. Возможен крик в ответ на вмешательство сверстников. Умеет конструировать из конструкторов с различными видами креплений.  Умеет использовать для закрепления частей пластилин.  Индивидуальный уровень ребенка: высокий.

Физическое развитие

Общеразвивающие упражнения – выполняет с помощью: не точно выполняет инструкции, иногда просто ленится. Построения и перестроения – только с подсказкой педагога. Прыжки в высоту, длину – затруднены. Метание предмета - удовлетворительно.  Индивидуальный уровень ребенка: низкий.

Социально-нравственное развитие

Различает половые, возрастные, социальные различия взрослых. Не различает по интонациям, жестам, мимике радость, симпатию, усталость, печаль, огорчение. Хорошо различает эмоции на картинках, может повторить эти эмоциональные состояния на своём лице, но назвать их затрудняется, только после наводящих вопросов. В основном знает и выполняет правила культуры поведения. Не проявляет интерес к эмоциональному состоянию и чувствам взрослых. Не интересуется и не замечает эмоциональное состояние сверстников. Знает правила культуры поведения со сверстниками, но не всегда их соблюдает. Способен оценить негативные поступки других детей, позитивные поступки не замечает. К сверстникам отношение настороженное. Умеет вовлечь в игру одного сверстника, но если тот начинает играть, нарушая Сашины правила, то игра сразу прекращается, либо раздается громкий крик. Знает своё имя, отчество, фамилию, возраст, адрес, номер домашнего телефона. Критику по отношению к себе не воспринимает. Индивидуальный уровень ребенка: средний.

IV. Создание специальных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед  

Импрессивная и экспрессивная речь.

  • Понимание обобщающих понятий по лексическим темам (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
  • Понимание слов, обозначающих действия предмета и с предметом (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять, брать, поднимать и др.);
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.);
  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.);
  • Понимание содержания текста;
  • Пересказ по картинке;
  • Автоматизация звуков.

Индивидуальная коррекционная работа

2 раза в неделю по 25 мин.

Педагог-психолог

  • Формирование         коммуникативных навыков;
  • Развитие личностной сферы (УУД);
  • Формирование         регулятивных         навыков (УУД).

Групповая коррекционная работа

Индивидуальная работа

1 раза в неделю

по 30 часу

1 раз в неделю по 25 минут

 V. Специальные условия, необходимые для обучающегося

Временной режим

 соответствует режиму группы

Организация пространства группы

  • зона отдыха (отдельно стоящее кресло);  
  • визуальное расписание на учебный день;
  • расписание видов деятельности и отдыха в рамках занятия (по необходимости на занятиях лепкой, рисованием)

Организация рабочего места

- дублирование отдельных инструкций картинками

Вспомогательные средства

- нет

Технические средства обучения

- использование таймера при выполнении самостоятельных работ с целью самостоятельного контроля за временем                                                                                                                                                                                                                            

Специальный дидактический, метод. материал

  • наличие пошаговой инструкции к заданиям, подкреплённой картинками;

Форма и условия оценки достижений

Форма оценки:  

  • адаптированные тесты;
  • возможность индивидуальной работы в специально отведенное время;
  • предоставить ребенку дополнительное время для выполнения задания

  1. Освоение учебных областей

Индивидуальные планируемые результаты за учебный год

Результативность

Развитие речи

  1. Научить пересказывать литературные произведения самостоятельно, с помощью схем.
  2. Научить ребенка давать аргументированную оценку поступкам сверстников, сказочных героев.
  3. Научить использовать в речи вежливые слова и обращения.
  4. Развить интерес к различным лексическим темам, побуждать говорить и обсуждать.
  5. Научить слушать и слышать сверстников, по возможности – участвовать в разговоре или обсуждении.
  6. Учить использовать в речи интонационную выразительность.

2

1

2

1

2

1

Развитие математических представлений

  1. Закрепить знания о временных представлениях – последовательность частей суток, дней (вчера, сегодня, завтра), дней недели, месяцев.
  2.  Научить самостоятельно высказываться о количестве, способах деления, дополнения, уравнивания.
  3. Закрепить процессы сложения, вычитания чисел.

2

1

2

Предметный мир

  1. Учить называть существенные признаки, лежащие в основе таких родовых обобщений, как одежда (зимняя, летняя), головные уборы, обувь, овощи, фрукты, постельное бельё, транспорт (городской, воздушный, водный, наземный).
  2. Научить ребенка использовать разные схемы при проведении обследовательских действий.

2

1

Аппликация, рисование, лепка

  1. Учить ребенка работать с ножницами.
  2. Учить рисовать на предложенные темы, точно соблюдая тематику занятия.
  3. Учить лепить на предложенные темы, добиваясь точного выполнения ребенком задания.

2

1

1

Конструирование

  1. Учить работать над коллективными постройками.

1

Физическое развитие

  1. Учить точно выполнять инструкцию инструктора физкультуры.

2

Социально-нравственное развитие

  1. Учить различать по интонациям, жестам, мимике чувства сверстников и адекватно реагировать на них.
  2. Продолжать учить правила культуры поведения, всегда их соблюдать.
  3. Учить замечать положительные поступки сверстников, обучать умению хвалить других детей.
  4. Учить правильно, конструктивно воспринимать критику по отношению к себе.

2

2

1

1

*Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

 0 - планируемые результаты не достигнуты;

1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.

  1. Формирование универсальных учебных действий

Индивидуальные планируемые результаты УУД на учебный год

(приоритетные планируемые результаты)

Результативность

Исполнители

Научиться обращаться за помощью в случае затруднений к педагогам

2

Учитель-дефектолог, воспитатели,

педагог-психолог

Освоить сюжетно-ролевую игру со сверстниками (1-2 ребенка)

2

Воспитатели

Научиться договариваться со сверстниками

2

Воспитатели,

педагог-психолог

Научиться интонационной выразительности речи

2

Учитель-логопед,

Учитель-дефектолог

воспитатели

Научиться адекватно реагировать на вмешательство в игру сверстников

2

Учитель-дефектолог,

Воспитатели,

Педагог-психолог

  1. Коррекционно-развивающая область

Направление деятельности

Индивидуальные планируемые результаты на учебный год

Результативность

Исполнители

Формы работы

Формирование регулятивных навыков

Научиться выполнять правила подвижных и сюжетно-ролевых игр

2

Педагог-психолог

Воспитатель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

В процессе режимных моментов

Научиться адекватно реагировать на вмешательство сверстников (сдерживать крик)

2

Развитие личностной сферы

Научиться озвучивать свои чувства и чувства сверстников

2

Педагог-психолог

Воспитатель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

В процессе режимных моментов

Формирование коммуникативных навыков

Научиться вести диалог с 1 сверстником и педагогами на заданную тему

2

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Воспитатель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

В процессе режимных моментов

Научиться откликаться на просьбы сверстников

2

Формирование и развитие устной речи

Научиться составлять рассказ по картинке

2

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

Научится согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в роде и числе

2

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Воспитатель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

В процессе режимных моментов

Научиться задавать вопросы педагогам и сверстникам

2

Дата составления АОП: сентябрь 2017 года

Родитель (законный представитель):

Воспитатель:

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:

Учитель-дефектолог:

Педагог-психолог:

Учитель-логопед:

  1. Программа педагога-психолога.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной области «Социально-коммуникативного развития» представлена программой педагога-психолога как вариативное образование для детей старшего дошкольного возраста. Игровые тренинги педагога-психолога «Учимся общаться» разработаны на основе программы. «Учимся общаться», разработанной по программе реабилитации и коррекции для детей с ОВЗ (синдром Дауна,  ранний     детский аутизм) Авторы: Асланазова Л.А.,  Коблева  Д.Г. , Сафонова А.Н., Чайковская Е.В., Майкоп: издательство  А.А.Григоренко, 2013,128 с.                                                                                                                                                                                                                      

Цель: помочь детям дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, способствовать созданию атмосферы доверия и взаимопонимания.

Задачи:

- Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

-  Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;

- Помочь в преодолении негативных переживаний и снятие страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение;

   - Корректировать поведение с помощью игр и упражнений, тренировать психомоторные функции;

   - Формировать адекватное поведение, учить осознавать свое поведение;

   - Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;

 - Развивать любознательность, наблюдательность;

    - Способствовать сплочению детского коллектива.

  1. Анализ достижения планируемых результатов на конец года

Анализ оценки достижения планируемых результатов по направлению «Развитие математических представлений» показал наличие стойкой положительной динамики. На конец года планируемые результаты полностью достигнуты.

Также хороших результатов удалось добиться по направлениям «Лепка, рисование, аппликация». Мальчик научился работать с ножницами, рисовать на заданную на занятии тему, стал проявлять интерес к лепке (проведена замена пластилина на соленое тесто – оно мягче по фактуре).

Направление «Развитие речи» оказалось сложным для ребенка, но определенные результаты достигнуты: с помощью схем Саша самостоятельно рассказывает по картинке; научился пользоваться «вежливыми» словами, использует их своевременно; периодически участвует в непродолжительных диалогах со сверстниками, научился договариваться (на непродолжительное время); стал чаще выделять интонацией значимые для него слова. Участвовал в конкурсе чтецов, получил приз зрительских симпатий. Использует в речи значительно больше прилагательных, наречий, глаголов. Пассивный словарь вырос за счет прочитанных книг (читает самостоятельно, со слов мамы – книги выбирает в магазине сам). Пытается рифмовать строчки.

Направление «Предметный мир» и «Физкультура» - наблюдается значительная динамика, все задачи, поставленный на учебный год Сашей освоены.

По направлению «Конструирование» достигнута значительная положительная динамика по всем планируемым результатам. Саша участвует в коллективных постройках, четко словами обозначая свою часть работы. К сожалению, мальчик пока не хочет принимать от сверстников помощь.

Направление «Социально-нравственное развитие» - наблюдается положительная динамика по всем планируемым результатам.

Анализ эффективности планируемых результатов формирования УУД:

В результате оказания воспитаннику комплексной помощи учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и воспитателями отмечается стойкая положительная динамика по всем запланированным результатам.

Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области: Анализ достижения планируемых результатов коррекционной работы показывает наличие стойкой положительной динамики по всем направлениям деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: На момент окончания действия АОП у воспитанника сохраняются незначительные трудности, обусловленные запоздалым формированием эмоционально-волевой сферы. Рекомендована корректировка АОП на следующий учебный период с учётом вышеописанных трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Цели Программы:обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;обеспечение социально-бытовой адаптации, социализации детей с РАС.Программа напр...

АНОНС трех АООП ООО ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

АНОНС трех АООП ОООПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Примерная программа воспитан...

Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной программы для обучающегося с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития. (со вторым уровнем тяжести)

Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной  программы для обучающегося  с расстройствами аутистического спектра с  задержкой психического развития.(со...

Консультация на тему : «Обучение обучающихся с расстройствами аутистического спектра основам математических представлений»

Детям с РАС свойственен неосознанный механический счет в прямом порядке; несформированность обобщенных представлений о количестве; непонимание пространственных отношений; затруднения при выполнении за...

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в...