ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
материал

в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствие с ФАОП ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канищева Марина Николаевна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»

г. Белгород, Белгородская область

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация: в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответствие с ФАОП ДО.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, развивающая предметно-пространственная среда, ФАОП ДО, центры активности.

Развивающая предметно-пространственная среда ресурсной группы представляет собой систему хорошо спланированного и проработанного сочетания игрового и коррекционного оборудования, зон отдыха и активности, мест организации свободной деятельности и режимных моментов. Учитывая возрастную наполняемость группы, а также уровень развития детей с расстройствами аутистического спектра и наличие сочетанных нарушений в развитии, каждая зона и уголок должны отвечать задачам, поставленным педагогами перед отдельным обучающимся. Исходя из этого, организация развивающей предметно-пространственной среды требует профессионального и творческого подхода от воспитателей группы.

Для функционального наполнения группы необходимыми зонами воспитатели тесно сотрудничают со специалистами сопровождения. Такая работа позволяет адаптировать групповые центры и насытить их дидактическими играми и материалами, отвечающими уровням и потребностям каждого обучающегося.

Можно отметить несколько важных принципов, которыми руководствовались воспитатели при организации группового пространства для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

Во-первых, безопасность всего, к чему есть прямой доступ у обучающегося. Дети с расстройствами аутистического спектра могут не адекватно действовать с различными предметами, применять их не по назначению, грызть или проявлять нежелательное поведение, используя какой-либо предмет.

Во-вторых, минимизация визуального шума, то есть, использование закрытых шкафов и полок для игр и оборудования. Хранение игрового оборудования в зонах должно осуществляться в контейнерах или коробках, которые визуально обозначены картинкой. В групповом помещении не должно быть большого количества ярких, красочных деталей, украшений. Это может провоцировать нежелательное поведение на фоне сенсорного перенасыщения.

В-третьих, четкое разделение группового помещения на зоны активности, отдыха, приема пищи. Такой подход помогает ребенку с расстройствами аутистического спектра быстрее адаптировать к пространству и лучше следовать расписанию.

В-четвертых, оформление и расстановка мебели в группе не должна часто и кардинально меняться, так как дети сложно адаптируются и привыкают к новому.

Учитывая разновозрастную наполняемость группы, необходимо наполнять зоны активности материалами, соответствующими возрастному контингенту обучающихся. Например, при наличии ребенка 7-8 лет, то есть, предшкольного возраста, организуя пространство, важно учитывать необходимость помощи в адаптации при переходе на новый уровень образования, наличие атрибутов школьника и использование их в ежедневной работе.

Подводя итог, следует отметить, что работа над организацией развивающей предметно-пространственной среды группы – сложный процесс, требующий включения всех специалистов, работающих в ресурсной группе.

Список литературы

1. Гринспен С., Уидер С. На «ты» с аутизмом. М.: Изд-во «Теревинф», 2016г.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985г.

3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. М.: «Теревинф», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в...