ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Канищева Марина Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Д/С №48 «Вишенка»
г. Белгород, Белгородская область
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра при переходе на новую ступень образования.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, расстройства аутистического спектра, ресурсная группа, детский сад, воспитатель, взаимодействие с участниками образовательных отношений, результативность, переход на новую ступень образования, дезадаптация, нежелательное поведение, школа.
Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к новым условиям – сложный, многоуровневый и длительный процесс, требующий от окружающих выдержки, профессионализма и компетентности в вопросах восприятия мира такими детьми.
Предстоящие изменения условий пребывания ребенка, распорядка дня, окружающих людей, нагрузки могут пагубно сказаться на достигнутых результатах в части усвоения навыков, а так же, спровоцировать проявления нежелательного поведения. Поэтому, мы считаем, что особое внимание необходимо уделить подготовке к переходу на новую ступень образования уже на этапе последнего года обучения в детском саду.
Такую работу необходимо проводить комплексно, привлекая как специалистов, работающих с ребенком, так и родителей. Приведем несколько конкретных примеров, реализованных нами в работе с ребенком предшкольного возраста, который посещает ресурсную группу:
Во-первых, с родителями была проведена беседа относительно необходимости заблаговременной подготовки к адаптации и последствий, которые могут следовать при резком переходе из детского сада в школу. Также, были разработаны и даны рекомендации по организации режима дня, питания и занятий дома.
Во-вторых, воспитателями был организован мини уголок школьника в групповом помещении, включающий в себя атрибуты школьника (портфель, пенал, прописи, азбука). Использование таких атрибутов на занятии позволяет заранее приучить ребенка к организации своего рабочего места и содержанию школьных принадлежностей в надлежащем виде.
В-третьих, тьютору была дана рекомендация по сопровождению ребенка на занятии, включающая в себя наличие дневника школьника с соответствующими визуальными обозначениями ежедневного расписания, разработаны меры поощрения в соответствии с выбором ребенка, а также, санкции в случае проявлений нежелательного поведения на занятиях у воспитателя или специалистов. В обязанности тьютора вошел контроль за использованием атрибутов школьника (сбор портфеля, наполнение пенала).
В-четвертых, совместно с педагогом-психологом и воспитателями подготовительной группы ребенок был инклюзивно включен в занятия по подготовке к школе. Что позволило постепенно закреплять поведение ученика, поведение слушателя.
В-пятых, все задействованные специалисты, а также родители были включены в работу по формированию позитивного образа школы. Во время взаимодействия с ребенком на протяжении всего переходного периода проводилась работа, акцентирующая внимание на престижности и перспективах школьного обучения.
Безусловно, гарантировать мягкий переход из детского сада в школу невозможно, однако, проведенная работа позволила минимизировать возможные риски, подготовить не только ребенка, но и родителей. Все участники образовательных отношений получили опыт, позволяющий в дальнейшем дополнять и совершенствовать работу в этом направлении.
Список литературы
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст6 Учеб.- метод. пособие. - М., 2000.
- Башина В.М. Аутизм в детском возрасте.- М., 1999.
- Волкмар Фреди Лиза Вайзнер «Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей» (1,2,3 том) - Санкт-Петербург., - 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Цели Программы:обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;обеспечение социально-бытовой адаптации, социализации детей с РАС.Программа напр...
Адаптивная образовательная программа обучающегося с расстройством аутистического спектра
В статье представлен образейц Адаптивной образовательной программы для ребенка с расстройством аутистического спектра. Даны конкретные методы и приемы работы с ребенком. Дано подробное описание пробле...
АНОНС трех АООП ООО ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
АНОНС трех АООП ОООПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯС РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Примерная программа воспитан...
Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной программы для обучающегося с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития. (со вторым уровнем тяжести)
Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной программы для обучающегося с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития.(со...
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены ключевые показатели, используемые воспитателем ресурсной группы для анализа организованной развивающей предметно-пространственной среды группового помещения....
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках функционирования детского сада в...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РЕСУРСНОЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ РАЗНОВОЗРАСТНОГО КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
в статье рассмотрены основополагающие принципы опыта работы воспитателей ресурсной группы относительно наполняемости развивающей предметно-пространственной среды разновозрастной группы для обучающихся...