Конспект опытно -экспериментальной деятельности с воспитанниками подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Волшебный камень – магнит»
методическая разработка (подготовительная группа)

Зайцева Мария Николаевна

Конспект опытно -экспериментальной  деятельности с воспитанниками подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Волшебный камень – магнит»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnyy_kamen_magnit.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно -экспериментальной  деятельности                            

 с воспитанниками подготовительной группы

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Волшебный камень – магнит»

Возрастная группа воспитанников  - подготовительная к школе группа

Тема: «Волшебный камень - магнит»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности,

Интегрируемые образовательные области – познавательное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации НООД: познавательная, коммуникативная.

Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация.
Практические:  решение проблемной ситуация; поисковые действия.

Предварительная работа: рассматривание разных магнитов, просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Магнит», дидактические игры «Рыбалка». «Магнитная мозаика», буквы и цифры на магнитах.

Оборудование:
фартуки, листы исследования, картинки, клей, магниты разной величины (на каждого ребенка), металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, тарелка с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне, тарелки одноразовые, мяч. 


Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: Включение детей в игровую ситуацию, настрой детей на предстоящую деятельность.

Создание образовательной ситуации

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гости, давайте поздороваемся.

А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Вот мы с вами улыбнулись друг другу и поделились своим хорошим настроением.

А сейчас я хотела бы показать вам один фокус. Сегодня я принесла вот такую красивую прихватку, но это не простая прихватка, а волшебная. Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. Посмотрите, вот так чудо чудное! Прихватка «поймала» все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет? Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?

Конечно ребятки, в моей прихватке спрятан магнит. Вот и весь секрет.

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

- А кто знает, что такое магнит?

- я предлагаю вам послушать одну старинную легенду об этом необычном камне

Легенда 

В старину рассказывали, будто на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнетолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше не отпускает… Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он. Что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернется. Но как ни был Магнитолик силен и отважен. Гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, как вы думаете, как называлась эта гора?

-Как вы думаете, какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Дети заходят в зал.

Здороваются с гостями.

Дети и педагог встают в круг, и приветствуют друг друга.

Педагог надевает прихватку, спрятав в неё магнит, подносит руку в прихватке к подносу со скрепками (скрепки примагничиваются).

Ответы детей.

Педагог снимает прихватку и показывает детям магнит.

Ответы детей.

Это камень, который притягивает к себе железные предметы.

Магнитная гора

Снял доспехи, сделанные их металла, железа

Вопросы

Вопросы

Мотивация детей на предстоящую деятельность

 -Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем. А чтобы познакомить вас с удивительными свойствами этого камня я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но для начала нам нужно надеть фартуки.

А лаборатория наша не простая, а волшебная, и чтобы попасть в нее нам нужно закрыть глаза и повернуться три раза.

Ну вот мы с вами и в волшебной лаборатории.

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Проходите каждый за свой стол.

Дети надевают фартуки

Ответы детей.

Вопросы

2 часть - основная

Цель: Формировать у дошкольников установку на опыты; обобщить и систематизировать знания детей о магните и его свойствах.

Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми

- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

-

- Правильно, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперименты с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Также на ваших столах лежат листы, где мы с вами будем отмечать результаты наших опытов, которыми мы с вами сможем поделиться с другими ребятами или родителями.

Магниты, металлические скрепки, монеты, гвозди, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткань

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Опыт №1.

- Итак, у вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите все предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе – предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на одну тарелку, а те, которые не притягивают – на другую.

- Назовите, какие предметы притянул магнит?

- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

- А какие предметы не притянул магнит?

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики?

- правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

- Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

Давайте все вместе повторим это слово МАГНЕТИЗМ

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод

Давайте на лист приклеим соответствующую картинку

Опыт №2

-Ребята, как вы считаете , если магнит притягивает только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?

- Давайте проверим. Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощь магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы?

- На старт, внимание, марш!

- Видите, авто двигается, повторяя движение магнита, который вы двигаете под картоном.

- Отчего так происходит?

- Совершенно, верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Вывод

Незабываем про наш лист с опытами и приклеиваем картинку.

Опыт №3

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду – картон, действует ли он через другие преграды. Например – стекло, воду и другие препятствия?

- Давайте проверим. У нас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

- Тогда давайте проверим. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим

- Может магнит притягивать через преграду – стекло?

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод

Фиксируем наш вывод на листе.

- Ну, что пора немного отдохнуть, и я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет)

Игра с мячом «Притянет – не притянет»

(мяч — это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить притягиваются они магнитом или нет, в соответствии – ловят или не ловят мяч).

- а теперь проходим на свои места и продолжим опыты с магнитом.

Опыт №4.

- А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду – воду.

- Перед вами стоят тарелки  с водой. Возьмите скрепку, монетку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду – воду.

- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!

Вытрите руки салфеткой

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод.

Фиксируем наш вывод на листе

Опыт №5

Теперь берем магнит и подносим к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Вывод.

 

Наклеиваем соответствующую картинку на лист

Опыт №6

- Ребята, а вы знаете, что у магнита существуют два полюса: северный и южный?

- Кто знает? Какие полюса притягиваются. А какие отталкиваются?

- Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются.

- Хотите проверить. Тогда сейчас я подойду к каждому из вас. И вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

Какой можно сделать вывод

Вывод:

Фиксируем наш опыт с помощью картинки.

Дети берут по одному предметы, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

Скрепки, монеты, гвозди

Из металла, из железа

Счетные палочки, крышки от бутылок, ткань, карточки

Из дерева, пластика, бумаги, ткани

Потому что они металлические, железные

МАГНЕТИЗМ

Магнит притягивает только металлические предметы

Дети наклеивают картинку на лист

Ответы детей

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

ответы детей

Магнит действует на металлическую скрепку через преграду – картон..

Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду - картон

Дети наклеивают картинку на лист

Ответы детей

Ответы детей.

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх

Да

Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду -стекло

Дети наклеивают картинку на лист

Дети выходят на ковер и встают в круг.

Предметы примагничиваются через воду

Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Дети повторяют опыт.

Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время

Дети наклеивают картинку на лист

Ответы детей

Ответы детей

Дети прикладывают свой магнит к магниту воспитателя

У магнита есть два полюса: одинаковые полюса отталкиваются, а разны

е притягиваются.

Дети наклеивают картинку на лист

Положительная оценка

Положительная оценка

Положительная оценка

Положительная оценка

3 часть - заключительная

Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились?
- Какие предметы притягивает магнит?

- Как называется свойство притягивает к себе предметы?

- Какие свойства вы запомнили?

- Сколько полюсов у магнита?

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

- Ребята, а вы знаете , где еще используют магниты?

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, много нового узнали об удивительном камне – магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо вам за вашу работу.

Возьмите ваши листы с опытами.

И за хорошую работу, я вам приготовила сюрприз, я принесла вам магнитный конструктор.

Давайте с вами попрощаемся с нашими гостями.

Магнитом

Металлические

Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетические

Магнит притягивает только металлические предметы; магнит действует через препятствия – картон, стекло, воду; под воздействием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

Два – северный и южный

Ответы детей (магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки магнитах)

В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты.

Вопросы

Вопросы

Положительная оценка

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

А теперь, я вам предлагаю отправиться в группу и поиграть в этот конструктор

Дети отправляются вместе с воспитателем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Волшебное электричество»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Волшебное электричество"...

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...

Конспект НОД в группе раннего возраста по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Вот какое солнышко"

Используемые технологии:- Здоровьесберегающие педагогические технологии;- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;- Игровые технологии....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие( ФОБ) Тема: «Страна безопасности».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область: познавательное  развитие( ФОБ) Тема: «Страна безопасности»....