Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ильчишина Марина Анатольевна

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"

                            на тему "Песочная страна - страна чудес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"

                            на тему "Песочная страна - страна чудес"

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком. Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и сырого песка. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания  детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.


Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.


Предметно-пространственная среда
- выставка иллюстраций «Песок и его свойства»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с песком;
- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.


Материалы и оборудование:
•  игровой персонаж - мудрая Черепаха, бассейн с сухим песком, ящик с сухим песком и игрушками- обитателями пустыни,  песок, коктейльные трубочки, влажные салфетки, тарелки, клей-карандаш,  ложки, лупы (по количеству детей), формы для куличей, подносы для куличей.

Виды детской деятельности:
социально-коммуникативная, познавательно – исследовательская, физическая.художественная. речевая.


Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные;
- здоровьесберегающие.


Ожидаемые результаты
-ребенок проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.

Ход НОД:

1. Мотивационная (вводная часть). 
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их


2. Постановка проблемно - игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла мудрая черепаха и предлагает нам отгадать загадку.

 Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал...правильно ребята -песок


Воспитатель:  Мудрая черепаха приглашает нас в свою родную, удивительную, полную чудес Песочную страну. Черепаха поможет нам разобраться, что же такое песок, зачем он нужен, каковы его свойства.
Хотите отправиться в путешествие?


4. Правила обращения с песком.
Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте посмотрим какие правила  в Песочной стране?
- Песочек не любит, когда его берут в рот. 
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес!
А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями
- По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём

.
5. Игра с песком «Приветствие песка»
Подошли к бассейну с песком.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.
Воспитатель:
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?

6. Игра с песком «Найди животное в песке»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен песок животным?
Д: Да.
Воспитатель: Правильно. Животные прячутся в песке от жары.
И сейчас мы с вами найдём жителей Песочной страны, которые спрятались в песке и создадим макет Песочной страны.

Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)

Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
8. Динамическая пауза
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами - песчинки.
"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.( Присели на корточки.) Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны .(дети кружаться) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю(присели). Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул(по кругу). Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеились (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись»


9. Проведение экспериментов с песком
Воспитатель: 
Мудрая черепаха просит нас о помощи. Злой бармалей  хочет сьесть  всех животных песочной страны, чтобы этого не случило нужно построить им дома.  


Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло. Для этого возьмите лупу и рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Дети: Песчинки.
вывод Песок состоит из маленьких песчинок. Каких.-мелких.прозрачных.круглых.не прилипающих друг к другу.

 

Опыт 2. «Движение песка» (дыхательное упражнение)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может двигаться?

А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на песок. Что происходит?

Дети: Песок движется.

Вывод: Сухой песок легко раздувается.между ними воздух.и они не прилипают друг к другу.


Опыт 3. Сухой и влажный песок. 

Воспитатель: Ребята насыпте сухой песок в формочку, переверните ее, посмотрите  что получается.Сухой песок не лепиться.

Затем песок намочить и проделать те же операции. (лепится) .

Вывод: Сырой песок принимает любую нужную форму, пока не высохнет, а сухой нет.

Ребята вот мы и помогли животным песочной страны.Посмотрите сколько мы построили домов .Теперь бармалей не сможет их обидеть.


12. Продуктивная деятельность детей по подгруппам.
Воспитатель: Мы много узнали о песке, а теперь Мудрая Черепаха приглашает нас в Творческую Мастерскую. На память жителям Песочной страны мы приготовим подарки:  создадим песочные рисунки.
Рассаживайтесь за столы. Что же для вас здесь приготовлено? 
( клей, цветной картон, сухой песок , салфетки )

 
13. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные подарки мы сделали своими руками для жителей Песочной страны! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Спасибо Мудрой Черепахе, что пригласила нас в такую удивительную страну. 
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. И, конечно же, нам надо попрощаться с песком! Повторяйте все за мной: "Спасибо, милый наш песок,
Ты нам умнее стать помог. До свидания, песок! До свидания, жители Песочной страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе образовательная область: Художественно-эстетическое развитие "По ручейку плывут лодочки".

Конспект НОД в средней группе образовательная область: Художественно-эстетическое развитие "По ручейку плывут лодочки"....

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Весна идет-весне дорогу!»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Весна идет-весне дорогу!"...

Конспект НОД в средней группе по физической культуре ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС.

Конспект НОД в средней  группе по физической культуре "ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС"...

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) «Путешествие в страну математики»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) «Путешествие в страну математики»...

Конспект занятия в средней группе по образовательной области «Здоровье» «Путешествие в страну Чистюлек»

Познакомить детей с основами здорового образа жизни, способствовать осознанному отношению к соблюдению правил личной гигиены.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь....