Лучшая методическая разработка занятия по программе «Социокультурные истоки» для детей 3-4 лет на тему: «Образ света»
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка занятия по программе"Социокультурные истоки" для детей 3-4 лет на тему "Образ света "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Межрегиональный фестиваль педагогических работников и образовательных
организаций «Радуга истоков»-2025,
посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского муниципального
округа Чувашской Республики
Лучшая методическая разработка занятия
по программе «Социокультурные истоки» для детей 3-4 лет
на тему:
«Образ света»
Автор:
воспитатель 1 квалификационной категории
Барабаш Юлия Ивановна
Год создания методической разработки: 2024г.
2025 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка активного занятия на тему: «Образ света»
рассчитана на детский возраст 3-4 лет и составлена на основе программы
«Социокультурные истоки» под редакцией профессора И.А. Кузьмина.
Раннее детство часто называют «золотой порой». Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, прежде всего отца и матери. Ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные руки мамы, забота папы и свет, тепло, радость, которые дарит солнышко, дают ребенку первое представление о добром мире. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Народная мудрость гласит: «При солнышке-тепло, а при матушке- добро».
В эту пору детства все представляется ребенку новым, ярким, удивительным. Он открыт миру, доверяет ему, чувствует себя его частью, поэтому приписывает окружающим предметам те же добрые чувства и желания, которые обнаруживает у самых близких ему людей. Добрые образы детства ребенок буквально впитывает в себя, обладая очень сильной восприимчивостью, так развиваются любовь и доверие к миру, который воспринимается им по-настоящему добрым.
Работа по книге «Добрый мир», поможет взрослым и детям освоить и осмыслит социокультурную категорию «Образ».
Занятие содержит литературный материал для более глубокого осмысления детьми темы «Образ света». Самый доступный для понимания детьми образ – это образ солнышка. Солнышко дарит тепло, свет, радость. Благодаря маме и солнцу маленький ребенок воспринимает мир добрым и светлым.
В процессе восприятия образа солнца, в детях рождается чувство радости, доброжелательное отношение к небесному светилу как к источнику добра, тепла и света.
Методическая разработка занятия по программе
«Социокультурные истоки» в младшей группе на тему
«Образ света».
Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной
организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского
муниципального округа Чувашской Республики
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего
конспект занятия: Барабаш Юлия Ивановна
Возрастная дошкольная группа: 3-4 лет.
Месяц проведения: февраль
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной)
категории: «Образ»
Тема и форма занятия: «Образ света», занятие No6.
Интеграция образовательных областей: социально-
коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».
Задачи:
Образовательные:
- дальнейшее освоение детьми социокультурной категории «Образ»;[1]
- проявление детьми интереса к литературным произведениям книг для развития и книг для развития речи, желания общаться со взрослыми и сверстниками на тему «Образ света»;
- проявление детьми чувства радости в процессе восприятия образа света, доброжелательного отношения к небесному светилу(солнцу) как источнику добра , тепла и света;
- формирование связной речи детей. Обогащение словаря детей добрыми словами .
- освоение навыков разговорной речи и составление сложнып предложений детьми;
Развивающие:
- развитие умения выражать свои добрые чувства;[2]
- развитие эмоциональной сферы ребенка;
Воспитательные:
- воспитание в детях доброжелательного отношения к миру
[1] Истоковедение. Том 17. – М.: Издательский дом «Истоки», 2021, под ред. И. А. Кузьмина, О.С.
Абрамовой, с 43
[2] Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки», 2016., под ред. И. А.
Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 116
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: ресурсный круг.
Оборудование или материал к ООД: книга 2 «Добрый мир»
(Книга 2 для развития детей дошкольного возраста – 3-4 лет), книга 2 «Добрый мир» развитие речи (Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста – 3-4 лет), игрушка петушок, игрушка солнце с лучиками из лент, колонка для музыкального сопровождения, мольберт.
Предварительная работа по плану интеграции: работа с
родителями по второй части книги 2 для развития «Добрый мир»,
знакомство детей со второй частью книги 2 для развития речи «Добрый мир»,
рассматривание иллюстраций по теме и беседа об образе солнышка, чтение песенок-потешек о солнышке (стр.16), закличек о солнышке (стр. 18), загадки про небесное светило (стр.19), стихотворения «Гори-гори ясно» Е.Благининой (стр.16), «Солнышко» Т.Бойко (стр.17), А.Бродского «Солнечный зайчик» (стр.17), «Подсолнух» (стр. 19), прослушивание муз.произведения «Песенка про солнышко» муз. А.Филиппенко, слова Т.Волгиной (стр. 4),разучивание песни «Ест у солнышка дружок» муз. Е.Тиличеевой, слова Е.Каргановой (стр.17), Е.Королевой «Утром рано солнышко..».
Место проведения: групповая комната.
Ход ООД:
- Присоединение:
Дети стоят в круге с воспитателем.
Встанем, встанем, встанем в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель:
- Ребята отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ….. (солнце) [3]
Воспитатель показывает сшитое солнце с лучиками из разноцветных лент и с ладошками на концах ленты.
- Ребята, а какое солнышко? (ответы детей)
[3] «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина с.19
- Да, оно круглое, яркое, ясное, теплое, нежное, бывает красным, желтым, золотым, красивое.
- А что есть у солнышка? (ответы детей)
- Верно, лучики, значит оно бывает еще и лучистым. А еще оно очень любит играть и веселить ребят.
Воспитатель достает зеркало и демонстрирует солнечные зайчики. Просит ребят поймать их и читает стихотворение «Солнечные зайчики» А.Бродского.
Скачут побеайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их- не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам,
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
- Ребята, посмотрите, какой сегодня солнечный день. Какое у вас настроение при виде солнышка? (Ответы детей).
- Солнышко золотое, мы так рады тебя видеть. Друзья мои, давайте поздороваемся с солнышком. Улыбнемся друг другу и подарим солнышку добрые слова. (ответы детей)
Дети рассказывают наизусть потешки о солнышке.
Воспитатель:
Воспитатель зачитывает детям русскую народную песню «Солнышко»
Солнышко-теплышко,
Красное колесушко,
Выкинь из-за горушки
Золотые косушки.
Солнышко-вольнышко,
Посвети немножечко
На головку детушкам,
Малым малолетушкам.
Закликаем ряженых,
Пташек приукрашеных:
Прилетайте во садок
Щебетати весь денек. [4]
- Ребята как еще называют солнышко в этой песне? (теплышко, колесушко, вольнышко)
- Ребята, а кто мне скажет, какой дружок есть у солнышка? (голосистый петушок) Воспитатель показывает игрушку петушка.
- Кто еще является друзьями солнышка? (Есть у солнышка друзья – это мы, и ты, и я).
[4] . «Добрый мир». Книга2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с.18
- Почему хорошо, когда мы все являемся друзьями солнышка? (Мир становится добрым).
- А вы считаете себя друзьями солнышка? (Ответы детей).
- Давайте рассмотрим иллюстрацию к этой песне. Что объединяет солнышко и голосистого петушка? (Ответы детей).
- А сейчас давайте споем эту песню вместе. Дети с воспитателем исполняют песню «Есть у солнышка дружок». [4]
- Ребята, у солнышка много друзей, есть еще такой цветок подсолнух. Его назвали в честь солнышка, так как он под солнцем всегда смотрит на солнышко. Он в течении дня поворачивает свою голову за солнышком. И похож этот цветок на солнышко, такой же круглый и с желтыми лепестками.
Воспитатель читает стихотворение «Подсолнух» и демонстрирует иллюстрацию подсолнуха.
Под солнышком подсолнечник,
Когда денек погожий,
Весь день глядитна солнышко-
Сам на него похожий.
Плывет кораблик-солнышко,
Вокруг лучи с кольцом.
И целый день подсолнечник
Стоит к нему лицом.[3]
Воспитатель читает стихотворение Е.Благинина «Гори-гори ясно!»
Солнышко-красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освеи,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко-красно
Гори-гори ясно!
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови! [3]
Воспитатель:
- С какими добрыми словами мы обращаемся к солнышку?
- О чем дети просят солнышко? Что дает нам солнышко? (ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение Т.Бойко «Солнышко»
[3] «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина с.16, с.17, с.19
[4] . «Добрый мир». Книга2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 17
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое,
Если мы б его достали,
Мы б его расцеловали![3]
- А сейчас давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Воспитатель:
-Ребята, давайте подарим добрые слова солнышку. (ответы детей)
2. Активное занятие: ресурсный круг «Позови солнышко»
Подготовительный этап
Дети и воспитатель сидят в круге. Воспитатель с помощью вопросов настраивает детей на тему разговора:
Воспитатель:
- Солнышко освещает, обогревает все живое на земле. Дарит тепло своих лучей цветам, птицам, животным, людям. Оно радует всех, поэтому про него люди придумали много песенок и потешек. Если спрячется солнышко за тучи, пели песенку, просили:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни поскорей,
Посвети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят! [4]
- Ребята , давайте попросим солнышко посветить нам, споем для него песенку.
Основной этап:
Первый ребенок, сидящий слева от воспитателя, поет песенку, затем передает слово далее по кругу. Последним поет песню оспитатель.
Воспитатель:
- Когда вы улыбаетесь, вы тоже похожи на маленькое солнышко.
- Вы дарите свет, тепло и радость мамам, всем , кто окружает вас.
Заключительный этап:
Воспитатель:
- Ребята, давайте сейчас, посмотрим друг на друга, улыбнемся, подарим всем радость, хорошее настроение.
Рефлексия:
[3] «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина с.16
[4] . «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 16
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите какое у нас солнышко.
- Сколько много у него лучиков.
- Что солнышко дарит людям? А вы умеете дарить родным и близким людям хорошее настроение, добрые слова и добрые дела?
- Вас можно назвать маленькими солнышками?
- Дома, вместе с родителями, вы оформите страницу Альбома «Мои истоки». Впишите потешку о солнышке, которая вам больше всего понравилась и нарисуете свое солнышко.
Список методических пособий:
1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский
дом «Истоки», 2016., под ред. И. А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 224.
2. Истоковедение. Том 17. – М.: Издательский дом «Истоки», 2021, под
ред. И. А. Кузьмина, О.С. Абрамовой, с. 216.
3. «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи
детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина, с.
24.
4. «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 24.
5. «Добрый мир». Альбом для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Социокультурные истоки" . Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама» 2 младшая группа
Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ». Закрепить знания детей о...

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Методическая разработка мероприятия (занятия) по программе "Социокультурные истоки" для воспитанников средней группы дошкольных образовательных организаций "Дружная семья"
Формирование у детей представления о дружной семье, взаимоотношениях с близкими и родными, домашнем уюте....

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Тема: «Светлый Образ»
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в младшей группе на тему: «Образ света»
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»в младшей группена тему:«Образ света»...

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по программе "Социокультурные истоки"
Методические рекомендации адресованы педагогам, реализующим программу "Социокультурные истоки" в ДОУ...
Конспект итогового занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» в группе «А» комбинированного вида «Буратино» для детей 6-7 лет. тема: «Жизненный путь».
Конспект итогового занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» в группе «А» комбинированного вида «Буратино» для детей6-7 лет.тема: «Жизненный путь»....