Лучшая методическая разработка занятия по программе «Социокультурные истоки» для детей 3-4 лет на тему: «Образ света»
методическая разработка (младшая группа)

Барабаш Юлия Ивановна

Методическая разработка занятия по программе"Социокультурные истоки" для детей 3-4 лет на тему "Образ света " 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_2025.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный фестиваль педагогических работников и образовательных
организаций «Радуга истоков»-2025,

 посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского муниципального
округа Чувашской Республики

Лучшая методическая разработка занятия
по программе «Социокультурные истоки» для детей 3-4 лет
на тему:
«Образ света»

Автор:
воспитатель 1 квалификационной категории
Барабаш Юлия Ивановна
Год создания методической разработки: 2024г.


2025 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка активного занятия на тему: «Образ света»
рассчитана на детский возраст 3-4 лет и составлена на основе программы
«Социокультурные истоки» под редакцией профессора И.А. Кузьмина.

Раннее детство часто называют «золотой порой». Ребенок воспринимает мир добрым и светлым благодаря любви окружающих его взрослых, прежде всего отца и матери. Ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные руки мамы, забота папы и свет, тепло, радость, которые дарит солнышко, дают ребенку первое представление о добром мире. Издавна все доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Народная мудрость гласит: «При солнышке-тепло, а при матушке- добро».

В эту пору детства все представляется ребенку новым, ярким, удивительным. Он открыт миру, доверяет ему, чувствует себя его частью, поэтому приписывает окружающим предметам те же добрые чувства и желания, которые обнаруживает у самых близких ему людей. Добрые образы детства ребенок буквально впитывает в себя, обладая очень сильной восприимчивостью, так развиваются любовь и доверие к миру, который воспринимается им по-настоящему добрым.

Работа по книге «Добрый мир», поможет взрослым и детям освоить и осмыслит социокультурную категорию «Образ».

Занятие содержит литературный материал для более глубокого осмысления детьми темы «Образ света». Самый доступный для понимания детьми образ – это образ солнышка. Солнышко дарит тепло, свет, радость. Благодаря маме и солнцу маленький ребенок воспринимает мир добрым и светлым.

В процессе восприятия образа солнца, в детях рождается чувство радости, доброжелательное отношение к небесному светилу как к источнику добра, тепла и света.

Методическая разработка занятия по программе
«Социокультурные истоки» в младшей группе на тему
«Образ света».


         Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной
организации:
 Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского
муниципального округа Чувашской Республики
        Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего
конспект занятия:
 Барабаш Юлия Ивановна
        Возрастная дошкольная группа: 3-4 лет.
        Месяц проведения: февраль
        Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной)
категории:
 «Образ»
        Тема и форма занятия: «Образ света», занятие No6.
        Интеграция образовательных областей: социально-
коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

       Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

       Задачи:

       Образовательные:

- дальнейшее освоение детьми социокультурной категории «Образ»;[1]

- проявление детьми интереса к литературным произведениям книг для развития и книг для развития речи, желания общаться со взрослыми и сверстниками на тему «Образ света»;

- проявление детьми чувства радости в процессе восприятия образа света, доброжелательного отношения  к небесному светилу(солнцу) как источнику добра , тепла и света;

- формирование связной речи детей. Обогащение словаря детей добрыми словами .

- освоение навыков разговорной речи и составление сложнып предложений детьми;

       Развивающие:

- развитие умения выражать свои добрые чувства;[2]

- развитие эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

- воспитание в детях доброжелательного отношения к миру

[1] Истоковедение. Том 17. – М.: Издательский дом «Истоки», 2021, под ред. И. А. Кузьмина, О.С.
Абрамовой, с 43

[2] Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки», 2016., под ред. И. А.
Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 116

       Формы организации: групповая.
       Формы реализации детских видов деятельности: ресурсный круг.
       Оборудование или материал к ООД: книга 2 «Добрый мир»
(Книга 2 для развития детей дошкольного возраста – 3-4 лет), книга 2 «Добрый мир» развитие речи (Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста – 3-4 лет), игрушка петушок, игрушка солнце с лучиками из лент, колонка для музыкального сопровождения, мольберт.

         Предварительная работа по плану интеграции: работа с
родителями по второй части книги 2 для развития «Добрый мир»,
знакомство детей со второй частью книги 2 для развития речи «Добрый мир»,
рассматривание иллюстраций по теме и беседа об образе солнышка, чтение песенок-потешек о солнышке (стр.16),  закличек о солнышке (стр. 18), загадки про небесное светило (стр.19),  стихотворения  «Гори-гори ясно» Е.Благининой (стр.16),  «Солнышко» Т.Бойко (стр.17),  А.Бродского «Солнечный зайчик» (стр.17), «Подсолнух» (стр. 19),  прослушивание муз.произведения «Песенка про солнышко» муз. А.Филиппенко, слова  Т.Волгиной (стр. 4),разучивание песни «Ест у солнышка дружок» муз. Е.Тиличеевой, слова Е.Каргановой (стр.17),  Е.Королевой «Утром рано солнышко..».
        Место проведения: групповая комната.

Ход ООД:

  1. Присоединение:

Дети стоят в круге с воспитателем.

Встанем, встанем, встанем в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель:

- Ребята отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

 Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ….. (солнце) [3]

Воспитатель показывает сшитое солнце с лучиками из разноцветных лент и с ладошками на концах ленты.

- Ребята, а какое солнышко? (ответы детей)

[3]  «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина с.19

- Да, оно круглое, яркое, ясное, теплое, нежное, бывает красным, желтым, золотым, красивое.

- А что есть у солнышка? (ответы детей)

- Верно, лучики, значит оно бывает еще и лучистым. А еще оно очень любит играть и веселить ребят.

Воспитатель достает зеркало и демонстрирует солнечные зайчики. Просит ребят поймать их и читает стихотворение «Солнечные зайчики» А.Бродского.

Скачут побеайчики,

Солнечные зайчики.

Мы зовем их- не идут.

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Вы нигде их не нашли?

- Ребята, посмотрите,  какой сегодня солнечный день. Какое у вас настроение при виде солнышка? (Ответы детей).

- Солнышко золотое, мы так рады тебя видеть. Друзья мои, давайте поздороваемся с солнышком. Улыбнемся друг другу и подарим солнышку добрые слова. (ответы детей)

Дети рассказывают наизусть потешки о солнышке.

Воспитатель:

Воспитатель зачитывает детям русскую народную песню «Солнышко»

Солнышко-теплышко,

Красное колесушко,

Выкинь из-за горушки

Золотые косушки.

Солнышко-вольнышко,

Посвети немножечко

На головку детушкам,

Малым малолетушкам.

Закликаем ряженых,

Пташек приукрашеных:

Прилетайте во садок

Щебетати весь денек. [4]

- Ребята как еще называют солнышко в этой песне? (теплышко, колесушко, вольнышко)

- Ребята, а кто мне скажет, какой дружок есть у солнышка? (голосистый петушок) Воспитатель показывает игрушку петушка.

- Кто еще является друзьями солнышка? (Есть у солнышка друзья – это мы, и ты, и я).

[4] . «Добрый мир». Книга2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с.18

- Почему хорошо, когда мы все являемся друзьями солнышка? (Мир становится добрым).

- А вы считаете себя друзьями солнышка? (Ответы детей).

- Давайте рассмотрим иллюстрацию к этой песне. Что объединяет солнышко и голосистого петушка? (Ответы детей).

- А сейчас давайте споем эту песню вместе. Дети с воспитателем исполняют песню «Есть у солнышка дружок». [4]

- Ребята, у солнышка много друзей, есть еще такой цветок подсолнух. Его назвали в честь солнышка, так как он под солнцем всегда смотрит на солнышко. Он в течении дня поворачивает свою голову за солнышком. И похож этот цветок на солнышко, такой же круглый и с желтыми лепестками.

Воспитатель читает стихотворение «Подсолнух» и демонстрирует иллюстрацию подсолнуха.

Под солнышком подсолнечник,

 Когда денек погожий,

Весь день глядитна солнышко-

Сам на него похожий.

Плывет кораблик-солнышко,

Вокруг лучи с кольцом.

И целый день подсолнечник

Стоит к нему лицом.[3]

Воспитатель читает стихотворение Е.Благинина «Гори-гори ясно!»

Солнышко-красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освеи,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко-красно

Гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови! [3]

Воспитатель:

- С какими добрыми словами мы обращаемся к солнышку?

- О чем дети просят солнышко? Что дает нам солнышко? (ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение Т.Бойко «Солнышко»

[3]  «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина с.16, с.17, с.19

[4] . «Добрый мир». Книга2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 17

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое,

Если мы б его достали,

Мы б его расцеловали![3]

- А сейчас давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик»

Воспитатель:

-Ребята, давайте подарим добрые слова солнышку. (ответы детей)

2. Активное занятие: ресурсный круг «Позови солнышко»

    Подготовительный этап

Дети и воспитатель сидят в круге. Воспитатель с помощью вопросов настраивает детей на тему разговора:

Воспитатель:

- Солнышко освещает, обогревает все живое на земле. Дарит тепло своих лучей цветам, птицам, животным, людям. Оно радует всех, поэтому про него люди придумали много песенок и потешек. Если спрячется солнышко за тучи, пели песенку, просили:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни поскорей,

Посвети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят! [4]

- Ребята , давайте попросим солнышко посветить нам, споем для него песенку.

    Основной этап:

Первый ребенок, сидящий слева от воспитателя, поет песенку, затем передает слово далее по кругу. Последним поет песню оспитатель.

Воспитатель:

- Когда вы улыбаетесь, вы тоже похожи на маленькое солнышко.

- Вы дарите свет, тепло и радость мамам, всем , кто окружает вас.

Заключительный этап:

Воспитатель:

- Ребята, давайте сейчас,  посмотрим друг на друга, улыбнемся, подарим всем радость, хорошее настроение.

  Рефлексия:

[3]  «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина  с.16

[4] . «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 16

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите какое у нас солнышко.

- Сколько много у него лучиков.

- Что солнышко дарит людям? А вы умеете дарить родным и близким людям хорошее настроение, добрые слова и добрые дела?

- Вас можно назвать маленькими солнышками?

-  Дома, вместе с родителями, вы оформите страницу Альбома «Мои истоки». Впишите потешку о солнышке, которая вам больше всего понравилась и нарисуете свое солнышко.

       

  Список методических пособий:


        1. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский
дом «Истоки», 2016., под ред. И. А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 224.
        2. Истоковедение. Том 17. – М.: Издательский дом «Истоки», 2021, под
ред. И. А. Кузьмина, О.С. Абрамовой, с. 216.
        3. «Добрый мир». Развитие речи». Книга 2 для развития речи
детей дошкольного возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина, с.
24.

         4. «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 24.
        5. «Добрый мир». Альбом для развития детей дошкольного
возраста (3-4 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Социокультурные истоки" . Категория «Образ» Тема: «Самый любимый образ – мама» 2 младшая группа

Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.Задачи:Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ».  Закрепить знания детей о...

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Тема: «Светлый Образ»

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в младшей группе на тему: «Образ света»

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»в младшей группена тему:«Образ света»...

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по программе "Социокультурные истоки"

Методические рекомендации адресованы педагогам, реализующим программу "Социокультурные истоки" в ДОУ...

Конспект итогового занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» в группе «А» комбинированного вида «Буратино» для детей 6-7 лет. тема: «Жизненный путь».

Конспект итогового занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» в группе «А» комбинированного вида «Буратино» для детей6-7 лет.тема: «Жизненный путь»....