Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по программе "Социокультурные истоки"
консультация
Методические рекомендации адресованы педагогам, реализующим программу "Социокультурные истоки" в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по подготовке и проведению итоговых занятий
по программе «Социокультурные истоки»
По программе предусмотрено проведение одного итогового занятия по каждой теме в конце каждого месяца (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
Процесс подготовки и проведения занятий можно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной.
Схема подготовки и проведения занятий
I. Подготовительный этап (предшествующая работа)
• чтение художественных произведений
• знакомство с пословицами и поговорками
• разучивание стихотворений, песен, потешек, игр
• оформление страницы Альбома (раскраска, рисунок)
II. Основной этап
1. Вводное слово
2. Работа в круге (беседа с детьми на основе прочитанных произведений, пословиц и личного опыта детей).
3. Работа в парах (выполнение заданий в книгах для развития детей).
4. Игра. Пение песни. Чтение стихотворений.
5. Ресурсный круг. Работа в микрогруппах.
6. Релаксация.
Активные формы работы на занятиях
Первая форма активный форм образовательной деятельности– ресурсный круг, в котором дети начинают взаимодействовать с младшего дошкольного возраста.
При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность и других детей.
Этапы работы в ресурсном круге
Подготовительный этап.
(Присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, здесь активен педагог).
На подготовительном этапе происходит присоединение воспитателя к детям, детей – к теме ОД. Подготовительный этап ОД необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. В качестве присоединения воспитателем используется текст, направленный на развитие у детей всех каналов восприятия, воспитатель также может использовать вводную беседу, рассказ взрослого по теме занятия, разговор-диалог, чтение фрагментов литературных произведений из книг для развития и другие приёмы. Педагог в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.
Основной этап.
В основном этапе ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз. Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.
Заключительный этап. Рефлексия.
На третьем этапе идёт рефлексия – получение обратной связи от воспитанников.
В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект
Следующая форма работы – работа в парах.
1.Подготовительный этап
(присоединение, разговор-беседа по теме)
Подготовительный этап работы в паре проводится с той же целью, что и в ресурсном круге и алгоритм его проведения остаётся прежним.
2. Основной:
Индивидуальная работа ( воспитателем дается объяснение задания, и дети самостоятельно его выполняют).
Далее следует работа в паре.
Работа в паре ( педагог предлагает выполнение задания парой, где необходимо привести к тому чтобы дети общались , не мешая друг другу , поочередно высказывали свое мнение, могли договорится кто будет выступать с ответом). Активность на основном этапе передается детям. Роль воспитателя направляющая, поддерживающая, корректирующая.
Работа в паре начинается со средней группы, когда дети ещё малы, у них ещё нет опыта взаимодействия со сверстником в выполнении одного общего дела. И этот вид деятельности поначалу оказывается для детей не только новым, но, довольно таки и сложным. Поэтому рекомендуется на этапе освоения детьми работы в паре брать нечётное количество детей, с тем, чтобы педагог мог занять в работе в паре партнёрскую позицию с одним из воспитанников. Педагог предлагает ребёнку себя в качестве партнёра, тихонько на равных общается с ребёнком, показывая своим примером, как можно организовать разговор-обсуждение по выполнению задания, как следует договариваться о делегировании права высказаться по поводу принятого решения другому.
Обсуждение в группе (озвучиваются результаты совместной работы одним из участников).
Поскольку современные дети долго остаются эгоцентристами, они с нежеланием уступают друг другу право высказать решение пары. Поэтому педагог в первую очередь предлагает представить решение именно тем детям, которые сумели договориться в паре, радуется за них, показывая, тем самым положительный пример другим детям.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
На заключительном этапе ОД воспитатель и дети анализируют и оценивают результаты работы, осваивая методику анализа и самоанализа деятельности. На этапе рефлексии дети учатся обосновывать собственное поведение, осознавать и проговаривать собственные чувства, потребности и мысли, видеть себя глазами других людей.
РАБОТАВ МИКРОГРУППАХ
Со старшей группы воспитанники начинают осваивать работу в микрогруппах.
Этапы работы активной формы обучения микрогруппах проводятся аналогично работе в парах.
Основной этап - это общение в микрогруппах.
АФО способствуют приобретению детьми очень важных качеств:
- чувство собственной ценности (педагогу важно мнение каждого ребёнка и при подведении итогов совместной работы он обобщает высказывания всех детей, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте);
-чувство защищённости, уверенности в поддержке (в активных занятиях отсутствует отрицательная оценка высказываний детей, поэтому дети уверены в том, что они будут поддержаны и поняты воспитателем, а их мнение – принято);
-доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам);
-позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
-способность к сопереживанию;
-способность к совершенствованию;
-опыт в различных эмоциональных состояниях;
-моральная установка на отзывчивость;
-способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.
Решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, поэтому недостаточно формировать систему ценностей только в детском саду.
В нашем ДОУ целенаправленная работа осуществляется по следующим направлениям.
1. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах продумана система заданий, способствующих организации и развитию общения между детьми и родителями.
2. Проведение итоговых занятий с участием родителей и детей.
3. Участие родителей в проектных работах ДОУ.
4. Участие в выставках и мероприятиях ДОУ..
Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса
Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...
Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ
Данная консультация поможет интересно провети родит.собрание....
Методические рекомендации по подготовке и проведению презентации мастер-класса
Методические рекомендации по подготовке и проведению презентации мастер-класса...