Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лемтюгова Татьяна Ивановна

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями» (познавательно-исследовательская деятельность)

для детей старшего дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-_nablyudenie_za_derevyami.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями»

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Тема: «Наблюдение за деревьями»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель: продолжить расширять и закреплять представления детей об изменениях в жизни деревьев, обусловленных сменой сезонов.

Задачи:

образовательные:

- актуализировать представления детей о строении дерева, о временах года;

- создать условия для осознания детьми сезонных закономерностей в жизни деревьев;

- формировать умения делать выводы на основе практического опыта;

развивающие:

-  создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей;

- способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты;

воспитательные:

- вырабатывать навыки позитивного общения;

- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Словарная работа: актуализация понятий: «смешанный лес», «хвойный лес», «лиственный лес», «части дерева», «спил», «кольца».

Планируемые результаты:

- умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;

- имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знает понятие «лес»;

- устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  

- умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Подготовительная работа:  наблюдения на прогулке за деревьями, сбор опавших листьев, веточек, рассматривание гербариев и дидактических альбомов  на тематику деревьев, дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижные игры на прогулке: «Раз, два, три - к дереву беги!», «Раз, два, три – листочек найди!» «Птичка летела на дерево села…».

Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация к занятию, аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», дидактический набор карточек «Рост деревьев», модель «Времена года» и «Деревья в разные времена года», спил дерева (5 шт.), листья различных деревьев из цветной бумаги, иллюстрации деревьев и леса.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы,

формы, приёмы

Предполагаемая

деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Вырабатывать навыки позитивного общения

Приветствие воспитанников:

- Здравствуйте, дети. Сейчас начнётся наше занятие. Предлагаю для начала встать в круг.

Проведение эмоционального настроя

«Комплименты»:

- Посмотрите, какой большой круг у нас получился! Объясняю, что нужно сейчас сделать: все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент стоящему рядом товарищу. Я начну…

Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Оставаясь в кругу, читает стихотворение:

«Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Мотивация на деятельность:

- Сегодня я предлагаю вам очень полезную тему, знания которой пригодятся нам в жизни. К тому же, обещаю, что будет познавательно и интересно. Готовы начать? Тогда занимайте свои места.

Словесный метод -            беседа

Эмоциональный настрой «Комплимент»

Приём на сплочение группы        «В кругу»

Словесная мотивация на работу

Приветствуют воспитателя.

Выполняют задание, говорят комплименты и пожелания друг другу.

Слушают стихотворение, повторяют за воспитателем.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты.

Беседа:

- Как я и обещала, нас ждёт необычное занятие, а именно – виртуальное путешествие. Закройте глаза и представьте, что вы оказались в лесу.

Включает аудиозапись со звуками леса и пением птиц.

- Предлагаю вам отгадать загадки, чтобы понять, о чём будет идти речь на занятии:

1. «Осенью питает,

зимой согревает,

весной веселит,

летом холодит».

(Дерево)

2. «Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки.

Высоченный – до небес!

Называют его …» (Лес)

После правильно ответа детей на экране включает анимационную заставку с изображением деревьев в лесу.

- Правильно. Значит, мы сегодня будем в роли исследователей, и изучать жизнь деревьев. А скажите, что такое лес? Что можно увидеть и кого встретить в лесу?

Словесный метод -  

беседа

Приём         «Путешествие»

Приём            «Загадки»

Демонстрация, аудио сопровождение

Слушают воспитателя, выполняют задание.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;  умеет  выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Формировать умения делать выводы на основе практического опыт; создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей; способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты; актуализировать представления детей о строении дерева, о временах года

- Чтобы вспомнить названия различных деревьев, предлагаю отгадать загадки.

1. «Не загадка это даже,

Сразу назовём,

Если кто-то только скажет:

«Желуди на нём». (Дуб)

2. «Весной зеленела

Летом загорела,

Осень в сад пришла-

Красны ягодки зажгла.  (Рябина)

4. «Никто её не пугает,

А она дрожит» (Осина)

5. «Он стоит высокий ,стройный,

Лист на нём резной, узорный.

Ветками качает он.

Кто скажите это…»? (Клён)

6. «У меня иголки

Длиннее, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке». (Сосна)

7. «Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей». (Береза)

- Молодцы! Вот как много деревьев назвали. А если в лесу растут одни ёлки и сосны, то как будет называться такой лес? (Хвойный)

- А если деревья только с листочками? (Лиственный)

- А в нашем лесу все деревья растут: и лиственные, и хвойные. Какой же тогда лес у нас? (Смешанный)

- А теперь присядьте на траву. Закройте глаза и послушайте звуки леса.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса» и анимацию на экране с изображением опушки леса.

- Про человека можно сказать, что у него есть руки, ноги, голова и много ещё чего. А у дерева что есть?

- Ух, ты! Молодцы! А для чего дереву корень? (Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.)

- А кора для чего? (Через корень дерево питается полезными соками, пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем и оно погибает, потому что не может питаться).

- Да вы умные дети, все знаете!

Вешает на мольберт иллюстрацию с изображением старого могучего дуба.

- Посмотрите, какое большое, сильное и красивое дерево. Но чтобы оно таким стало, должно пройти много лет.

Логическое задание «Рост дерева»

- Попробуйте-ка мои картинки сложить в правильной последовательности, чтобы выросло дерево.

На каждый стол выдаёт экземпляр дидактических карточек для выполнения задания.

После выполнения на экран выводит изображение правильной последовательности и вместе с детьми проверяет результат и обобщает ответы.

- Молодцы! Правильно разложили карточки! Из семян дерево вырастили. А знаете ли вы, что пока дерево растет, оно проживает свою жизнь и имеет свою историю, о которой может само рассказать? Оно способно даже сказать, сколько ему лет, хотя говорить не умеет.

- Посмотрите,  что у меня есть!

Познавательно-исследовательская деятельность

На каждый стол выдаёт по спилу дерева для исследования. Один держит в руках для демонстрации.

- Исследуем же скорее. Вы знаете, что это такое?

Выслушивает ответы детей.

 - Это спил дерева. Если на него внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца. По этим кольцам определяют возраст дерева: сколько колец, столько лет и дереву. Сосчитаем же, сколько лет было этому дереву.

Приём

«Загадки»

Словесный метод -

беседа

Демонстрация,      аудио сопровождение

Работа с иллюстрацией

Д/и

«Рост          деревьев»

Познавательно-исследовательская деятельность

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Садятся на импровизированный «лесной ковёр»

Высказывают свои предположения (ствол, крона, ветви, корень, кора).

Выкладывают картинки в нужной последовательности

Сравнивают свой результат с правильным.

Исследуют спил дерева, высчитывают, сколько лет было дереву.

Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Создать условия для осознания детьми сезонных закономерностей в жизни деревьев; способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты; вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия

Проведение   физкультминутки

- А теперь встаньте попросторнее и повторяйте движения за мной:

«Руки подняли  и покачали –

Это деревья в лесу.  

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.  

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.  

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад»   (2 раза).

- Присаживайтесь на места.

Воспитатель демонстрирует детям модель «Времена года» и просит по ней назвать признаки каждого времени года.

- Дети, подумайте, всегда ли дерево выглядит одинаково? Меняется ли жизнь дерева в разные сезоны года?

Воспитатель выставляет перед детьми модель «Жизнь дерева в разные сезоны года» и предлагает детям подумать и описать, какие изменения происходят в жизни дерева осенью, зимой, весной, летом.

(Осенью становится холодно и меньше солнца, поэтому листья на деревьях меняют цвет (желтеют, краснеют, а потом опадают). Дерево готовится пережить зиму и находится в состоянии покоя.

Зимой очень холодно, дует ветер, мороз. Дерево спит, покрытое снегом. На нем могут образовываться сосульки. На нем нет листьев, иначе на листьях было бы много снега, и ветки сломались бы под его тяжестью.

Весной становится теплее, солнце ярче светит, природа пробуждается. Дерево тоже просыпается. Снег и сосульки тают, корень питается талой водой, появляются почки, потом они распускаются. После дерево начинает цвести.

Летом жарко, много солнечных дней. Листьев на дереве много, они вырабатывают кислород. Птицы вьют гнезда в кроне дерева. Созревают на дереве плоды).

- А отчего зависят изменения в жизни дерева?

Д/и «Поезд»

- Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру. Правила такие: двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья деревьев, которые я сейчас раздам каждому (тополь, клён, рябина, берёза, дуб). Когда я буду называть остановку (название дерева), те чей лист я назову - выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Воспитатель выставляет перед детьми модель «Лес в разные сезоны года».

- Догадайтесь, как в разное время года дерево помогает животным в лесу.

(Осенью деревья дают плоды, и животные запасают их на зиму и сами наедаются перед холодной зимой, осенние листья животные носят к себе в норы и утепляют их. Зимой у деревьев высокие сугробы, за ними животные могут спрятаться от ветра. Весной, когда на деревьях еще мало листьев, птицам удобно вить гнезда. Летом в жару под деревьями животные прячутся в тени).

- А какую пользу приносят деревья? (Они украшают города; от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека; они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; деревья дают древесину; они служат топливом; из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным).

- А что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев?  (Не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья).

- Дети, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

- А теперь пришло время вернуться из путешествия. Закрываем глаза и попрощаемся с лесом.

Включает аудиозапись «Шум леса, пение птиц».

Физкультминутка

Работа с моделью «Времена года», «Жизнь дерева в разные сезоны года», беседа

Дидактическая игра «Поезд»

Модель «Лес в разные сезоны года», беседа

Аудио сопровождение

Плавное покачивание  поднятыми вверх руками, встряхивание рук перед собой, горизонтальные, одновременные движения руками  вправо – влево.

Дети работают с моделью, по очереди отвечают с опорой на модель.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют действия игры.

Работают с моделью, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои предположения.

Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания

3.

Заключительный этап

Вырабатывать навыки позитивного общения, формировать умения делать выводы на основе практического опыта

Рефлексия

-  Дети, о чем мы сегодня разговаривали?

- Вспомним, из каких частей состоят деревья?

- Какую пользу они приносят людям?

- Как меняются деревья в зависимости от времени года?

- Как определить, сколько лет дереву?

- Что нового и интересного вы сможете рассказать своим близким и друзьям из того, что сегодня узнали?

- Какие задания вам понравились больше всего?

Рефлексия. Словесный метод - беседа

Отвечают на вопросы воспитателя.

Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания

Вывод и самоанализ: в ходе этой работы был отмечен повышенный интерес к экспериментированию, к проведению простейших опытов с объектами окружающего мира. Полученные знания дети многократно смогут повторить в самостоятельной деятельности, в центре «Науки» и в совместной деятельности с родителями. Весь сюжет образовательной деятельности построен на игре-путешествии, в процессе  которого дети практическим путем осваивают способы выявления свойств предметов окружающего мира. В процессе образовательной деятельности были использованы следующие методы и приёмы: словесный (вопросы проблемного и поискового характера, мотивационная беседа), наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический (познавательно-исследовательская деятельность,  работа с моделями), игровой (дидактические игры «Поезд», «В кругу», «Загадки», «Рост деревьев»), а так же рефлексию, аудио сопровождение. Чередование методов, разнообразие материалов и оборудования, использованных в ходе образовательной деятельности, позволили удержать внимание и познавательный интерес на протяжении всей совместной деятельности с детьми. Наиболее яркие впечатления и интерес вызвали у детей работа с моделью «Лес в разные сезоны года» и работа со спилом дерева. В ходе данной познавательно-исследовательской деятельности мне удалось вызвать у детей не только высокий познавательный интерес, но и высокую речевую активность. Дошкольники отвечали на поставленные вопросы, высказывали свое мнение об увиденном и делали соответствующие выводы. На протяжении всей образовательной деятельности старалась учитывать мнение каждого ребёнка, выслушивать предложения и подводить детей к верному решению. При познавательно-исследовательской деятельности учитывалась подготовка детей и уровень знания каждого. В случае возникновения затруднительной ситуации, помогала воспитанникам. При оказании помощи диалог с детьми происходил на уровне глаз дошкольников, показывая тем самым принцип партнерской позиции педагога и детей. Образовательная деятельность соответствует принципу развивающего обучения. В итоговой части образовательной деятельности дети сформулировали выводы о том, как определить, сколько лет дереву, полученные опытным путем. Таким образом, все задачи, поставленные мною, были решены. Происходила интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи (речевое развитие)», «Социализация» и игровая деятельность.

    Пришла к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Данная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих и интеллектуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации "Свойства дерева"

Вид деятельности познавательно-исследовательская        группа ____вторая младшая______________________Тема: «Свойства дерева»Цель: Создать условия для з...

Технологическая карта занятия "Осеннее дерево"

Технологическая карта занятия по "обрывной" аппликации "Осеннее дерево"...

Морозова Е.В. технологическая карта занятия Необычное дерево

Технологическая карта занятия с применением технологии развития познавательной и творческой активности «Необычное дерево»ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/hdsRUqq8PtmZWg...

Технологическая карта занятия по изобразительной деятельности. Пластилинография. Осеннее дерево

Образовательная область: Художественно- эстетическое развитие.Тема занятия: «Осень краски разбросала на деревья и кусты…»Возрастная группа: Старшая группаЦель за...

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал....

Технологическая карта занятия по нейролепке "Волшебные Деревья"

Технологическая карта занятия по неролепке для детей 5-6 лет "Волшебные деревья,...