Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_zanyatiya_trud_v_prirode.docx | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта «Наблюдение за деревьями. Труд в природе»
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Тема: «Наблюдение за деревьями. Труд в природе»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель: продолжить расширять и закреплять представления детей об изменениях в жизни деревьев, обусловленных сменой сезонов.
Задачи:
образовательные:
- актуализировать представления детей о строении дерева, о временах года;
- создать условия для осознания детьми сезонных закономерностей в жизни деревьев;
- формировать умения делать выводы на основе практического опыта;
развивающие:
- создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей;
- способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты;
воспитательные:
- вырабатывать навыки позитивного общения;
- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Словарная работа: «смешанный лес», «хвойный лес», «лиственный лес», «части дерева», «спил», «кольца», «семена».
Планируемые результаты:
- умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
- имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знает понятие «лес»;
- устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- приобщается к труду, воспитанию ответственности и самостоятельности;
- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
Подготовительная работа: наблюдения на прогулке за деревьями, сбор опавших листьев, веточек, рассматривание гербариев и дидактических альбомов на тематику деревьев, дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижные игры на прогулке: «Раз, два, три - к дереву беги!», «Раз, два, три – листочек найди!» «Птичка летела на дерево села…».
Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация к занятию, аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», дидактический набор карточек «Рост деревьев», модель «Времена года» и «Деревья в разные времена года», спил дерева (5 шт.), листья различных деревьев из цв. бумаги, иллюстрации деревьев и леса.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы, РППС | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Вырабатывать навыки позитивного общения | Приветствие воспитанников: - Здравствуйте, дети. Сейчас начнётся наше занятие. Предлагаю для начала встать в круг. Проведение эмоционального настроя «Комплименты»: - Посмотрите, какой большой круг у нас получился! Объясняю, что нужно сейчас сделать: все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент стоящему рядом товарищу. Я начну… Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей. Оставаясь в кругу, читает стихотворение: «Собрались все дети в круг, Я - твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!» Мотивация на деятельность: - Сегодня я предлагаю вам очень полезную тему, знания которой пригодятся нам в жизни. К тому же, обещаю, что будет познавательно и интересно. Готовы начать? Тогда занимайте свои места. | Словесный метод - беседа Эмоциональный настрой «Комплимент» Приём для сплочение группы «В кругу» Словесная мотивация на работу | Приветствуют воспитателя. Выполняют задание, говорят комплименты и пожелания друг другу. Слушают стихотворение, повторяют за воспитателем. | Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты. | Беседа: - Как я и обещала, нас ждёт необычное занятие, а именно – виртуальное путешествие. Закройте глаза и представьте, что вы оказались в лесу. Включает аудиозапись со звуками леса и пением птиц. - Предлагаю вам отгадать загадки, чтобы понять, о чём будет идти речь на занятии: 1. «Осенью питает, зимой согревает, весной веселит, летом холодит». (Дерево) 2. «Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки. Высоченный – до небес! Называют его …» (Лес) После правильно ответа детей на экране включает анимационную заставку с изображением деревьев в лесу. - Правильно. Значит, мы сегодня будем в роли исследователей, и изучать жизнь деревьев. А скажите, что такое лес? Что можно увидеть и кого встретить в лесу? | Словесный метод - беседа. Приём «Путешествие» Приём «Загадки» Демонстрация, аудиосопровождение | Слушают воспитателя, выполняют задание. Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. | Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности | |
Этап ознакомления с материалом | Формировать умения делать выводы на основе практического опыт; создать условия для развития познавательных и исследовательских способностей; способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты; актуализировать представления детей о строении дерева, о временах года | - Чтобы вспомнить названия различных деревьев, предлагаю снова поотгадывать загадки. 1. «Не загадка это даже, Сразу назовём, Если кто-то только скажет: «Желуди на нём». (Дуб) 2. «Весной зеленела Летом загорела, Осень в сад пришла- Красны ягодки зажгла. (Рябина) 4. «Никто её не пугает, А она дрожит» (Осина) 5. «Он стоит высокий ,стройный, Лист на нём резной, узорный. Ветками качает он. Кто скажите это…»? (Клён) 6. «У меня иголки Длиннее, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветки - только на макушке». (Сосна) 7. «Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. И в один из теплых дней Май серёжки дарит ей». (Берёза) Выполнение упражнения для разминки глаз «Ёлка»: - А сейчас мы поможем нашим глазкам «отдохнуть»! Упражнение как раз называется «Ёлка». Проговаривает и показывает выполнение: «Вот стоит большая ёлка (Посмотреть снизу-вверх), Вот такой высоты (Посмотреть сверху-вниз). У неё большие ветки. Вот такой ширины (Посмотреть слева-направо). Есть на ёлке даже шишки (Посмотреть вверх), А внизу – берлога мишки (Посмотреть вниз). Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)» Повторить 2 раза. - Молодцы! Вот как много деревьев назвали. А если в лесу растут одни ёлки и сосны, то как будет называться такой лес? (Хвойный) - А если деревья только с листочками? (Лиственный) - А в нашем лесу все деревья растут: и лиственные, и хвойные. Какой же тогда лес у нас? (Смешанный) - А теперь присядьте на траву. Закройте глаза и послушайте звуки леса. Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса» и анимацию на экране с изображением опушки леса. - Про человека можно сказать, что у него есть руки, ноги, голова и много ещё чего. А у дерева что есть? - Ух, ты! Молодцы! А для чего дереву корень? (Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.) - А кора для чего? (Через корень дерево питается полезными соками ,пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем и оно погибает, потому что не может питаться). - Да вы умные ребята, всё знаете! Вешает на мольберт иллюстрацию с изображением старого могучего дуба. - Посмотрите, какое большое, сильное и красивое дерево. Но чтобы оно таким стало, должно пройти много лет. Логическое задание «Рост дерева» - Попробуйте-ка мои картинки сложить в правильной последовательности, чтобы выросло дерево. На каждый стол выдаёт экземпляр дидакт. карточек для выполнения задания. После выполнения на экран выводит изображение правильной последовательности и вместе с детьми проверяет результат и обобщает ответы. - Молодцы! Правильно разложили карточки! Из семян дерево вырастили. А делали вы это в жизни? - Предлагаю каждому посадить настоящее семечко яблони или апельсина, чтобы следить за их ростом и ухаживать! - Тогда подойдём к своим местам, наденем фартуки, нарукавники, чтобы не запачкаться. - Смотрите внимательно, как я буду это делать, и повторяйте за мной. Показывает. В ходе работы воспитатель проверяет, как дети справляются с заданием, при необходимости оказывает помощь.
- Полный стаканчик насыпать землёй не надо, только половину. Немножко землю нужно утрамбовать. Затем нужно взять и положить посередине стаканчика семечко остренькой головкой вверх. Теперь возьмите лопатку, почерпните из мешка землю, засыпьте семечко землей так, чтобы её не было видно. До самого верха землю в стаканчик не насыпайте. Это нужно для того, чтобы при поливе водичка не переливалась через край стаканчика. - Дети, что же нужно сделать для семечка ещё, чтобы она стала прорастать? - Поливать из лейки нужно по всей поверхности земли, осторожно, равномерно. - Какие мы молодцы! Наши стаканчики ставим в наш «сад» на окне. - А знаете ли вы, что пока дерево растет, оно проживает свою жизнь и имеет свою историю, о которой может само рассказать? Оно способно даже сказать, сколько ему лет, хотя говорить не умеет. - Посмотрите, что у меня есть! Познавательно-исследовательская деятельность На каждый стол выдаёт по спилу дерева для исследования. Один держит в руках для демонстрации. - Исследуем же скорее. Вы знаете, что это такое? Выслушивает ответы детей. - Это спил дерева. Если на него внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца. По этим кольцам определяют возраст дерева: сколько колец, столько лет и дереву. Сосчитаем же, сколько лет было этому дереву. | Приём «Загадки» Разминка для глаз – приём «Ёлка» Словесный метод - беседа Демонстрация, аудиосопровождение Работа с иллюстрацией Д/и «Рост деревьев» Трудовая деятельность Познавательно-исследовательская деятельность | Отгадывают загадки. Выполняют разминку для глаз, повторяют слова. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Садятся на импровизированный «лесной ковёр» Высказывают свои предположения (ствол, крона, ветви, корень, кора). Выкладывают картинки в нужной последовательности. Сравнивают свой результат с правильным. Отвечают на вопрос. Надевают фартуки и нарукавники. Выполняют действия по инструкции воспитателя – садят семена деревьев в стаканчики с землёй. Высказывают свои предположения. Исследуют спил дерева, высчитывают, сколько лет было дереву. | Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, приобщается к труду, воспитанию ответственности и самостоятельности. | |
Этап практического решения проблемы | Создать условия для осознания детьми сезонных закономерностей в жизни деревьев; способствовать развитию навыков наблюдательности, мышления; умения сравнивать объекты; вызвать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия | Проведение физкультминутки - А теперь встаньте попросторнее и повторяйте движения за мной: «Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад» (2 раза). - Присаживайтесь на места. Воспитатель демонстрирует детям модель «Времена года» и просит по ней назвать признаки каждого времени года. - Дети, подумайте, всегда ли дерево выглядит одинаково? Меняется ли жизнь дерева в разные сезоны года? Воспитатель выставляет перед детьми модель «Жизнь дерева в разные сезоны года» и предлагает детям подумать и описать, какие изменения происходят в жизни дерева осенью, зимой, весной, летом. (Осенью становится холодно и меньше солнца, поэтому листья на деревьях меняют цвет (желтеют, краснеют, а потом опадают. Дерево готовится пережить зиму и находится в состоянии покоя. Зимой очень холодно, дует ветер, мороз. Дерево спит, покрытое снегом. На нем могут образовываться сосульки. На нем нет листьев, иначе на листьях было бы много снега, и ветки сломались бы под его тяжестью. Весной становится теплее, солнце ярче светит, природа пробуждается. Дерево тоже просыпается. Снег и сосульки тают, корень питается талой водой, появляются почки, потом они распускаются. После дерево начинает цвести. Летом жарко, много солнечных дней. Листьев на дереве много, они вырабатывают кислород. Птицы вьют гнезда в кроне дерева. Созревают на дереве плоды). - А отчего зависят изменения в жизни дерева? Д/и «Поезд» - Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру. Правила такие: двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья деревьев, которые я сейчас раздам каждому (тополь, клён, рябина, берёза, дуб). Когда я буду называть остановку (название дерева), те чей лист я назову - выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки. Воспитатель выставляет перед детьми модель «Лес в разные сезоны года». - Догадайтесь, как в разное время года дерево помогает животным в лесу. (Осенью деревья дают плоды, и животные запасают их на зиму и сами наедаются перед холодной зимой, осенние листья животные носят к себе в норы и утепляют их. Зимой у деревьев высокие сугробы, за ними животные могут спрятаться от ветра. Весной, когда на деревьях еще мало листьев, птицам удобно вить гнезда. Летом в жару под деревьями животные прячутся в тени). - А какую пользу приносят деревья? (Они украшают города; от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека; они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; деревья дают древесину; они служат топливом; из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным). - А что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья). - Дети, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья. - А теперь пришло время вернуться из путешествия. Закрываем глаза и попрощаемся с лесом. Включает аудиозапись «Шум леса, пение птиц». | Физкультминутка Работа с моделью «Времена года», «Жизнь дерева в разные сезоны года», беседа Дидактическая игра «Поезд» Модель «Лес в разные сезоны года», беседа Аудиосопровождение | Плавное покачивание поднятыми вверх руками, встряхивание рук перед собой, горизонтальные, одновременные движения руками вправо – влево. Дети работают с моделью, по очереди отвечают с опорой на модель. Отвечают на вопросы воспитателя. Выполняют действия игры. Работают с моделью, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои предположения. | Умеет сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, выделяет характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания | |
3. | Заключительный этап | Вырабатывать навыки позитивного общения, формировать умения делать выводы на основе практического опыта | Рефлексия - Дети, о чем мы сегодня разговаривали? - Вспомним, из каких частей состоят деревья? - Какую пользу они приносят людям? - Как меняются деревья в зависимости от времени года? - Как определить, сколько лет дереву? - Что нового и интересного вы сможете рассказать своим близким и друзьям из того, что сегодня узнали? - Какие задания вам понравились больше всего? | Рефлексия. Словесный метод - беседа | Отвечают на вопросы воспитателя. | Владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта труда в природе для детей младшего дошкольного возраста "Посадка луковиц тюльпанов к 8 марта"
Технологическая карта...
Картотека наблюдений и труда в уголок природы для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений и труда в уголок природы....
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....
Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....
Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста
Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста...
Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...