Конспект занятия по «Познанию» В старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Путешествие в смешанный лес»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по «Познанию»
В старшей группе (5 – 6 лет)
Тема: «Путешествие в смешанный лес»
Доминирующая образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями.
Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса; уточнять знания детей о правилах поведения в лесу.
Оборудование: иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса, пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент | 3мин |
II | Основная часть |
|
|
1 | Игра | Хищники и травоядные | 17 мин |
2 | Работа с пособием | Расскажи, что изменилось за окном | |
Покажи стрелками, кто где живет | |||
III | Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 5 мин |
Длительность 25 минут.
Ход занятия
- Вводная часть.
- Где мы с вами побывали в прошлый раз с Таней, Ваней и доктором Айболитом? (в тайге)
- Что такое тайга?
- Основная часть.
Игра «Хищники и травоядные»
На доске два круга с символами хищников и травоядных. У детей карточки с изображением животных смешанного леса. Дети подходят к тому или иному кругу и рассказывают о животном.
- А кто питается растениями?
- Как назвать этих животных? (травоядные)
- Кто охотится на травоядных? (хищники)
- Как вы думаете какого зайчика легче поймать лисе – здорового или больного. Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные, здоровые травоядные.
Затруднение в игре возникает, когда очередь доходит до медведя, ребенок с карточкой-изображением этого животного не знает, в какой круг ему встать.
Помогаю детям найти решение.
- Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит отправиться дальше.
- Но на чем?
- Какими видами транспорта мы уже пользовались? (воздушными)
- О чем говорит большое количество зеленого цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна.
- Как вы понимаете это слово?
- Подумайте, какие средства передвижения доступны в этих местах?
- По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А как вы думаете, зачем тратить столько сил, времени, средств на постройку дорог, если есть самолеты? По многим причинам. По многим причинам, например, самолеты не летают в пасмурную погоду, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд на много меньше стоят, чем билеты на самолет.
Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек.
- Сколько вагонов потребуется? (столько сколько людей)
- Но интересно ли ехать в одиночестве?
- сколько потребуется вагонов, если мы поедим по два человека? Как это узнать? Найти себе попутчика, т.е. поделиться по парам и сосчитать количество пар.
- А если мы поедим по 3-4 человека в вагоне, сколько потребуется вагонов? Давайте поедим все вместе.
- Сколько вагонов потребуется нам в это случае? (один)
- Скажите, почему поезда называются составами? (их составляют из разного количества вагонов)
- А как вы объясните слово «попутчик»? верно, это человек, с которым вам по пути.
И вот мы готовы к отъезду. Прощаемся с обитателями тайги.
- С кем? (белкой, куницей, лосем, рысью, дятлом, филином, синицей, клестом)
- А почему мы не можем попрощаться с медведем? (он спит в берлоге)
- Садимся в поезд. Едим. Кто из вас ездил на поезде на дальние расстояния? Как устроен вагон поезда? Он разделен на небольшие комнаты-купе, в каждом из которых едут по 4 человека. Хозяйка вагона проводница.
- А помните, как называется хозяйка самолета? (стюардесса) Проводница выдаст вам постельное белье и предложит чай.
- А чем можно заняться в пути? Можно почитать книгу, которую вы взяли перед отъездом в библиотеке, или поиграть в настольные игры, например в «молоточки». (дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель молоточком стучит. Ребята должны посчитать количество ударов).
Поезд сделал остановку. Прежде чем выйти и размяться, надо спросить у проводницы, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, не отходите от вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. Стоянка окончена. Едим дальше.
Вечереет. Ложимся спать.
Работа с пособием
Задание «Расскажи, что изменилось за окном»
- Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Что изменилось? (появились не хвойные деревья)
- Как они называются? (лиственные)
- Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья? Подумайте, почему стали появляться лиственные деревья?
Зимы в этих местах не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья могут выдержать зимние холода.
Заходим в лес, он называется смешанным. Как вы думаете почему? В нем встречаются хвойные и лиственные деревья. В этом лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет легко проходит через листву.
Вспомните хвойные лес, в нем всегда сумрачно.
Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями: в смешанном или хвойном лесу. Почему? Потому что в смешанном лесу больше света, поэтому и растительности больше.
В таком лесу различают несколько уровней. «Крыша леса» - это ветки и листья самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие как сойки, вьют гнезда на самом высоко ярусе.
Небольшие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок.
- Вспомните, чем деревья отличаются от кустов?
В самом низу лесная подстилка.
- Из чего она состоит?
- чем отличается от подстилки хвойного леса? Лесная подстилка смешанного леса – огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит, и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно рассмотреть небольшие кучки - это листья, которые дождевые черви заносят к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно разглядеть множество червей и микроорганизмов. Они очень важны, т.к. поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки, и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.
- А как назвать, например, медведя, который и ягоды ест, и мед, и рыбу, и небольших животных, т.е. все. (всеядный)
- Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных? Зверей или травоядных? Хищников или всеядных?
Лес живет своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.
- Почему нужно это делать? Почему говорят: «Лес – наше богатство!»
- Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест травы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! «Совсем другой воздух!» - говорим мы в лесу.
Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как все живые существа, питается, спит, размножается, дышит. Дерево, и не только оно, а все растения «вдыхают» тот воздух, которые выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который называется кислородом и мы им дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.
Работа с пособием
Задание «Покажи стрелками, кто где живет»
- Каждое животное живет в своем ярусе. Покажите стрелками, кто где живет и назовите этот ярус.
Задание «Объясните, почему говорят: «Лес – наше богатство!»
- Рассмотрите рисунки и объясните, почему так говорят.
- Заключительная часть.
- Объясните, почему в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? Зачем разводят дома комнатные растения?
-Почему еще дорог нам наш лес? Это дом для птиц и животных. Не будь леса не было бы их. Что еще дает нам лес? Лес – строительный материал, топливо, бумага.
Пройдите по группе и найдите предметы, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.
- Мы часто ходим в лес просто погулять, собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому. Вспомните правила поведения в лесу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познанию»
В старшей группе (5 – 6 лет)
Тема: «Путешествие в смешанный лес»
Доминирующая образовательная область: коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»
Вид деятельности детей: игровая деятельность
Цель: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями.
Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса; уточнять знания детей о правилах поведения в лесу.
Оборудование: иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса, пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организующий момент | 3мин |
II | Основная часть | ||
1 | Игра | Хищники и травоядные | 17 мин |
2 | Работа с пособием | Расскажи, что изменилось за окном | |
Покажи стрелками, кто где живет | |||
III | Заключительная часть | Подведение итогов занятия | 5 мин |
Длительность 25 минут.
Ход занятия
- Вводная часть.
- Где мы с вами побывали в прошлый раз с Таней, Ваней и доктором Айболитом? (в тайге)
- Что такое тайга?
- Основная часть.
Игра «Хищники и травоядные»
На доске два круга с символами хищников и травоядных. У детей карточки с изображением животных смешанного леса. Дети подходят к тому или иному кругу и рассказывают о животном.
- А кто питается растениями?
- Как назвать этих животных? (травоядные)
- Кто охотится на травоядных? (хищники)
- Как вы думаете какого зайчика легче поймать лисе – здорового или больного. Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные, здоровые травоядные.
Затруднение в игре возникает, когда очередь доходит до медведя, ребенок с карточкой-изображением этого животного не знает, в какой круг ему встать.
Помогаю детям найти решение.
- Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит отправиться дальше.
- Но на чем?
- Какими видами транспорта мы уже пользовались? (воздушными)
- О чем говорит большое количество зеленого цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна.
- Как вы понимаете это слово?
- Подумайте, какие средства передвижения доступны в этих местах?
- По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А как вы думаете, зачем тратить столько сил, времени, средств на постройку дорог, если есть самолеты? По многим причинам. По многим причинам, например, самолеты не летают в пасмурную погоду, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд на много меньше стоят, чем билеты на самолет.
Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек.
- Сколько вагонов потребуется? (столько сколько людей)
- Но интересно ли ехать в одиночестве?
- сколько потребуется вагонов, если мы поедим по два человека? Как это узнать? Найти себе попутчика, т.е. поделиться по парам и сосчитать количество пар.
- А если мы поедим по 3-4 человека в вагоне, сколько потребуется вагонов? Давайте поедим все вместе.
- Сколько вагонов потребуется нам в это случае? (один)
- Скажите, почему поезда называются составами? (их составляют из разного количества вагонов)
- А как вы объясните слово «попутчик»? верно, это человек, с которым вам по пути.
И вот мы готовы к отъезду. Прощаемся с обитателями тайги.
- С кем? (белкой, куницей, лосем, рысью, дятлом, филином, синицей, клестом)
- А почему мы не можем попрощаться с медведем? (он спит в берлоге)
- Садимся в поезд. Едим. Кто из вас ездил на поезде на дальние расстояния? Как устроен вагон поезда? Он разделен на небольшие комнаты-купе, в каждом из которых едут по 4 человека. Хозяйка вагона проводница.
- А помните, как называется хозяйка самолета? (стюардесса) Проводница выдаст вам постельное белье и предложит чай.
- А чем можно заняться в пути? Можно почитать книгу, которую вы взяли перед отъездом в библиотеке, или поиграть в настольные игры, например в «молоточки». (дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель молоточком стучит. Ребята должны посчитать количество ударов).
Поезд сделал остановку. Прежде чем выйти и размяться, надо спросить у проводницы, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, не отходите от вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. Стоянка окончена. Едим дальше.
Вечереет. Ложимся спать.
Работа с пособием
Задание «Расскажи, что изменилось за окном»
- Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Что изменилось? (появились не хвойные деревья)
- Как они называются? (лиственные)
- Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья? Подумайте, почему стали появляться лиственные деревья?
Зимы в этих местах не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья могут выдержать зимние холода.
Заходим в лес, он называется смешанным. Как вы думаете почему? В нем встречаются хвойные и лиственные деревья. В этом лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет легко проходит через листву.
Вспомните хвойные лес, в нем всегда сумрачно.
Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями: в смешанном или хвойном лесу. Почему? Потому что в смешанном лесу больше света, поэтому и растительности больше.
В таком лесу различают несколько уровней. «Крыша леса» - это ветки и листья самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие как сойки, вьют гнезда на самом высоко ярусе.
Небольшие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок.
- Вспомните, чем деревья отличаются от кустов?
В самом низу лесная подстилка.
- Из чего она состоит?
- чем отличается от подстилки хвойного леса? Лесная подстилка смешанного леса – огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит, и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно рассмотреть небольшие кучки - это листья, которые дождевые черви заносят к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно разглядеть множество червей и микроорганизмов. Они очень важны, т.к. поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки, и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.
- А как назвать, например, медведя, который и ягоды ест, и мед, и рыбу, и небольших животных, т.е. все. (всеядный)
- Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных? Зверей или травоядных? Хищников или всеядных?
Лес живет своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.
- Почему нужно это делать? Почему говорят: «Лес – наше богатство!»
- Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест травы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! «Совсем другой воздух!» - говорим мы в лесу.
Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как все живые существа, питается, спит, размножается, дышит. Дерево, и не только оно, а все растения «вдыхают» тот воздух, которые выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который называется кислородом и мы им дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.
Работа с пособием
Задание «Покажи стрелками, кто где живет»
- Каждое животное живет в своем ярусе. Покажите стрелками, кто где живет и назовите этот ярус.
Задание «Объясните, почему говорят: «Лес – наше богатство!»
- Рассмотрите рисунки и объясните, почему так говорят.
- Заключительная часть.
- Объясните, почему в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? Зачем разводят дома комнатные растения?
-Почему еще дорог нам наш лес? Это дом для птиц и животных. Не будь леса не было бы их. Что еще дает нам лес? Лес – строительный материал, топливо, бумага.
Пройдите по группе и найдите предметы, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.
- Мы часто ходим в лес просто погулять, собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому. Вспомните правила поведения в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Увлекательная тестопластика. Тема: "Путешествие в лес".
Главная цель занятия - развить фантазию у детей и закрепить умение детей лепить фигуры из соленого теста....

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Увлекательная тестопластика. Тема: «Путешествие в лес»
Цели:Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, худо...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Путешествие в страну Здоровья»
Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Путешествие в страну Здоровья»...