Конспект занятия по «Познанию» В старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Путешествие в смешанный лес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мирманова Гульнара Жумабековна

Конспект занятия по «Познанию»

В старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «Путешествие в смешанный лес»

 

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса; уточнять знания детей о правилах поведения в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса, пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.

 

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

 

 

1

Игра

Хищники и травоядные

17 мин

2

Работа с пособием

Расскажи, что изменилось за окном

Покажи стрелками, кто где живет

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Где мы с вами побывали в прошлый раз с Таней, Ваней и доктором Айболитом? (в тайге)

- Что такое тайга?

  1. Основная часть.

Игра «Хищники и травоядные»

На доске два круга с символами хищников и травоядных. У детей карточки с изображением животных смешанного леса. Дети подходят к тому или иному кругу и рассказывают о животном.

- А кто питается растениями?

- Как назвать этих животных? (травоядные)

- Кто охотится на травоядных? (хищники)

- Как вы думаете какого зайчика легче поймать лисе – здорового или больного. Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные, здоровые травоядные.

Затруднение в игре возникает, когда очередь доходит до медведя, ребенок с карточкой-изображением этого животного не знает, в какой круг ему встать.

Помогаю детям найти решение.

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит отправиться дальше.

- Но на чем?

- Какими видами транспорта мы уже пользовались? (воздушными)

- О чем говорит большое количество зеленого цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна.

- Как вы понимаете это слово?

- Подумайте, какие средства передвижения доступны в этих местах?

- По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А как вы думаете, зачем тратить столько сил, времени, средств на постройку дорог, если есть самолеты? По многим причинам. По многим причинам, например, самолеты не летают в пасмурную погоду, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд на много меньше стоят, чем билеты на самолет.

Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек.

- Сколько вагонов потребуется? (столько сколько людей)

- Но интересно ли ехать в одиночестве?

- сколько потребуется вагонов, если мы поедим по два человека? Как это узнать? Найти себе попутчика, т.е. поделиться по парам и сосчитать количество пар.

- А если мы поедим по 3-4 человека в вагоне, сколько потребуется вагонов? Давайте поедим все вместе.

- Сколько вагонов потребуется нам в это случае? (один)

- Скажите, почему поезда называются составами? (их составляют из разного количества вагонов)

- А как вы объясните слово «попутчик»? верно, это человек, с которым вам по пути.

И вот мы готовы к отъезду. Прощаемся с обитателями тайги.

- С кем? (белкой, куницей, лосем, рысью, дятлом, филином, синицей, клестом)

- А почему мы не можем попрощаться с медведем? (он спит в берлоге)

- Садимся в поезд. Едим. Кто из вас ездил на поезде на дальние расстояния? Как устроен вагон поезда? Он разделен на небольшие комнаты-купе, в каждом из которых едут по 4 человека. Хозяйка вагона проводница.

- А помните, как называется хозяйка самолета? (стюардесса) Проводница выдаст вам постельное белье и предложит чай.

- А чем можно заняться в пути? Можно почитать книгу, которую вы взяли перед отъездом в библиотеке, или поиграть в настольные игры, например в «молоточки». (дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель молоточком стучит. Ребята должны посчитать количество ударов).

Поезд сделал остановку. Прежде чем выйти и размяться, надо спросить у проводницы, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, не отходите от вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. Стоянка окончена. Едим дальше.

Вечереет. Ложимся спать.

Работа с пособием

Задание «Расскажи, что изменилось за окном»

- Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Что изменилось? (появились не хвойные деревья)

- Как они называются? (лиственные)

- Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья? Подумайте, почему стали появляться лиственные деревья?

Зимы в этих местах не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья могут выдержать зимние холода.

Заходим в лес, он называется смешанным. Как вы думаете почему? В нем встречаются хвойные и лиственные деревья. В этом лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет легко проходит через листву.

Вспомните хвойные лес, в нем всегда сумрачно.

Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями: в смешанном или хвойном лесу. Почему? Потому что в смешанном лесу больше света, поэтому и растительности больше.

 В таком лесу различают несколько уровней. «Крыша леса» - это ветки и листья самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие как сойки, вьют гнезда на самом высоко ярусе.

Небольшие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок.

- Вспомните, чем деревья отличаются от кустов?

В самом низу лесная подстилка.

- Из чего она состоит?

- чем отличается от подстилки хвойного леса? Лесная подстилка смешанного леса – огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит, и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно рассмотреть небольшие кучки - это листья, которые дождевые черви заносят к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно разглядеть множество червей и микроорганизмов. Они очень важны, т.к. поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки, и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.

- А как назвать, например, медведя, который и ягоды ест, и мед, и рыбу, и небольших животных, т.е. все. (всеядный)

- Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных? Зверей или травоядных? Хищников или всеядных?

Лес живет своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.

- Почему нужно это делать? Почему говорят: «Лес – наше богатство!»

- Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест травы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! «Совсем другой воздух!» - говорим мы в лесу.

Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как все живые существа, питается, спит, размножается, дышит. Дерево, и не только оно, а все растения «вдыхают» тот воздух, которые выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который называется кислородом и мы им дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.

Работа с пособием

Задание «Покажи стрелками, кто где живет»

- Каждое животное живет в своем ярусе. Покажите стрелками, кто где живет и назовите этот ярус.

Задание «Объясните, почему говорят: «Лес – наше богатство!»

- Рассмотрите рисунки и объясните, почему так говорят.

  1. Заключительная часть.

- Объясните, почему в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? Зачем разводят дома комнатные растения?

-Почему еще дорог нам наш лес? Это дом для птиц и животных. Не будь леса не было бы их. Что еще дает нам лес? Лес – строительный материал, топливо, бумага.

Пройдите по группе и найдите предметы, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.

- Мы часто ходим в лес просто погулять, собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому. Вспомните правила поведения в лесу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию»

В старшей группе (5 – 6 лет)

Тема: «Путешествие в смешанный лес»

Доминирующая образовательная область: коммуникация

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»

Вид деятельности детей: игровая деятельность

Цель: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словами и предложениями.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса; уточнять знания детей о правилах поведения в лесу.

Оборудование: иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса, пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4 – 5 лет, цветные карандаши.

Структура занятия

I

Вводная часть

Организующий момент

3мин

II

Основная часть

1

Игра

Хищники и травоядные

17 мин

2

Работа с пособием

Расскажи, что изменилось за окном

Покажи стрелками, кто где живет

III

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность 25 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

- Где мы с вами побывали в прошлый раз с Таней, Ваней и доктором Айболитом? (в тайге)

- Что такое тайга?

  1. Основная часть.

Игра «Хищники и травоядные»

На доске два круга с символами хищников и травоядных. У детей карточки с изображением животных смешанного леса. Дети подходят к тому или иному кругу и рассказывают о животном.

- А кто питается растениями?

- Как назвать этих животных? (травоядные)

- Кто охотится на травоядных? (хищники)

- Как вы думаете какого зайчика легче поймать лисе – здорового или больного. Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные, здоровые травоядные.

Затруднение в игре возникает, когда очередь доходит до медведя, ребенок с карточкой-изображением этого животного не знает, в какой круг ему встать.

Помогаю детям найти решение.

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит отправиться дальше.

- Но на чем?

- Какими видами транспорта мы уже пользовались? (воздушными)

- О чем говорит большое количество зеленого цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна.

- Как вы понимаете это слово?

- Подумайте, какие средства передвижения доступны в этих местах?

- По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А как вы думаете, зачем тратить столько сил, времени, средств на постройку дорог, если есть самолеты? По многим причинам. По многим причинам, например, самолеты не летают в пасмурную погоду, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд на много меньше стоят, чем билеты на самолет.

Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек.

- Сколько вагонов потребуется? (столько сколько людей)

- Но интересно ли ехать в одиночестве?

- сколько потребуется вагонов, если мы поедим по два человека? Как это узнать? Найти себе попутчика, т.е. поделиться по парам и сосчитать количество пар.

- А если мы поедим по 3-4 человека в вагоне, сколько потребуется вагонов? Давайте поедим все вместе.

- Сколько вагонов потребуется нам в это случае? (один)

- Скажите, почему поезда называются составами? (их составляют из разного количества вагонов)

- А как вы объясните слово «попутчик»? верно, это человек, с которым вам по пути.

И вот мы готовы к отъезду. Прощаемся с обитателями тайги.

- С кем? (белкой, куницей, лосем, рысью, дятлом, филином, синицей, клестом)

- А почему мы не можем попрощаться с медведем? (он спит в берлоге)

- Садимся в поезд. Едим. Кто из вас ездил на поезде на дальние расстояния? Как устроен вагон поезда? Он разделен на небольшие комнаты-купе, в каждом из которых едут по 4 человека. Хозяйка вагона проводница.

- А помните, как называется хозяйка самолета? (стюардесса) Проводница выдаст вам постельное белье и предложит чай.

- А чем можно заняться в пути? Можно почитать книгу, которую вы взяли перед отъездом в библиотеке, или поиграть в настольные игры, например в «молоточки». (дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель молоточком стучит. Ребята должны посчитать количество ударов).

Поезд сделал остановку. Прежде чем выйти и размяться, надо спросить у проводницы, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, не отходите от вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. Стоянка окончена. Едим дальше.

Вечереет. Ложимся спать.

Работа с пособием

Задание «Расскажи, что изменилось за окном»

- Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Что изменилось? (появились не хвойные деревья)

- Как они называются? (лиственные)

- Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья? Подумайте, почему стали появляться лиственные деревья?

Зимы в этих местах не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья могут выдержать зимние холода.

Заходим в лес, он называется смешанным. Как вы думаете почему? В нем встречаются хвойные и лиственные деревья. В этом лесу достаточно светло. Почему? Солнечный свет легко проходит через листву.

Вспомните хвойные лес, в нем всегда сумрачно.

Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями: в смешанном или хвойном лесу. Почему? Потому что в смешанном лесу больше света, поэтому и растительности больше.

 В таком лесу различают несколько уровней. «Крыша леса» - это ветки и листья самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие как сойки, вьют гнезда на самом высоко ярусе.

Небольшие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок.

- Вспомните, чем деревья отличаются от кустов?

В самом низу лесная подстилка.

- Из чего она состоит?

- чем отличается от подстилки хвойного леса? Лесная подстилка смешанного леса – огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит, и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно рассмотреть небольшие кучки - это листья, которые дождевые черви заносят к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно разглядеть множество червей и микроорганизмов. Они очень важны, т.к. поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки, и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.

- А как назвать, например, медведя, который и ягоды ест, и мед, и рыбу, и небольших животных, т.е. все. (всеядный)

- Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных? Зверей или травоядных? Хищников или всеядных?

Лес живет своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось.

- Почему нужно это делать? Почему говорят: «Лес – наше богатство!»

- Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест травы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! «Совсем другой воздух!» - говорим мы в лесу.

Вы уже знаете, что дерево живое. Почему? Оно растет, как все живые существа, питается, спит, размножается, дышит. Дерево, и не только оно, а все растения «вдыхают» тот воздух, которые выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который называется кислородом и мы им дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.

Работа с пособием

Задание «Покажи стрелками, кто где живет»

- Каждое животное живет в своем ярусе. Покажите стрелками, кто где живет и назовите этот ярус.

Задание «Объясните, почему говорят: «Лес – наше богатство!»

- Рассмотрите рисунки и объясните, почему так говорят.

  1. Заключительная часть.

- Объясните, почему в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? Зачем разводят дома комнатные растения?

-Почему еще дорог нам наш лес? Это дом для птиц и животных. Не будь леса не было бы их. Что еще дает нам лес? Лес – строительный материал, топливо, бумага.

Пройдите по группе и найдите предметы, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.

- Мы часто ходим в лес просто погулять, собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому. Вспомните правила поведения в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Увлекательная тестопластика. Тема: "Путешествие в лес".

Главная цель занятия - развить фантазию у детей и закрепить умение детей лепить фигуры из соленого теста....

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Увлекательная тестопластика. Тема: «Путешествие в лес»

Цели:Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, худо...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Путешествие в страну Здоровья»

Конспект занятия по познанию в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Путешествие в страну Здоровья»...