Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Путешествие на Северный полюс»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель:  познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления и взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке.

Материалы и оборудование: карточки лото с изображением диких, домашних животных и животных Арктики (тюлень, белый медведь, морж); большие карточки с изображением леса и скотного двора; оборудование для опыта (таз, вода, жирный крем для рук), пособие для детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: разучивание загадок о диких животных, просмотр мультфильма «Умка»; знакомство детей с картой, чтение художественной литературы, стихов, загадок;  прослушивание музыки «Северного ветра».

Планируемый результат:  дети знакомы с особенностями природных условий Крайнего Севера;  имеют представления и взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умеют наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; соблюдают правила безопасности в незнакомой обстановке

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Лото животных»

Проблемная ситуация

2 мин

2.Основная часть

Рассказ воспитателя о животном мире Северного полюса.

Физкультминутка.

Работа с пособием на применение полученных знаний

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия.

Вопросы по пройденной теме.

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

Игра «Лото животных»

Ведущий – воспитатель. Дети делятся на две команды вокруг больших карт лото с изображениями леса и скотного двора. Им раздаются маленькие карточки с животными леса, скотного двора и тюленя.

-Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. А вот куда – поможет нам определить Игра «Лото животных». Игра идёт гладко до появления карточки с тюленем.

Дети в затруднении – тюлень не похож ни на одно знакомое животное.

-Куда же мы поместим эту карточку? Кто это? (Оно не может жить на скотном дворе – оно дикое, и не может жить в лесу – у него вместо ног ласты, оно должно жить в воде)

Решение, как ответить, помогает принять воспитатель.

2.Основная часть.

Это животное -  тюлень. Он живёт в холодных краях Северного Ледовитого океана. По-другому это место называют Арктика, или Северный полюс. Именно по этому тюлень такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой. Рассмотрите арктический пейзаж. Как вы думаете, почему тюлень хищник? (нет растений)

Самый главный враг тюленя это белый медведь. Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Та наклонилась, и тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.

-А чем же питаются моржи и тюлени?  Рыбой, которой много в тех местах. А кто ещё любит рыбу? Птицы. Там где много рыбы, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.

-Как вы думаете, почему так называют большое скопление птиц?

-Пока мы наблюдали за птицами , медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды в такой сильный мороз? Чтобы понять как приспособился медведь к таким условиям, проделаем опыт.

Опыт

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта воды бы превратилась в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте их жиром (маслом или кремом). Снова опустите руку в воду. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, капельки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лёд. Теперь попробуйте объяснить случай с медведем.

А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)

-Подумайте, где человек использует технологию несмачивания? Смазывают механические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.

У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Физкультминутка «Море волнуется – раз…»

Воспитатель и дети-ведущие просят ребят принять образы животных – диких, домашних, Севера, Юга, морских, сухопутных и т.д.

Работа с пособием на применение полученных знаний

Задание «Покажи стрелками, кто кем питается»

Какие животные живут в Арктике? Покажите стрелками, кто, кем питается

Задание «Что перепутал художник?»

Задание «Что общего у этих рисунков»

Посмотрите на картинки. Между ними есть что-то общее. Как вы думаете, что их объединяет?

Задание «В первом квадрате отметь погоду…»

Как вы думаете, какая погода сейчас в Арктике? Чем похожа на ту, что мы видим за окном? Чем отличается? Отметьте в первом квадрате погоду у себя дома, во втором – на Северном полюсе

Задание «Как называется эта сказка? Расскажи»

-Рассмотрите рисунок. Это – иллюстрация к сказке. Как она называется? Расскажите тот отрывок, которому посвящена эта иллюстрация.

3.Заключительная часть.

Подведения итога занятия

-Ребята, где мы сегодня побывали?

-С кем познакомились?

- Как животные приспособились к условиям Северного полюса?

-Есть ли среди этих животных травоядные? (нет, т.к. в ледовой пустыне ничего не растёт)

-Как должны оберегать себя люди, когда очень холодно? (одеваться тепло; смазывать кожу лица жиром, например кремом; не прикасаться к холодным предметам языком или мокрыми руками; не есть снег и пр.)

Прощаемся с жителями Северного полюса: белым медведем, моржом и тю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспенкт по математике в средней группе на тему: «Путешествие на северный полюс» с использованием ИКТ

Программное содержание:Цель:  Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представление о равенстве неравенстве двух групп предметов на основе счета.Задачи: -Закрепить умение детей ...

НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе по теме : "Путешествие на Северный полюс"

Цель: оптимизировать двигательную активность детей, повышать интерес к физической культуре, формировать познавательные знания и умения. Задачи формирования экологического сознания:Обобщить и закр...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Путешествие на Северный полюс»

Применение проблемно-диалогической технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.Конспект НОД в старшей группе....

Конспект Образовательное событие в старшей группе на тему «Путешествие на Северный полюс»

Конспект Образовательное событие в старшей группе на тему «Путешествие на Северный полюс»...

Методическая разработка к занятью для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Расширение представлений детей об образе жизни животных в условия севера....